Издержки производства и себестоимость продукции
1. Понятие, состав и виды издержек производства.
Издержки производства (или себестоимость продукции) – все затраты предприятия на производство и реализацию продукции выражается в денежной форме (затраты сырья и материалов, топлива и энергии, заработная плата, АО и т. д.).
Себестоимость является обобщающим показателем всесторонне характеризующим производительно-хозяйственную деятельность предприятия.
Себестоимость является важнейшим экономическим показателем работы предприятия. В себестоимости находит отражение уровень применения техники, уровень организации производства и труда, степень использования ОПФ и оборотных средств и условия работы предприятия.
Себестоимость является определяющим показателем при выборе эффективного варианта новой техники, эффективного варианта строительства, при внедрении новых технологий и при выпуске новых видов продукции.
Снижение себестоимости обусловливает рост прибыли предприятия и соответственно, чем ниже себестоимость продукции, тем выше суммарная прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия.
2. Классификация издержек производства.
Для планирования учета и анализа все затраты на производство и реализацию продукции группируются по отдельным признакам.
1. Классификация затрат по экономическим и статьям калькуляции.
По экономическим элементам все затраты включают в следующие группы:
1. Материальные затраты (за вычетом возвратных отходов);
2. Расходы на оплату труда;
3. Отчисления на социальные нужды;
4. Амортизация основных фондов;
5. Прочие расходы.
Приведенная классификация является единой для предприятий всех отраслей промышленности.
Классификация по экономическим элементам дает возможность определить общий объем ресурсов, затраченных на выполнение плана производства и реализации продукции независимо от того, на какой вид продукции они были израсходованы. Она позволяет выявить структуру затрат на производство и разработку мероприятия по снижению себестоимости продукции.
Структура затрат – удельные веса отдельных элементов затрат в общем их объеме.
Классификация затрат по экономическим элементам устанавливает потребность предприятия в материалах, трудовых и финансовых ресурсах. Помимо этого она позволяет увязать план себестоимости с другими планами работы предприятия (с планом материально-технического снабжения, с планом по труду и т. д.).
В элементе «материальные затраты» отражается стоимость сырья и материалов, полуфабрикатов, топлива и энергии на основном и вспомогательном производстве с учетом транспортно-заготовительных расходов, налогов и таможенных пошлин.
В элементе «расходы на оплату труда» отражается затраты на оплату труда руководителей, специалистов, служащих и рабочих основных, вспомогательных и обслуживающих производств.
В элементе «отчисления на социальные нужды» отражаются отчисления в установленном законодательством фонды по регламентированным ставкам (например: отчисления в фонд социальной защиты – 35% от фонда заработной платы).
В элементе «амортизация основных фондов» отражаются суммарные АО на полное восстановление (реновацию) основных фондов, включая собственные и арендованные.
В элементе «прочие затраты» включаются расходы, не вошедшие в первые 4 группы:
- затраты на рекламу;
- арендная плата за имущество;
- оплата работникам за рационализаторские предложения и изобретения;
- плата за кратковременные и долгосрочные кредиты и т. д.
Существенным недостатком классификации затрат по экономическим элементам является то, что она не позволяет рассчитать себестоимость единицы продукции, и не отвечает на вопросы где и на какие цели были произведены затраты.
Для компенсации указанных недостатков используют классификацию по статьям калькуляции, которая позволяет:
1. Определить себестоимость единицы продукции, а следовательно и ее цену;
2. Охарактеризовать место возникновения затрат и их целевое назначение (в цехе, на участке, на ремонт, на основное производство, на техническое обслуживание и т. д.).
