Экспертиза качества по органолептическим показателям

Органолептическую оценку качества майонеза проводили на основании ГОСТ 31761-2012 «Майонезы и соусы майонезные. Общие технические условия» и ФЗ №90 от 24.06.2008 «Технический регламент на масложировую продукцию» по следующим показателям: консистенция внешний вид, вкус и запах, цвет.

Определение органолептических показателей проводили не ранее чем через 30 мин после составления объединенной пробы или перемешивания продукта. Консистенцию майонезов, упакованных в тару и «дой-пак» определяли через 30 мин после перенесения порции продукции массой 150 г в стеклянный стакан. Для определения консистенции открывали потребительскую тару и сдвигали шпателем в сторону слой майонеза. След от шпателя не должен заплывать в течение 25 с.

Определяя внешний вид и цвет, пробу майонеза массой не менее 30 г помещали в стеклянный химический стакан. Стакан устанавливали на листе белой бумаги и рассматривали при рассеянном дневном свете, определяя внешний вид, цвет и отмечая отсутствие или наличие посторонних включений.

Для определения запаха и вкуса пробу майонеза предварительно перемешивали шпателем.

Для определения вкуса количество продукта должно быть достаточным для распределения по всей полости рта около 10 гр. Для определения вкуса держала во рту 5 секунд, не проглатывая.

Результаты органолептических показателей качества представлены в таблице 7.

Таблица 7 - Органолептические показатели качества майонеза

Наименование ГОСТ 31761-2012 Майонез «Ряба » Майонез «Ласка» Майонез «Мечта хозяйки»
Внешний вид, консистенция   Однородный сметанообразный продукт; допускаются единичные пузырьки воздуха. Однородный сметанообразный продукт, консистенция однородная, густая масса с единичным и пузырьками и воздухом   Однородный сметанообразный продукт, консистенция однородная, густая Однородный сметанообразный продукт, консистенция однородная, довольно, густая

Продолжение таблицы 7

Вкус и запах   Вкус слегка острый, кисловатый, с запахом и привкусом внесенных вкусовых и ароматических добавок Вкус приятный, слегка острый без горечи посторонних и запахов Вкус приятный, слегка острый и кисловатый, без посторонних и запахов Вкус слегка острый, кисловатый, без посторонних привкусов и запахов
Цвет   От белого до желтовато-кремового,однородный по всей массе наименования Желто-кремовый однородный по всей массе Желто- кремовый однородный по всей массе Светло- желтый однородный по всей массе


По органолептическим показателям майонезы «Ряба», «Ласка » и «Мечта хозяки» отклонений не имеют. Следовательно, испытуемые виды майонеза по внешнему виду, консистенции, вкусу, запаху и цвету соответствуют требованиям ГОСТ 31761-2012 «Майонезы и соусы майонезные. Общие технические условия» и ФЗ №90 от 24.06.2008 «Технический регламент на масложировую продукцию».

Изучение потребительских предпочтений при выборе майонеза, реализуемого в магазине «Айсберг»

Для изучения спроса и формирования ассортимента майонеза в магазинах было проведено анкетирование покупателей магазина «Айсберг». В анкетировании участвовало 30 человек в возрасте от 14 до 60 лет.

В анкетировании приняли участие 30 респондентов разного возраста, которым предлагалось ответить на несколько вопросов.

1. С какой периодичностью Вы покупаете майонез? Результаты опроса приведены в рисунке 2.

Экспертиза качества по органолептическим показателям - student2.ru

Рисунок 2 – Частота покупки майонеза

Около 60% респондентов покупают майонез не реже чем раз в неделю и чаще, что говорит о признании продукта, как часто употребляемого. 12% покупателей покупают майонез очень редко, заменяя его сметаной, так как этот продукт не надо покупать, ведь в посёлке многие держат коров.

На вопрос какой марке майонеза Вы отдаете предпочтение ответы

Экспертиза качества по органолептическим показателям - student2.ru

Рисунок 3 – Анализ предпочтения при выборе торговой марки

17% респондентов чаще всего выбирают майонезы марки «ЕЖК» и «Ряба». На втором месте – майонезы «Слобода» и «Моя семья» их, чаще всего, выбирает 14% покупателей. Майонезу Calve, «Мечта хозяйки» и «Ласка» отдают предпочтение по 11% покупателей. Майонез «Махеев» предпочитает около 5% опрошенных. У майонезов «Ласка» и «Ряба» высока доля повторных покупок, но возможно, это говорит о том, что эти виды майонеза используют, как вторую марку, покупая их , когда нет в продаже своей марки, или, когда хочется несколько разнообразить меню.

Следующим вопросом анкеты был вопрос об отношении покупателей к выбору лёгкого майонеза. В результате выяснилось следующее: многие потребители считают продукцию с низким содержанием жира менее качественной. В то же время положительное влияние на развитие этого сегмента оказывает фактор заботы о здоровье, который приобретает для россиян все большее значение. Покупатели более молодого возраста предпочитают майонезы лёгкие, но эта возрастная категория поселка находится в меньшинстве.

Экспертиза качества по органолептическим показателям - student2.ru

Рисунок 4 – Предпочтение потребителей по виду майонеза

Покупатели п.Челюскинцев отдают предпочтение классическому майонезу, так ответило 57% покупателей.

Оливковый майонез, еще недавно считавшийся новым продуктом, также пришелся по вкусу сельским потребителям - на него приходится 15% рынка продаж в магазине «Айсберг».

Майонезы со вкусовыми добавками пока не пользуются спросом на селе.

Также было выяснено какие факторы являются основными при выборе майонеза. Результаты представлены на рисунке 5.

Экспертиза качества по органолептическим показателям - student2.ru

Рисунок 5 - Влияние различных факторов на покупку майонеза

Для 31% опрошенных обязательным условием при покупке майонеза является низкая цена. Сельские потребители в основном предпочитают майонез, изготовленный отечественными производителями, - данный фактор как наиболее значимый отметили 25% опрошенных. Для 14% потребителей важна высокая жирность, тогда как 10%, напротив, выбирают низкокалорийный майонез. Менее всего покупатели обращают внимание на оформление упаковки и тип материала, из которого она изготовлена, - на этот вариант приходится 10% ответов. На срок годности обращают внимание только 5% всех опрошенных. И 5% из всех опрошенных покупают различный майонез, чтобы разнообразить меню.

При изучении предпочтения по упаковке мнения респондентов распределились следующим образом (рисунок 6)

Экспертиза качества по органолептическим показателям - student2.ru

Рисунок 6 - Предпочтение потребителей по виду упаковки

Самой популярной упаковкой оказались пакеты из полимерного материала, так как они имеют лучшие эргономические показатели, обладают эстетическими характеристиками и легче утилизируются.

Проведя изучение потребительских предпочтений в магазине «Айсберг» установили, что около 60% респондентов покупают майонез не реже чем раз в неделю и чаще, что говорит о признании продукта, как часто употребляемого. Большинство респондентов выбирают майонезы марки «ЕЖК» и «Ряба». Покупатели п.Челюскинцев отдают предпочтение классическому майонезу, так ответило 57% покупателей. Для 31% опрошенных обязательным условием при покупке майонеза является низкая цена.

Экономический раздел

Наши рекомендации