Роль малого предприятия в экономике
Малые предприятия объективно существуют и развиваются как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики. Малые предприятия имеют важное социально-экономическое значение, так как обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений, быстрее адаптируются к меняющимся потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие, конструируют и используют технические и организационные нововведения.
Малый бизнес способствует созданию новых рабочих мест, обеспечивает занятость населения, в итоге уменьшается безработица. Относительно небольшой персонал предприятий малого бизнеса способствует большему сплочению трудового коллектива по сравнению с крупными предприятиями. Это еще более усиливает трудовую мотивацию и положительно сказывается на результатах труда компании. Необходимо отметить тот факт, что предприятия малого бизнеса обеспечивают трудоустройство социально нестабильных слоев населения, в частности, молодежи, женщин, имигрантов и т.д. Именно на этих предприятиях они набираются опыта, знаний, добиваются карьерного роста и самореализации. Несмотря на более высокие темпы производительности труда малого бизнеса, необходимо отметить, что средний уровень заработной платы на малых предприятиях меньше по сравнению с крупными. Это связано с чрезмерной экономией предпринимателей, а также сравнительно меньшими доходами.
До недавнего времени малые фирмы функционировали преимущественно на внутреннем рынке. В современных условиях углубляющееся втягивание национальных экономик в мировые хозяйственные процессы и их глобализация создают объективные основы для пространственного распространения малых предприятий в мировой экономике Работа малых предприятий стала частой даже в рамках технологических цепочек крупных ТНК, чьё инновационное обеспечение и информационно-технологическое обслуживание международного производства позволяют малым предприятиям увеличить приток мирового капитала в отечественную экономику. Это тем более важно, т.к. процесс формирования и развития малого бизнеса в России протекает особенно сложно и противоречиво. Тем не менее, в ходе коренных хозяйственных преобразований малые фирмы постепенно занимают все более важные позиции в системе национального производства.
Деятельность малых предприятий является основой для совершенствования качества структуры российского экспорта, т.к. его деятельность в основном сосредоточена в материальном производстве и сфере услуг. При этом наибольшие перспективы выхода на международные рынки имеют инновационно-технологические малые предприятия. Таким образом, в современных условиях развития экономики России объективно возрастает необходимость стимулирования экспортного потенциала малых предприятий.
Повышение значимости малых предприятий в экономике государства определяют необходимость научного обобщения и анализа международного опыта их поддержки во внешнеэкономической деятельности для разработки отечественных программ развития малого экспортно-ориентированного бизнеса. При этом, в целях обеспечения конкурентных преимуществ, поддержки и защиты интересов отечественных малых предприятий на внешних рынках, роста их экспортного потенциала и повышения доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции в объеме российского экспорта важно разработать комплекс мер государственной поддержки экспорта малых предприятий, предусматривающий использование торгово-экономических, организационных, финансовых и информационно-консультационных инструментов.
Роль малого предпринимательства в экономике страны, как правило, определяется следующими факторами:
численностью малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в общей численности субъектов рыночной экономики;
вкладом малых предприятий в создание валового внутреннего продукта, в
производство продукции (выполнение работ, оказание услуг);
вкладом субъектов малого предпринимательства в формирование федерального и региональных бюджетов;
ростом численности на малых предприятиях занятого трудоспособного населения, вкладом в сокращение числа безработных;
насыщением рынка потребительскими товарами (работами, услугами), лучшим удовлетворением потребностей населения;
навыками дееспособных граждан в создании собственного дела, накоплением опыта управления предприятиями и др.
Важным показателем, характеризующим роль малых предприятий в экономике страны и решении социальных проблем, является оборот малых предприятий, в который включается стоимость отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг, а также стоимость от продажи приобретенных на стороне товаров (без НДС, акцизов и других аналогичных обязательных платежей).
Усиление роли малого предпринимательства в решении экономических и социальных проблем (особенно роста занятости дееспособного населения) зависит во многом от увеличения числа малых предприятий, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств.[5]