Перечень калькуляции статей затрат определяется отраслевыми методическими рекомендациями. Ниже приводим наиболее типичную для предприятия химической промышленности группировку затрат:
1. Сырье и материалы на технологические цели;
2. Комплектующие изделия и покупные полуфабрикаты;
3. Топливо и энергия на технологические цели;
4. Возвратные отходы (вычитаются);
5. Транспортно-заготовительные расходы и того материальные затраты;
6. Основная заработная плата основных производственных рабочих;
7. Дополнительная заработная плата основных производственных рабочих;
8. Отчисления в фонд социальной защиты;
9. Расходы на подготовку и освоение производства новых видов продукции;
10. Возмещение износа специальных инструментов и приспособлений;
11. Общепроизводственные расходы;
12. Общехозяйственные расходы;
13. Потери от брак;
14. Прочие производственные расходы и того производственная себестоимость;
15. Внепроизводственные или коммерческие расходы;
16. Налоги и отчисления, включаемые в себестоимость, вся полная себестоимость.
Возвратные отходы – отходы производства, которые в нем используются вновь, либо используются для других целей.
В зависимости от направления использования устанавливается их цена самим предприятием.
Транспортно-заготовительные расходы – затраты на транспортировку сырья, топлива от поставщика до места потребления.
В статью №6 включают заработную плату только основных производственных рабочих. Заработная плата вспомогательных рабочих в эту статью не включается.
«Дополнительная заработная плата основных производственных рабочих» включает в себя выплаты предусмотренные законодательство за неотработанные на предприятии время (оплата ежегодных и учебных отпусков, оплата за выполнение государственных обязанностей, оплата льготных часов подросткам и т. д.).
Статьи №11, 12 и 15 рассчитывают отдельно по специальным смета.
Статья №13 включает расходы на исправление брака.
Кроме затрат связанных с изготовлением продукции, в калькуляцию включаются издержки, установленные законодательством т. е. налоги отчисления (отчисления в фонд социальной защиты, отчисления в инновационный и дорожный фонд, экологический налог и т. д.).
2. Классификация затрат в зависимости от способа их отнесения на себестоимость продукции.
В рамках этой классификации выделяют прямые и косвенные затраты.
Прямые– затраты непосредственно связанные с производством конкретной продукции и включаются в себестоимость на основе установленных технологических норм (затраты на сырье и материалы, топливо и энергию, основную заработную плату производственных рабочих и т. д.).
Косвенные– связанные с работой предприятия или цеха по производству нескольких видов продукции. Их невозможно прямо отнести на себестоимость единицы продукции. Они распределяются между видами продукции и включаются в их себестоимость пропорционально условной базе, за которую, например, принимается основная заработная плата производственных рабочих.
К косвенным расходам относятся: общепроизводственные, общехозяйственные и коммерческие расходы.
Коммерческие расходыраспределяются по видам продукции пропорционально себестоимости.
3. Классификация затрат в зависимости от изменения объема производства.
К этим затратам относятся условно-переменные и условно-постоянные.
Условно-переменные – затраты, изменяющиеся прямопропорционально изменению объема производства, оставаясь в расчете на единицу продукции практически неизменными (сырье, материалы, энергия, основная заработная плата).
Условно-постоянные – затраты, которые в общем объеме не меняются с изменением выпуска продукции, а в расчете на единицу продукции они изменяются обратнопропорционально изменению объема производства (общепроизводственные, общехозяйственные и почти все коммерческие).
При низком использовании производственных мощностей за счет роста условно-постоянных расходов на единицу продукции появляется убыточная продукция, т. е. продукция, у которой затраты выше, чем цена.
4. Классификация затрат в зависимости от степени однородности затрат.
В рамках этой классификации выделяют простые и комплексные расходы.
Простые – затраты однородные по экономическому содержанию (сырье, материалы и т. д.).
Комплексные – затраты состоят из: общепроизводственных, общехозяйственных, коммерческих расходов.
Лекция №11 (17.10.07)
5. Классификация затрат по экономической роли в формировании себестоимости продукции.
По данной классификации различают:
- основные;
- накладные.
Основные – затраты, непосредственно связанные с изготовлением продукции (сырье, материалы, заработная плата).
Накладные – расходы, связанные с обслуживанием и управлением процессом производства (общепроизводственные, коммерческие).
