Экономическая среда бизнеса.
Экономическая среда бизнеса представляет собой совокупность факторов, условий деятельности и особенностей окружения субъектов бизнеса в сферах создания и реализации товаров и услуг, осуществления работ. Определение неэкономической среды бизнеса мы приведем в другой главе учебника.
Составляющими экономической среды бизнеса выступают деловые связи, инфраструктура бизнеса и рынок. Через их посредство на поверхности явлений мы и наблюдаем перечисленные выше условия, факторы деятельности и особенности окружения субъектов бизнеса.
Деловые связи – это совокупность способов взаимодействия субъектов бизнеса в процессе реализации деловых интересов.
Для производства товаров и оказания услуг предпринимательской фирме нужно выявить существующие потребности (или смоделировать новые), закупить сырье, машины, оборудование, нанять рабочих, произвести товары и продать их (либо оказать услуги, выполнить работы).
Конкурентный характер деловых связей обусловлен непреодолимостью основы противоречий между субъектами бизнеса, а именно, несовпадением деловых интересов каждого из них, что порождает, как мы знаем, стремление каждого субъекта бизнеса навязывать другим субъектам свои интересы.
Конкуренция между предпринимателями и потребителями так же направлена на взаимное навязывание деловых интересов - потребители стремятся уменьшить цены и получить гарантии качества товаров и услуг (именно с этим связаны активно применяемые во всем мире различные приемы защиты прав потребителей), предприниматели же изначально заинтересованы в обратном.
Вместе с тем субъекты бизнесы, конкурируя между собой в среде бизнеса, являются и контрагентами друг для друга. В качестве контрагентов, в узком смысле термина контрагент, выступают продавец и покупатель товаров, работодатель и наемный работник, кредитор и заемщик, инвестор и эмитент, другими словами, все участники рыночного товарообменного процесса, связанные между собой деловыми отношениями, центром которых являются взаимные интересы.
Конкретная предпринимательская фирма может производить и продавать товары, которые впоследствии станут исходным материалом для производственного бизнеса другой фирмы. В этом случае она называется поставщиком. Поставщик – это производитель или распространитель товаров и услуг.
В широком смысле , контрагентом друг для друга являются все субъекты бизнеса. Это происходит, во-первых, потому, что каждый субъект бизнеса, вольно или невольно, прямо или опосредованно, осуществляет деятельность, направленную на удовлетворение потребностей других субъектов бизнеса, а во-вторых, - потому, что каждый из субъектов деловых отношений вынужден считаться с интересами других субъектов деловых отношений.
Деловые связи между субъектами бизнеса разворачиваются в определенной инфраструктуре бизнеса (к выяснению этого явления мы обратимся в следующей главе учебника Основы бизнеса), и внешне проявляются в виде постоянно воспроизводящегося рынка товаров и услуг.
Категория рынок товаров и услуг неоднократно определялся в предшествующих разделах учебника. В настоящей главе нам важно обратить внимание именно на постоянное динамическое воспроизведение рыночных явлений в экономической среде бизнеса.
Постоянное возобновление взаимосвязей между субъектами бизнеса обусловлено, с одной стороны, противоречиями между ними, делающими последних конкурентами, а с другой стороны, -потребностью каждого субъекта бизнеса во взаимодействии с себе подобными, делающей всех субъектов бизнеса контрагентами. Тем самым получается, что субъекты деловых отношений вынуждены взаимодействовать в экономической среде бизнеса друг с другом из-за необходимости соперничать друг с другом и выполнять взаимные обязательства друг перед другом одновременно.
Рынок товаров и услуг оказывается, таким образом, внешним выражением той самой экономической среды бизнеса, где взаимодействие субъектов бизнеса происходит непосредственно и где взаимное влияние субъектов бизнеса имеет, как мы выяснили, непреходящий характер. Именно рынок делает деловые связи между субъектами бизнеса живыми, реальными. Устойчивая потребность каждого из субъектов бизнеса взаимодействовать с другими субъектами бизнеса превращает тем самым рынок в постоянно воспроизводимое явление, экономику, подталкиваемую вперед деловыми интересами и деловыми связями, - в рыночную экономику, а экономическую среду современного бизнеса – в рыночную среду. Категорией рыночная среда мы и будем пользоваться в дальнейшем для описания экономической среды современного бизнеса.
36. Жизненный цикл вида бизнеса и жизненный цикл п-я
Обычно различают следующие «экономические» стадии бизнеса (допускающие сравнение с этапами жизни человека): возникновение (рождение), становление (детство), рост (юность), насыщение (зрелость), спад (старение), ликвидация (смерть).
Возникновение бизнеса связано с выявлением неудовлетворенной или не вполне удовлетворенной потребности экономики в некотором виде товаров или услуг, с поиском и занятием свободной рыночной ниши. Главная цель бизнеса на данной стадии – выживание, т.е. переход к следующей стадии цикла. Это требует от лидера бизнеса таких качеств, как вера в успех, готовность рисковать, высокая работоспособность. Особое значение на этом этапе должно придаваться поиску и адаптации всего нового, непривычного.
Становление – закрепление своего положения на рынке и в деловом сообществе. Основная задача – укрепление конкурентоспособности бизнеса. Это высокорисковая внутренне стадия, т.к. именно в этот период часто происходит бурный и плохо контролируемый рост организации. На этой стадии многие вновь образующиеся фирмы терпят крах из-за неопытности и некомпетентности бизнесменов или менеджеров.
Рост – стадия продолжения ускорения и, как правило, полный захват допустимой для этого бизнеса части рынка. При этом происходит переход от комплексного менеджмента, осуществляемого небольшой командой единомышленников, к дифференцированному менеджменту с использованием простых или более изощренных форм планирования и прогнозирования. Интуитивная оценка риска руководством организации уже недостаточна, и это заставляет менеджеров прибегать к аналитическим оценкам рисков, что способствует появлению в организации узкоспециализированных работников.
Насыщение – развитие фирмы на этой стадии обычно ведется в интересах системного сбалансированного роста на базе устойчивой структуры и четкого управления. К руководству приходят опытные администраторы, при этом неординарные талантливые специалисты нередко заменяются более «послушными». Зрелость организации связана с ее проникновением в новые сферы деятельности, расширением и дифференциацией, однако именно в этот период активно зарождается бюрократизм в управлении. Выделяются три стадии насыщения (зрелости): ранняя, промежуточная и окончательная. Период ранней зрелости характеризуется произвольным ростом фирмы, промежуточной – сбалансированным ростом, окончательной – насыщением и стагнацией деятельности.
Спад – стадия, характеризующаяся утратой конкурентных позиций на рынке, обострением внутрифирменных противоречий и конфликтов, ухудшением финансового состояния фирмы и снижением ее стоимости. Главной задачей организации является борьба за выживание, затрудненная бюрократизацией как внутреннего пространства фирмы, так и внешней среды. Новые идеи на этой стадии редко находят адекватное воплощение.
Ликвидация – завершение данного бизнеса. По существу это может быть либо концентрированный переход капитала в другую отрасль или сферу деятельности, либо дисперсия (распыление) капитала по многочисленным кредиторам и ликвидация капитала как целого. Наконец, возможно и разорение владельцев бизнеса.