Лекция 2: Правовое регулирование иностранных инвестиций
Нормативно-правовое регулирование иностранных инвестиций в России
2.2 Государственное регулирование привлечения иностранного капитала
Деятельность международных финансовых организаций
Ый вопрос
Привлечение и функционирование иностранного капитала на сегодняшний день регламентируется широким спектром законодательных актов, которые условно можно разделить на 3 – и категории:
1. Международные договора и соглашения, участницей которых является РФ, среди них:
- многосторонние соглашения (Вашингтонская конвенция 1966 г.; Сеульская конвенция 1988 г.[1]; Оттаванская конвенция);
- двухсторонни соглашения (в России существует типовой проект подобного соглашения, которое Россия подписывает со многими странами, осуществляющими инвестирование на территории РФ, там рассмотрены права и обязанности, как инвесторов, так и принимающей стороны, т.е. России).
Двусторонние межправительственные соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций – это соглашения между двумя государствами, направленные на разрешение всех вопросов, возникающих в ходе инвестиционного процесса. Главная цель: создать более благоприятные условия для взаимных капиталовложений по сравнению с предусмотренными специальными нормативными актами или по сравнению с другими странами. В таких соглашениях определяется режим для иностранного инвестора.
Иностранным инвесторам может предоставляться:
- национальный режим инвестирования, при котором иностранным инвесторам предоставляется тот же экономический режим, что и местным предприятиям;
- режим наибольшего благоприятствования, при котором в данной стране представители всех иностранных государств пользуются равными правами, что исключает возможность дискриминации каких-либо инвесторов по сравнению с инвесторами третьих стран;
- режим справедливого и равномерного обращения, предусматривающий равные условия для иностранных инвесторов между конкретными странами (как вы к нам, так и вы к нам).
Кроме того, в двусторонних соглашениях содержаться гарантии от экспроприации (проводимые государством принудительные, безвозмездные или возмездные изъятия, отчуждения имущества) инвестиций, а в случае их национализации предусматривается справедливая компенсация не только самих инвестиций, но и связанной с ними выгод.
Соглашения гарантируют инвесторам свободный вывоз прибылей от инвестиций, а также возможность репатриации основного капитала, запрет несправедливой конкуренции и т.д. Двусторонние соглашения имеют приоритет над национальным законодательством.
2. Соглашения об избежание двойного налогообложения[2] (более 70 договоров, предусмотрено ст. 232, 311 НК).
Цель: достижение между государствами соглашения, устанавливающего их взаимные права и обязанности в налоговых отношениях. Соответственно договора РФ регулируют отношения по таким налогам:
- налог на доходы физических лиц;
- налог на прибыль;
- налог на имущество.
Для определения налогового статуса лица в большинстве стран мира применяют принцип резидентства и принцип территориальности.
Избежать двойного налогообложения юридического или физического лица можно двумя способами:
- путем одностороннего освобождения от налога предоставляемого в стране постоянного местопребывания;
- путем заключения соглашений по устранению двойного налогообложения
В международной практике используют 2 – а основных метода избежание двойного налогообложения:
1) Метод налоговых выплат (метод освобождения) –когда сумма прибыли, полученная филиалом в принимающей стране, не включается в расчет налоговых обязательств материнской компании в стране базирования.
Прибыль материнской компании – Прибыль филиалов =
Налогооблагаемая база
2) Метод налогового кредита –когда сумма налогов, уплаченных в принимающей стране, вычитается из суммы налоговых обязательств инвестора в стране базирования (применяется в России).
Налоговые обязательства материнской компании –
налоговые обязательства филиала =
налоговые обязательства, подлежащие уплате
Принципиальная разница между ними состоит в том, что метод освобождения касается подлежащих налогообложению доходов, а метод зачета относится к уплаченным налогам (А СТАВКИ НАЛОГОВ В ПРИНИМАЮЩЕЙ СТРАНЕ И СТРАНЕ БАЗИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫ).
В Российской Федерации, как правило, применяется метод налогового кредита. Одной из причин этого является то обстоятельство, что при этом значительно сужаются возможности для международного уклонения от налогов[3].
Применяемые соглашения об избежании двойного налогообложения 80 стран (по состоянию на 01.01.2013).
ВАЖНО: Если международным налоговым соглашением, предусмотрена иная ставка налога, чем предусмотренная Налоговым кодексом РФ, то применяется ставка, указанная в соглашении об избежании двойного налогообложения! (Статьей 7 Налогового Кодекса РФ установлен принцип приоритета действия международных соглашений России, касающихся налогообложения и сборов, над нормами национального законодательства).
