Меры административной ответственности в отношении законодательства, регулирующего использование полиэтиленового пакета на территории РФ.

В п.6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей предусматривается административная ответственность предпринимателя за нарушение прав потребителя в виде штрафа. Мы полагаем, что кроме штрафа, который взыскивается в частично в федеральный бюджет, частично - в пользу потребителя, необходимо взыскивать компенсацию морального вреда (ст.15 Закона). Он может быть определен в пределах от 10 (предлагается нами заменить ничтожную для предпринимателя сумму штрафа - одну десятую МРОТ в качестве нижней границы штрафа) до 100 МРОТ в соответствии с КоРФ об АП. Аналогичные меры административной ответственности мы предлагаем применить в отношении недобросовестного предпринимателя, который предлагает потребителю пакет любого типа без нанесенной на пакет информации о марке полиэтилена и условиях утилизации.

С другой стороны,мы предлагаем ввести льготное налогообложение для торговых предприятий, использующих быстроразлагающиеся пластиковые пакеты, например, применить льготную ставку НДС в размере 10 процентов, что будет привлекательным для предпринимателя.

Мы также предлагаем возложение на органы исполнительной власти и местного самоуправления должны быть обязанностей по устранению имеющиеся нарушения через направление предписаний продавцам, которые будут содержать вышеуказанные требования потребителей пресекать имеющиеся нарушения их прав.

Мы понимаем, что возложить всю ответственность только на одну сторону правовых отношений - предпринимателя, это будет несправедливо, будут нарушены базовые принципы взаимоотношений правового государства и гражданского общества. Именно поэтому мы предлагаем применять нормы административной ответственности и в отношении граждан, которые будут недобросовестно выполнять распоряжения государственных органов и органов местного самоуправления относительно утилизации упаковочной продукции.

В 1996 г. в Законе "О защите прав потребителей" появилась статья о праве потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей. Мы полагаем, что неприемлемая практика повсеместного использования гражданина РФ как средства рекламы должна быть прекращена . Огромную роль здесь призвано сыграть потребительское просвещение, мы предлагаем ввести соответствующие статьи в новый ФЗ " Об образовании в Российской Федерации" от 2 марта 2016 года, которые будут регулировать процесс формирования правового сознания у молодого поколения российских граждан. Закон о "О защите прав потребителей" уже имеет правовые нормы, которые декларируют право на потребительское образование через "государственные и специальные стандарты, общеобразовательные, специальные и профессиональные программы".

Большую роль обязана сыграть социальная реклама. Мы считаем, что плакат у входа в супермаркет с призывом "Приходите к нам со своим пакетом! Берегите природу своей страны!" смог бы сделать популярными в России полотняные сумки многоразового использования, столь популярные в советское время.

Выводы

Учитывая все вышеизложенные положения, предлагаем:

1. дополнить Закон "О защите прав потребителей"статьей, запрещающей торговать на предприятиях фирменными пакетами с логотипом, если отсутствует аналогичный товар без логотипа;

2. обязать передавать пакеты с логотипом в дар мы предлагаем как первый шаг, безусловно, в долгом пути решения проблемы цивилизованного оборота вредной массовой упаковки;

3. закрепить в Законе "Об охране окружающей среды" правовой нормы о признании причинной связи между продажей торговым предприятием пакетов низкого качества в массовом количестве и ухудшением здоровья населения страны;

4. обязатьсредства массовой информации информировать потребителей о прекращении противоправных действий продавцов в каждом случае удовлетворения иска потребителя или ассоциации потребителей;

5. установитьмеры административной ответственности в отношении недобросовестных предпринимателей в случае продажи ими (или передачи в дар) пакетов, не содержащих маркировки с информацией по утилизации полиэтиленового пакета в размере от 10 до 100 МРОТ;

6. возложить на органы государственной власти и местного самоуправления обязанностей по устранению нарушений через направление предписаний продавцам, а также предоставлять налоговые льготы инициативным предпринимателям;

7. создать систему потребительского просвещения через СМИ, социальную рекламу, систему образования, уделив пристальное внимание пакету как наиболее массовому предмету упаковки.

Литература:

1.Конституция РФ

2.Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. А. Я. Сухарева. М.: ИНФРА-М, 2007 г.

3.Закон РФ от 07.02.192 "О защите прав потребителей"

4.Программа антикризисных мер Правительства Российской цивилизации на 2009 г., утв. Правительством РФ // Российская газета. № 48.20.03.2009 г.

5 .Тулупов В.В. Реклама в коммуникационном процессе / В.В.Тулупов. - Воронеж,2004.

6 Теория и практика рекламы.- СПб., 2006.

Наши рекомендации