При формировании затрат на производство продукции в зависимости от стеаени ее готовности различают:
- технологическая себестоимость;
- цеховая себестоимость;
- производственная (заводская) себестоимость;
- полная себестоимость.
Технологическая себестоимость – затраты, связанные с выполнением технологических операций.
Цеховая себестоимость – затраты цеха на производство конкретного вида продукции.
Производственная себестоимость – все затраты предприятия на производство продукции. Она складывается из цеховой себестоимости и общехозяйственных расходов.
Полная себестоимость – затраты на производство и реализацию продукции (производственная себестоимость + коммерческие расходы).
3. Калькулированние издержек производства.
Калькулированние себестоимости продукции – расчет себестоимости единицы продукции по статьям калькуляции.
Различают следующие виды калькуляции:
- плановые;
- отчетные;
- проектные.
Плановая – представляет собой расчет себестоимости продукции в плане на год и по кварталам. Она разрабатывается на все виды продукции. Она разрабатывается на основе запланированного объема производства продукции, прогрессивных норм расхода сырья, материалов, топлива и энергии, на основе планово-заготовительных цен на эти ресурсы, на основе норм трудовых затрат и смет расходов. В плановой калькуляции себестоимости находят отражения мероприятия по росту ПТ, по экономии материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, по улучшению использования средств производства и т. д.
Отчетные калькуляции определяют фактический уровень себестоимости продукции за прошедший период и являются средством контроля за выполнением плана себестоимости. Они используются для анализа и выявления резервов дальнейшего снижения затрат на производство и реализацию продукции.
Проектные калькуляции разрабатываются при реконструкции предприятия, в случае строительства нового предприятия, при освоении новых видов продукцию. Они разрабатываются на основе технологических, конструктивных и экономических расчетов.
В практике планирования различают несколько способов калькуляции себестоимости:
1. Производство в цехе 1-го вида продукции. В этом случае все затраты прямо относятся на этот вид продукции.
2. Производство в цехе нескольких видов продукции. Часть затрат прямо относится на себестоимость отдельного вида продукции (сырье, материалы и т. д.), а часть косвенно (амортизация основных фондов и все накладные расходы).
3. Метод основан на комплексной переработке сырья, т. е. из одного вида сырья получают несколько видов продукции. При использовании этого метода один из видов продукции принимается за условную единицу, а остальные приводятся к условной продукции при помощи калькуляционного коэффициента.
Калькуляционный коэффициент – отношение оптовой цены каждого вида продукции к оптовой цене продукции принятой за условную единицу.
4. Разработка смет – затрат по отдельным направлениям деятельности предприятия.
Смета – суммарные затраты по комплексным статьям расхода, к которым относятся общепроизводственные, общехозяйственные, коммерческие расходы.
1. Смета общепроизводственных расходов.
Смотри таблицу.
Связана с обслуживанием всего цеха.
Наименование статей расходов | Содержание расходов |
А: расходы по содержанию и эксплуатации оборудования | |
1. Амортизация оборудования и транспортных средств | Амортизация отчислений на полное восстановление оборудования и транспортных средств, |
2. Эксплуатация оборудования | Затраты на смазочные материалы, необходимые для ухода за оборудованием; заработная плата вспомогательных рабочих, обслуживающих оборудование. |
3. Ремонт оборудования и транспортных средств | Стоимость запчастей и других материалов, расходуемых на ремонты; заработная плата ремонтников. |
4. Внутрипроизводственное перемещение грузов | Стоимость горючего и запчастей, необходимых для содержания и эксплуатации транспортных средств; оплата труда рабочих, занятых перемещением грузов. |
5. Прочие расходы | Затраты на переналадку оборудования и другое. |
Б: расходы по организации, обслуживанию и управлению производством | |
6. Содержание аппарата управления цеха | Заработная плата управленческого персонала цеха |
7. Седержание неуправленческого персонала цеха | Заработная плата служащих цеха |
8. Амортизация зданий и сооружений цеха | АО на полное восстановление заданий и сооружений цеха , где Ф – стоимость зданий и сооружений |