Для освобождения от уплаты налогов, проведения зачетов и получения налоговых вычетов при сдаче налоговой отчетности в Российской Федерации, налогоплательщик обязан предоставить в налоговые органы документы, подтверждающие, что он является:
- резидентом государства, с которым у Российской Федерации заключен договор об избежании двойного налогообложения;
- а также справку, подтверждающую полученныый доход и уплату налога в иностранном государстве.
В соответствии с пунктом 3 статьи 311 Налогового Кодекса РФ, размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных российской организацией за пределами РФ, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации.
Следовательно, сумму налога, которая была удержана с российской организации в иностранном государстве, не всегда в полном объеме можно принять к зачету при уплате этой организацией налога на прибыль в России.
3. ФЗ и указы Президента РФ.
Основным документом, регламентирующим деятельность иностранного инвестора, на территории РФ является ФЗ № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г.[4]
Данный закон в первую очередь определяет основные гарантии в отношении ин. инвестора, его права, обязанности, ответственность, экономические основы привлечения капитала и пр.
Центральной нормой закона является «дедушкина оговорка», которая предусматривает, что на инвестора не распространяются неблагоприятные изменения в законодательстве. По отношению к нему продолжают действовать нормы, при которых инвестирование началось. Российское правительство гарантирует в этом законе защиту от принудительных изъятий и свободного перевода денег за рубеж.
ФЗ «О порядке осуществления в РФ иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и национальной безопасности государства»[5], данный ФЗ принят для защиты Конституционного строя России и вводит ряд ограничений для ин.инвесторов:
- ин.инвесторы не вправе заключать сделки влекущие установление контроля над организациями, имеющими стратегическое значение для экономики России;
- если ин.инвестор намерен приобрести в такой организации более 25 % УК, то подобная сделка подлежит согласованию на уровне Правительства РФ;
- ограничения, связанные с обязательным сохранением в собственности российских организаций определенных активов:
а) для предприятий авиастроения максимальный предел участия ин.инвесторов – 25 %;
б) для организаций осуществляющих воздушные перевозки - 49 %;
в) для страховых организаций – 25 %.
- ограничения, связанные с обязательным сохранением федеральной собственности отдельных видов деятельности:
а) сохранение в федеральной собственности 75 % + 1 акция – для организаций электроэнергетики;
б) сохранение в федеральной собственности и собственности российских компаний – 50 % + 1 акция – для организаций газоснабжения;
в) сохранение в федеральной собственности 100 % акций ОАО «РЖД».
Кроме того ограничения затрагивают предприятия осуществляющие производство спец.техники, вооружения, атомная энергетика, космическая деятельность, естественные монополии, разработку месторождений нефти, газа, золота и меди. Ограниченно разрабатываются те полезные ископаемые, которые имеют стратегическое значение для оборонной промышленности.
ФЗ 116 от 22.07.2005 г. «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»;
ФЗ 173 от 10.12. 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле»;
ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 05.03.99. № 46 – ФЗ;
- ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22.04. 96 №39 – ФЗ;
- ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.98 № 164 – ФЗ;
- ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений от 25.02.99. № 39 – ФЗ;
В качестве факультативных норм опосредованно влияющих на условия осуществления инвестиций можно указать:
- налоговый кодекс РФ;
- таможенный кодекс РФ.
Ой вопрос
Процесс регулирования иностранных инвестиций в России осуществляется на основе Принципов приема прямых иностранных инвестиций, разработанных МБРР совместно с МВФ:
− недискриминация, защита и гарантии иностранных инвесторов;
− беспрепятственный перевод валюты;
− недопущение экспроприации иностранных капиталовложений;
− обращение для разрешения споров между иностранным инвестором и принимающим государством к арбитражу МЦУИС международный центр по урегулированию инвестиционных споров.
Методы государственного регулирования
привлечения иностранного капитала:
1) методы стимулирования иностранных инвестиций:
- режим функционирования иностранного капитала на территории страны – реципиента (национальный, наибольшего благоприятствования, режим справедливого обращения);
- система государственных гарантий для иностранных инвесторов.
- налоговое регулирование
Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой при реализации государственной политики стимулирования привлечения иностранных инвестиций исходят из налоговых стимулов. Эти стимулы образуют основу налогового регулирования.
Инструментами налогового регулирования являются[6]:
− налоговый кредит;
− инвестиционные скидки (применяется в форме сниженных налоговых ставок аналогично практике налогового кредита);
− налоговые каникулы;
− ускоренная амортизация;
− инвестиционные субсидии;
− льготы косвенного налогообложения, в частности снижение ставки таможенных пошлин.
- валютное регулирование (может включать и валютные ограничения);
- таможенное регулирование.