Недостатки малого предприятия
Малое предпринимательство функционирует в условиях дефицита основных ресурсов, предопределенного, в частности, следующими причинами:
труднодоступностью (особенно для начинающих предпринимателей) информации о наличии и условиях предоставления ресурсов;
нарушении принципа открытого предоставления ресурсов на конкурсной основе;
усложнении процедуры доступа к ресурсам, которое влечет за собой существенные потери во времени и средств;
нежеланием органов исполнительной власти вовлекать ресурсы (и прежде всего недвижимость) в хозяйственный оборот, предоставление недвижимости и оборудования преимущественно на правах краткосрочной аренды.
Едва ли не самой значимой для малого предпринимательства является ситуация на рынке недвижимости, нехватка производственных площадей. Крупные предприятия не торопятся включать в рыночный оборот неиспользуемые производственные помещения. Рынок недвижимости в значительной степени монополизирован. Владельцы собственности (муниципальные органы) чаще всего строят свои отношения с мелкими предпринимателями на основе договоров краткосрочной аренды и, как правило, диктуют неблагоприятные для предпринимателей условия.
Рынок средств производства. Дефицит специализированного отечественного и импортного оборудования, который особенно ощущался на начальном этапе развития малого предпринимательства в конце 1980-х начале 1990-х гг., когда производители ориентировались главным образом на удовлетворение потребностей крупных государственных предприятий, был преодолен по мере развития рыночных преобразований и активизации внешней торговли.
Рост цен на продукцию базовых отраслей, используемую малыми предприятиями, постоянно опережает рост цен на продукцию малого предпринимательства, ухудшает нестабильное экономическое положение.
Проблема кредитования одна из самых острых проблем развития малых предприятий. В кредитах им чаще всего отказывают, ссылаясь на частые изменения процента рефинансирования, повышенный риск, а также высокую потребность в займах, а если и предоставляют ссуду, то под высокий процент.
На рынке труда отмечаются серьезные региональные и отраслевые диспропорции. Трудовые ресурсы недостаточно мобильны. Относительная их дешевизна определяется недостаточной квалифицированностью. Особенно тяжело отражается на развитии малого предпринимательства нехватка квалифицированных специалистов: маркетологов и экономистов.
Рынок информации развивается хаотично и не радует потребителя высоким качеством (актуальностью) и разумными ценами на данные. Мелкие предприниматели используют сведения из неформальных источников (личные связи, знакомства) и сработанных баз данных, которые составлены по материалам печати и рекламы.
Рынок сбыта колоссально сузился вследствие низкой платежеспособности россиян и неплатежеспособности большинства предприятий.
Административные барьеры. Они связаны со злоупотреблением представителей исполнительной власти, с превышением ими своих полномочий при регулировании от имени государства деятельности хозяйствующих субъектов.
1. Регистрация – первая составляющая госрегулирования. Органы власти различных уровней усложняют процедуру и завышают стоимость регистрации малых предприятий. Правовые ограничения времени и стоимости регистрации определены законодательным актом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
2. Вторая составляющая госрегулирования – инспекции – регламентируется Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».
3. Правовые ограничения на третью составляющую госрегулирования – лицензирование – накладываются Федеральным Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». В нем приведен исчерпывающий перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, причем установлено, что срок действия лицензии – не менее пяти лет.
4. Последняя составляющая госрегулирования – сертификация. Она регламентируется Федеральным законом «О техническом регулировании», в котором, к сожалению, отсутствует четкая характеристика сроков, видов деятельности и размеров оплаты при проведении сертификации продуктов, работ и услуг. Таким образом, можно утверждать, что во всех областях государственного регулирования ситуация далека от целей, декларируемых в федеральных законах; конкретные его составляющие не укладываются в установленные законодательством контрольные ограничения.
Несовершенство правовой базы. Деструктивное влияние правовой среды на малое предпринимательство проявляется в нескольких моментах:
- юридические нормы не стабильны;
- множество недочетов в законодательстве, не регламентирует должным образом куплю-продажу, а также порядок землевладения и землепользования, не предусматривает реальных мер защиты от произвола и некомпетентности чиновников.
- несовершенство налогового законодательства. Действующие ставки налогов превышают все разумные пределы. Это вынуждает предпринимателей искать способы уклонения от налогов, что в конечном счете идет во вред бюджету.
Перечень налоговых льгот крайне ограничен, а их позитивное воздействие на развитие малых предприятий минимально. Порядок налогообложения, установленный Законом РФ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», распространяется лишь на небольшую долю малых предприятий. Предприниматели страдают от монополии налоговых инспекций на информацию, особенно на подзаконные акты, внутренние инструкции и разъяснительные документы, практически недоступные налогоплательщикам. В современной ситуации, когда налогообложение регулируется несколькими сотнями правовых актов и инструктивных документов, работники фискальных органов могут толковать все неясности и двусмысленности законодательных положений в пользу бюджета.
Так же политическая обстановка в России, весьма далекая от стабильности не лучшим образом влияет на малое предпринимательство, инвестиционную активность предпринимателей и не допускает стратегического планирования на микроуровне. Нет сомнения в том, что именно политическая нестабильность является главным препятствием для притока иностранного капитала в российскую экономику, в том числе в сферу малого предпринимательства. Можно утверждать, что многие проблемы развития малого предпринимательства порождены именно недостатками государственной экономической политики, определяющей основные параметры макроэкономической среды. Подводя итог выше сказанному, можно перечислить проблемы, которые возникли на пути малого предпринимательства в основном по вине государства:
- Ограниченность внутреннего рынка, в том числе спроса на продукцию субъектов малого предпринимательства, в связи с сокращением поставок для государственных нужд, вызванная недостатком свободных финансовых ресурсов у предприятий-потребителей и низкой покупательской способностью населения в условиях растущего давления со стороны зарубежных поставщиков.
- Доминирование в экономике крупных хозяйственных и финансовых структур, монополизация факторов производства и каналов движения товаров.
- Жестокость фискальной и кредитно-денежной политики, обостряющих проблему воспроизводства вследствие недостатка ресурсов для текущей деятельности и развития. Проводимая политика вынуждает субъектов малого предпринимательства уходить в «теневую экономику».
- Региональная дифференциация экономики и внутреннего рынка вследствие роста транспортных тарифов, недостаточного развития инфраструктуры и действия субъективных факторов, создающая неравные условия для развития малых предприятий в регионах.
- Непрозрачность отношений между владельцами и наемными работниками, затрудняющими разрешение социальных конфликтов на правовой основе.
- Неполнота и противоречивость нормативно-правовой базы, неурегулированность отношений собственности и, как следствие, невозможность участия субъектов малого предпринимательства в институциональных преобразованиях и невозможность стратегического планирования.
- Дискриминация предпринимателей со стороны отдельных органов власти.
Поддержка частной инициативы пока еще не стала одним из основных принципов государственной политики и ориентиром для властей. В таких условиях эффективность мер по государственной поддержке предпринимательства сводится к нулю в результате негативного воздействия на деловой климат других направлений государственного регулирования (налогового, лицензионного, внешнеэкономического).