9. Содержание зданий и сооружений цеха | Стоимость материалов, израсходованных на хозяйственные нужды, отопление, освещение, водоснабжение, заработная плата рабочих, занятых на хозяйственных работах |
10. Ремонт зданий и сооружений цеха | Стоимость материалов на ремонт, заработная плата ремонтникам. |
11. Испытания, опыты, исследования | Стоимость расходных материалов, топлива и энергии, израсходованных на проведение опытов и испытаний, заработная плата работников, занятых на опытах и исследованиях |
12. Рационализация и изобретения | Стоимость расходных материалов, топлива и энергии на рационализаторство и изобретение; авторские вознаграждения рационализаторам и изобретателям |
13. Охрана труда | Затраты на материалы и оплата труда работникам, которые заняты выполнением мероприятий по охране труда в цехе. |
14. Прочие расходы | Доплаты за работу в сверхурочное время |
В: Непроизводительные расходы | |
15. Потери от простоев | Затраты на оплату труда рабочих за время их простоя по вине предприятия; стоимость, материалов, энергии, непроизводственно затраченных в период остановки производства |
16. Недостачи и потери материальных ценностей | Стоимость испорченных материалов и продукции при хранении. |
2. Смета общехозяйственных расходов.
Она связана с управлением и обслуживанием всего предприятия. Включая следующие основные статьи:
1. Заработная плата управленческого персонала (работников заводоуправления);
2. Заработная плата обслуживающих работников (работников кладовщиков и т. д.);
3. Амортизация зданий и сооружений общезаводского назначения;
4. Амортизация оборудования, связанного с обслуживанием и управлением предприятия;
5. Отопление, освещение, канализация заводоуправления; канцелярские расходы, командировочные расходы и т. д.
3. Смета коммерческих расходов.
Она включает в себя расходы на производство или покупку тары, на упаковку, погрузку и доставку продукции на станцию отправления, затраты на рекламу, маркетинговые исследования, исследования по сбыту, затраты на участие в выставках, презентациях и т. д.
5. Основные направления снижения издержек производства.
Снижение себестоимости продукции приобретает особое значение в условиях рыночной экономики, так как ведущую роль приобретает максимизация прибыли.
Основным направлением снижения себестоимости продукции:
1. уменьшение материальных затрат (на сырье, материалы, энергию) за счет:
- снижения норм расхода;
- применения более дешевых видов сырья и материалов;
- повышение степени использования сырья (увеличение выхода конкретной продукции из единицы сырья за счет уменьшения потерь и более полного использования отходов производства).
2) снижение затрат на заработную плату за счет роста ПТ, за счет использования механизмов и автоматизированных процессов и сокращения потерь рабочего времени.
3) сокращение накладных расходов (общепроизводственных, общехозяйственных и коммерческих) за счет:
- увеличения выпуска продукции;
- за счет совершенствования обслуживания и управления производством (внедрения автоматизированных систем управления, автоматизированных рабочих мест специалистов).
В практике планирования себестоимости продукции выделяют следующие группы важнейших технико-экономических факторов, оказывающих влияние на себестоимость продукции:
1. факторы повышения технического уровня производства:
- механизация и автоматизация производственных процессов;
- внедрение ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий;
- модернизация существующей техники и т. д.
2) факторы улучшения организации производства и труда:
- сокращение потерь рабочего времени;
- сокращение потерь от брака;
- сокращение администрационного персонала и т. д.
3) изменение объема и структуры выпускаемой продукции (снижение условно-постоянных расходов на единицу продукции при росте фондов, в связи с чем снижаются АО в расчете на единицу продукции).
4) отраслевые и прочие факторы:
- ввод в действие новых предприятий;
- изменение норм амортизации;
- изменение цен и т. д.
73. Ценообразование на продукцию предприятия
В условиях экономики преимущественно рыночного типа коммерческий успех организации во многом определяется ее ценовой политикой, под которой понимается деятельность предприятия в области управления ценами на выпускаемую продукцию в целях обеспечения ее сбыта и максимизации прибыли. Эта деятельность неразрывно связана с анализом ценообразующих факторов и процессом установления цен, основанном на том или ином методе ценообразования.
