Подготовительный этап разработки системы вознаграждения
Существовавшая система заработной платы в ООО «Неостром» не отличалась разнообразием, настроенностью на конечный результат и требуемое производственное поведение работников компании – менеджеры коммерческого отдела получали простой комиссионный процент от объема продаж, у производственных рабочих была сдельная оплата труда, все остальные работники получали твердый оклад, величина которого зависела от умения работника «выбивать» себе повышение зарплаты, т.е. от субъективного фактора, не связанного с результативностью труда. Отсутствие ясных и понятных принципов в зарплатной политике, субъективизм и произвольность, а также общий уровень денежного вознаграждения, который был ниже рыночного, все эти факторы привели к проблемам в кадровой политике компании. Падала эффективность деятельности компании, усилилась текучесть кадров, уходили лучшие специалисты. Компания постепенно превращалась в «кузницу кадров» для своих конкурентов.
Руководство компании пришло к пониманию того факта, что базовая проблема лежит в области мотивации и стимулирования деятельности работников, и приняло решение провести реорганизацию системы денежного вознаграждения в компании.
Для изменения существующего в компании положения с оплатой труда может быть применена технология разработки и оптимизации денежного вознаграждения, состоящая из следующих элементов:
- диагностика трудовой мотивации, ценностных ориентаций и удовлетворенности трудом персонала компании;
- определение основных принципов и правил мотивационной политики компании, содержания и структуры компенсационного пакета;
- разработка базовой заработной платы (постоянной части денежного вознаграждения) на основе определения внутрифирменной ценности должностей и рабочих мест;
- разработка переменной части денежного вознаграждения в целях усиления стимулирующего влияния зарплаты на производительность труда;
- разработка системы социальных льгот, эффективной социальной политики компании;
- разработка внутренних нормативных документов, фиксирующих систему денежного вознаграждения персонала;
- консультативная помощь при внедрении и мониторинге эффективности системы денежного вознаграждения;
- обучение сотрудников кадровой службы технологиям оптимизации и совершенствования компенсационного пакета компании;
- диагностика трудовой мотивации, ценностных ориентаций и удовлетворенности трудом персонала компании.
Прежде чем решать вопрос об изменении системы денежного вознаграждения персонала компании, необходимо изучить мотивационную структуру работников. Сравнение факторов удовлетворенности трудом с ценностными ориентациями работников позволит сделать вывод о несовпадении и проблемах в мотивационной сфере компании.
Исследование мотивационной структуры провезти по следующим факторам:
- отношение к содержанию выполняемой работы (интересная, нужная, важная престижная работа);
- отношения в рабочем коллективе (отдел, группа, подразделение), в котором работают сотрудники;
- удовлетворенность условиями работы (рабочее место, оборудование, комфортная обстановка и т.д.);
- отношение к компании (фирма, предприятие);
- удовлетворенность заработной платой, ее размером и системой вознаграждения;
- отношение к управлению (управление рабочим процессом, постановка задач, контроль, делегирование полномочий, совещания, мотивирование сотрудников);
Ценностные факторы:
- деньги (размер и способы получения денежного вознаграждения);
- перспективы роста (карьерного, профессионального, личностного) – ценность развития и самореализации;
- ценность общности – хорошие отношения в коллективе, возможность дружеского общения, принадлежность к известной, успешной, престижной компании);
- ценность стабильности, защищенности и безопасности, чувство уверенности в будущем в отношении своей занятости и дохода;
- ценность свободы, независимости, самодостаточности (гибкое рабочее время);
- ценность социально-бытовых условий (комфорт на работе).
В качестве методов получения информации в ООО «Неостром» использовать анкетирование и структурированное интервью.
Анкетирование позволяет охватить большее количество опрашиваемых работников, структурировать вопросы и осуществлять формальную (статистическую) обработку данных.
Собеседование дает возможность более глубокого анализа представлений работников о факторах удовлетворенности трудом и собственных трудовых ценностях. А иногда применяют комбинацию методов: предварительное собеседование, затем разработка анкеты и проведение более широкого опроса, проведение заключительного собеседования по получению более развернутой информации.