Возможность покаяния во всех грехах
Тот, кто хорошо понял сущность человеческой души и ее природу, уже знает, что в ней борются два чувства: одно, побуждающее к добру, а второе, побуждающее к злу.
Если в душе человека восторжествовало чувство добра, и он следовал призыву к добру, то он уже спасен и будет счастлив в этой жизни и в жизни будущей, но если восторжествовало чувство зла и человек последовал призыву к злу, то его душа будет источником всякого зла и вреда и она погубит его и приведет к пути зла и гибели.
Согласно неизменным законам Аллаха по отношению к Своим рабам: если человек следует прямым путем Аллаха и придерживается Его религии, то он выигрывает, будет счастлив и спасен, но если человек не руководствовался законами Аллаха, отказался от Его прямого пути, ослушался Его и последовал за шайтаном, то его дела будут тщетны и он уже погубил себя и впал в явное заблуждение. Поэтому многобожие - один из самых скверных и мерзких грехов и достаточно многобожнику того, что он изгнан от милосердия Аллаха и лишен его. Аллах запретил ему вхождение в рай, и огонь его вечное жилище и место пребывания. Аллах Всевышний сказал:
"Поистине, тому кто придает сотоварищей Аллаху, Аллах запретил рай, а прибежищем для него будет огонь, и никто не спасет его от наказания."
Сура "Трапеза", (аль-Ма'ида), аят 72.
Но несмотря на это, человек может раскаяться в этом великом грехе и просить у Аллаха прощения за него.
Ведь Всевышний сказал:
"Скажи (Мухаммад) неверным, что если они воздержатся от (неверия и совращения верующих с пути Аллаха), то им будет прощены их прошлые грехи". Сура "Добыча", (аль-Анфаль), аят 38.
Путь и дверь к покаянию - всегда открыты перед тем, у кого проснулась совесть, вернулся к пути Аллаха, прибегнул к Нему, прося помощи и прощения, после неповиновения и заблуждения.
Грехи, кроме многобожия, считающегося самым скверным и мерзким грехом, делятся на две категории
1 - Грехи, которые человек совершает по отношению к Аллаху Всевышнему, не исполняя Его предписания и религиозные обязанности.
2 - Грехи, которые человек совершает по отношению к людям.
Грехи первой категории, в свою очередь, делятся на две части:
Первая часть: Когда человек совершает грех, не исполняя предписания Аллаха, которые ему можно будет возмещать и исполнять: когда человек не совершал предписанные молитвы, не соблюдал пост или не совершил хадж. В этом случае человек должен раскаяться и возместить эти предписания, исполнив их, когда будет в состоянии их исполнять.
А что касается других грехов: ложной клятвы, аз-зыхара (когда мужчина говорит жене "Ты мне как мать" или "Ты мне запрещена") и других подобных грехов, то человек должен раскаяться и искупать эти грехи.
Вторая часть: Когда человек совершает грехи по неведению или из-за того, что он не знает Аллаха, как следует настоящему мусульманину или не считал дозволенным то, что Аллах разрешил и запретным то, что Аллах запретил, и т.п.
В этом случае человек должен раскаяться и просить у Аллаха прощения за эти грехи.
Но если человек совершает грехи, в результате которых он считается неверным, то ему обязательно надо будет произносить аш-щахадатайн (свидетельство, что нет бога, кроме Аллаха и что Мухаммад Его посланник) и ему надо будет
признать то, что он отрицал из предписаний Аллаха и исполнять их, отказаться от убеждений и грехов, которые делают его неверным.
А если человек совершил грехи по неведению или нежеланию то он должен изучить мусульманское право, шариат и знать учения своей религии, что предохраняет и удерживает его от повторения грехов.
Вторая категория грехов: когда человек совершает грехи по отношению к людям.
Эти грехи делятся на две части:
Первая часть: Когда человек незаконно захватывает чужое имущество, ворует, повреждает или уничтожает имущества людей, в этом случае он должен вернуть то, что он незаконно присвоил и украл владельцу, или законным субъектам права, или вернуть им такую же вещь если он ее уже испортил, или использовал, поскольку это имущество других, которое надо вернуть или возместить. Если кающийся не найдет владельца, то он за него должен подать бедным милостыню, равную тому, что он незаконно захватил у него, прося Аллаха наградит его за эту милостыню.
Он также должен представить тому, кого он обидел, причинив ему какое либо телесное повреждение , возможность на возмездие согласно шариату.
Если он не вернул то, что он незаконно отнял у людей, а ограничился лишь покаянием и искренне раскаялся с твердым намерением не повторить это, то Аллах, может быть, примет его покаяние, но он будет должен людям то, что он у них незаконно взял и они имеют право требовать от него уплаты этого долга.
Но если кающийся не в состоянии вернуть людям то, что он им должен из-за крайней нужды в деньгах, то он должен надеяться на прощение Аллаха и на Его милость. Сколько Всевышний простил людей и сколько Он вместо них отдал и сколько грехов Он заменил добрыми деяниями.
Вторая часть: Если человек совершает грехи, за который он не может расплачиваться тем же, а воздаяние за него определено шариатом; например:
За поношение и ложное обвинение - бичевание, за прелюбодеяние - если оно доказано - побивание камнями или бичевание.
Что касается поношения других за глаза и сплетен (когда человек передает слова одних людей другим, чтобы посеять раздор между ними), то тот, кто поносит других за глаза или пускает сплетни - грешник и заслужит наказание, если он не извинится перед обиженным.[9]
Если человек совершает эти грехи и они остались скрытыми и никто не знал о них, кроме Аллаха, то он должен раскаяться Аллаху, сожалев о том, что он их совершил и испытав угрызения совести и должен отказаться от этих грехов и попросить Аллаха простить обиженному грехи и признаться себе, что он неверно обвинил людей в прелюбодеянии и поносил их и делать добро тому, чью жену он соблазнил и совершил половой акт с ней.
Он должен попросить Аллаха простить грехи обиженному и помянуть добром того, кого он поносил за глаза или обвинял в прелюбодеянии в тех же местах, где он поносил его. Значит вместо поношения - похвала и перечисление хороших качеств и достоинств обиженного, а вместо обвинения в прелюбодеянии, он должен говорить о целомудрии и непорочности обиженного и просить Аллаха простить ему грехи столько, сколько он его поносил за глаза. И Аллах лучше знает!