К важнейшим ценообразующим факторам предприятия относятся:
· сложившееся взаимодействие спроса и предложения на выпускаемую предприятием продукцию;
· себестоимость производства и реализации продукции (см. п. 4.1);
· цены конкурентов на аналогичную продукцию и возможность воздействия на них (монопольная сила предприятия);
· ожидаемая реакция покупателей на возможные изменения цен;
· прямое или косвенное воздействие государства на цены.
Для реализации эффективной ценовой политики предприятия необходимо иметь представление о ценовой системе, под которой понимается единая упорядоченная совокупность различных видов цен и их групп, обслуживающих и регулирующих экономические отношения между различными участниками национального и мирового рынка.
В рамках единой ценовой системы цены классифицируются следующим образом.
По стадиям ценообразования и движения продукции от производителя к потребителю выделяют (рис. 34):
· оптовые цены изготовителя, компенсирующие его издержки на производство и реализацию продукции и обеспечивающие планируемую прибыль и рентабельность предприятия;
· оптовые отпускные цены, включающие в себя помимо цен изготовителя косвенные налоги (акцизы и НДС);
· оптовые цены закупки, представляющие собой оптовые отпускные цены, увеличенные на суммы посреднических надбавок (скидок) - цены услуг посредников по продвижению товара от производителя к потребителю;
· розничные цены, формируемые в сфере розничной торговли и включающие в себя наряду с оптовыми ценами закупки условия для прибыльной работы розничной торговли.
Элементы цены | |||||||||
Себестоимость производства и реализации продукции | Прибыль производителя | Косвенные налоги | Посредническая надбавка | Торговая надбавка | |||||
Акцизы | НДС | Издержки посредника | Прибыль посредника | НДС посредника | Издержки торговли | Прибыль торговли | НДС торговли | ||
Оптовая цена изготовителя | |||||||||
Оптовая отпускная цена | |||||||||
Оптовая цена закупки | |||||||||
Розничная цена | |||||||||
Рис. 34. Классификация цен по стадиям ценообразования и продвижения продукции от производителя к потребителю
Виды включаемых в цену продукции расходов | |||||
Цена продукции на складе поставщика | Расходы по доставке продукции на станцию отправления | Расходы по погрузке продукции в вагоны на станции отправления | Расходы по транспортировке до станции назначения | Расходы по выгрузке продукции из вагонов на станции назначения | Расходы по доставке от станции назначения до склада потребителя |
Франко-склад поставщика | |||||
Франко-станция отправления | |||||
Франко-вагон станция отправления | |||||
Франко-вагон станция назначения | |||||
Франко-станция назначения | |||||
Франко-склад потребителя |
Рис. 35. Система цен «франко»
По степени государственного воздействия на цены различают рыночные и регулируемые цены. Рыночные цены складываются в результате конкурентных взаимоотношений рыночных субъектов, в то время как регулируемые - при прямом воздействии на них со стороны государства.
К рыночным ценам относятся:
· свободные цены, которые образуются в результате взаимодействия спроса и предложения в условиях свободной конкуренции;
· монопольные цены, складывающиеся в условиях доминирования одного или нескольких предприятий, обладающих значительной монопольной силой;
· демпинговые цены, являющиеся результатом сознательного занижения цен, проводимого в целях вытеснения конкурентов с рынка или увеличения объемов продаж (рыночной экспансии).
К регулируемым ценам относятся:
· фиксированные цены, величины которых жестко устанавливаются государством;
· предельные цены, представляющие собой устанавливаемые государством нижние или верхние пределы цен на ту или иную продукцию.
По наличию транспортной составляющей в цене (система цен «франко» или система франкирования цен) выделяют (рис. 35):
· цену франко-склад поставщика, включающую в себя цену продукции на складе поставщика;
· цену франко-станция отправления, в которую наряду с ценой продукции на складе поставщика включены расходы по транспортировке продукции на станцию отправления;
· цену франко-вагон станция отправления, содержащую в себе все предыдущие расходы, а также затраты по погрузке продукции в вагоны на станции отправления;
· цену франко-вагон станция назначения, представляющую собой цену франко-вагон станция отправления, увеличенную на величину расходов по транспортировке до станции назначения;
· цену франко-станция назначения, включающую в себя наряду со всеми предыдущими затратами и расходы по выгрузке продукции из вагонов на станции назначения;
· цену франко-склад потребителя, содержащую в себе все расходы продавца вплоть до доставки продукции до склада потребителя.
Важнейшим элементом ценовой политики любого предприятия является ценообразование, базирующееся на том или ином методе.
Метод ценообразования - это способ формирования цен на продукцию предприятия. Все применяемые в настоящее время методы ценообразования могут быть разделены на затратные и параметрические методы ценообразования. Затратные методы основаны на учете издержек производства и реализации продукции, в то время как параметрические принимают во внимание прежде всего технико-экономические характеристики (параметры) продукции.
Различают следующие затратные методы ценообразования:
· ценовый метод полных издержек, предполагающий формирование цен на основе планируемой прибыли (рентабельности) и всех (прямых и косвенных) затрат, которые вне зависимости от происхождения списываются на единицу того или иного изделия. Данный метод (его еще называют методом ценообразования по принципу «издержки + запланированная прибыль») применяется на тех предприятиях, где гарантирован сбыт продукции (для предприятий с сильной монопольной властью). Недостатки метода связаны с тем, что он не стимулирует производителя к снижению собственных издержек в условиях гарантированного сбыта;
· ценовый метод стандартных издержек, связанный с определением цен на продукцию на основе учета прямых и косвенных затрат по установленным нормам. Наличие отклонений от норм позволяет обнаруживать резервы снижения издержек производства и является стимулирующим фактором для работы в этом направлении;
· ценовый метод прямых издержек, предполагающий расчет цен на продукцию на основе только прямых затрат. При этом все затраты, которые так или иначе зависят от объемов производства (условно-переменные затраты), рассматриваются как прямые и участвуют в ценообразовании. Данный метод ценообразования, именуемый также методом формирования цен по сокращенным затратам, обладает тем преимуществом, что позволяет выявлять наиболее выгодные виды продукции, поскольку считается, что игнорируемые данным методом косвенные затраты не зависят ни от объемов производства, ни от замены производства одного изделия на другое;
· ценовый метод стандартных прямых издержек, сочетающий в себе принципы ценообразования двух предыдущих методов.
Параметрические методы ценообразования тем или иным образом учитывают полезность продукции и включают в себя:
· метод удельной цены, связанный с выявлением одного главного параметра продукции и расчетом удельной цены товара в виде частного от деления цены на основной параметр. Например, если имеющий мощность 100 лошадиных сил (л. с.) трактор стоит 10 000 тыс. руб., то удельная цена данного товара равна 10 000 : 100 = 100 тыс. руб./л. с. и, следовательно, новый трактор с мощностью двигателя в 120 л. с. может быть оценен в 12 000 тыс. руб. Недостатки данного метода связаны с учетом лишь одного параметра качества и игнорированием всех других, что делает данный метод ценообразования применимым только для ориентировочных расчетов;
· ценовый метод баллов, предполагающий выделение нескольких параметров качества и начисление экспертами баллов новому изделию по каждому из этих параметров. Далее набранное новым изделием число баллов сопоставляется с аналогичным показателем базисного изделия, цена которого уже известна. Цена на новое изделие определяется исходя из цены базисного варианта путем ее увеличения (уменьшения) пропорционально соотношению баллов, набранных обоими изделиями;
· ценовый метод регрессии, связанный с определением эмпирических формул (уравнений регрессии) зависимости цены продукции от основных ее параметров. Подстановка в полученное для базисного варианта уравнение регрессии параметров нового изделия позволяет вычислять цену последнего.