Элементы издательской работы
ИНФОРМАТИКА
Методические
указания к
практическим занятиям
для студентов
экономических
специальностей
Красноярск 2005
УДК 681.3.06
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета университета
ИНФОРМАТИКА: Методические указания к практическим занятиям для студентов экономических специальностей/ Сост. С.Н. Ежеманская, Л.Н. Корпачева, А.В. Федорова, Н.Н. Джиоева; Гос. образоват. учреждение «ГУЦМиЗ». - Красноярск, 2005. – с.
В методических указаниях рассмотрен ряд практических работ, выполнение которых позволяет освоить наиболее популярные программы автоматизированного офиса. Даны основные сведения о часто используемых приемах при работе с программами фирмы Microsoft – Word и Excel for Windows.
Для студентов экономических специальностей.
Ó Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Государственный университет
цветных металлов и золота», 2005
Введение
В современных условиях глобальной информатизации общества и производства все большее значение приобретают надежные и удобные средства для автоматизации работ, связанных с накоплением, обработкой и передачей информации. К таким средствам, в первую очередь, относятся программы для работы с текстами – текстовые редакторы и проектирования электронных таблиц - табличные процессоры.
Текстовые редакторы предназначены для ввода, обработки, хранения и печатания текстовой информации в удобном для пользователя виде. Текстовые редакторы предоставляют пользователю все необходимые операции и сервисные возможности для эффективной обработки текстов. Главные из них: набор текста в интерактивном режиме, редактирование и форматирование текста, файловая организация работы с текстами, импорт/экспорт текстов из одного формата в другой, работа с разными шрифтами, со спецсимволами, с иллюстративным материалом.
Наиболее популярным является текстовый процессор MS WORD – многофункциональная программа обработки текстов, настольная издательская система.
Табличные процессоры выполняют разнообразные функции: создание и редактирование электронных таблиц и многотабличных документов (рабочих книг); оформление и печать ЭТ; создание многотабличных документов, объединенных формулами; применение средств деловой графики и решение экономических задач графическими методами; работа с ЭТ как с базами данных; создание итоговых и сводных таблиц; решение задач оптимизации; статистическая обработка данных; создание слайд-шоу.
Одной из самых распространенных является программа MS EXCEL, которая заняла доминирующее положение на рынке офисных программных продуктов. Экономисты, бухгалтеры и аналитики быстро приобретают богатый опыт в использовании этой программы для решения практических задач.
MS EXCEL - мощный профессиональный пакет с огромными возможностями. В данной работе не ставится цель представить все многообразие его функций.
Предлагаемый практикум представляет собой сборник практических работ, позволяющих освоить основные приемы работы в текстовом процессоре MS WORD и в табличном процессоре MS EXCEL. Большинство работ содержит краткое теоретическое описание возможностей этих программ или носят справочный характер. Примеры приводятся в виде иллюстраций к теоретическим сведениям. Характер практических работ практикума ориентирован, на освоение части возможностей текстового процессора WORD для понимания стиля программы и ее возможностей, а так же для решения и анализа экономических задач в табличном процессоре EXCEL.
При составлении практикума был использован обобщенный опыт обучения студентов в текстовом редакторе и различных табличных процессорах. В качестве примеров приведены лучшие образцы студенческих работ. Большое внимание уделено вопросам принятия оптимальных решений и выработке практических рекомендаций по полученным результатам.
Практическая работа 1
операции с текстом
в Текстовом процессоре word
Цель работы
Научиться создавать, сохранять, редактировать и форматировать документы.
Теоретическое введение
Текстовыми редакторами называются программы для ввода, обработки, хранения и печатания текстовой информации в удобном для пользователя виде. Самый популярный текстовый процессор Microsoft Word имеет мощные и полезные возможности, благодаря которым можно создать любой документ.
После загрузки программы Word на экране появится стандартный вид окна, который можно изменить, выбрав соответствующий пункт в меню Вид, установить или убрать некоторые панели инструментов (обычно установлены — «Стандартная» и «Форматирование»), установить или убрать линейки и установить необходимый масштаб.
Рабочую область окна можно разделить на две части, чтобы были видны разные части одного документа одновременно. Для этого необходимо выбрать команду меню Окно - Разделить. Посередине рабочей области появится горизонтальная полоса, которую можно установить в нужное место и зафиксировать левой клавишей мыши. Чтобы убрать разделение, необходимо выбрать команду меню Окно - Снять разделение. Переход из одного окна в другой осуществляется щелчком мыши в нужной части или клавишей <Таb>.
Строка меню Word содержит девять пунктов меню, в которых тематически сгруппированы все команды и инструменты, предоставляемые программой в распоряжение пользователя.
Панели инструментов содержат пиктограммы для быстрого вызова наиболее часто применяемых команд. Каждая пиктограмма сопровождается всплывающей подсказкой – ярлычком, поясняющим ее действие, отображающимся при удерживании на нем указателя мыши.
Линейки форматирования служат для установки полей страницы, отступов абзаца, позиций табуляции и размеров ячеек в таблицах. Более точные установки этих параметров производят соответствующими командами меню.
Полосы прокрутки позволяют перемещаться по листам документа в горизонтальном и вертикальном направлениях.
Для ввода текста или вставки в документ рисунка, таблицы и т. д. необходимо установить курсор в ту строку, где должен размещаться вышеуказанный объект и, либо набрать текст, используя клавиатуру, либо дать команду Word вставить рисунок, таблицу и т. д.
При наборе текста, когда вы достигнете правого поля страницы, Word автоматически перейдет на новую строку. Текст при этом разбивается по словам в месте пробела или дефиса. Чтобы предотвратить это разбиение, вставьте неразрывный пробел или неразрывный дефис вместо обычных. Вставить неразрывный дефис можно, нажав комбинацию клавиш <Ctrl+Shift +-(дефис)>, неразрывный пробел - <Ctrl+Shift+пробел>. Нажимайте клавишу <Enter> только тогда, когда необходимо начать новый абзац или вставить пустую строку.
Если нажать на кнопку Непечатаемые знаки стандартной панели инструментов, то на экране появятся специальные символы конца абзаца, показывающие, где точно начинается и заканчивается абзац в вашем документе (обычно эти символы невидимы). Для слияния двух абзацев в один нужно просто удалить этот символ.
Для исправления ошибок можно использовать клавиши: <Backspace>, чтобы удалить символы слева от курсора и <Delete>, чтобы удалить символы справа от курсора.
Для выделения с помощью мыши:
слова — дважды щелкните левой клавишей мыши на слове;
нескольких строк или всего текста — установите указатель мыши в начало текста, нажмите левую клавишу мыши и, удерживая ее, переместите ее по тексту;
предложения — нажмите клавишу <Ctrl> и, удерживая ее, щелкните где-нибудь на предложении;
строки — нажмите левую клавишу мыши слева от строки на полосе выделения;
абзаца — дважды щелкните левой клавишей мыши слева от абзаца на полосе выделения;
всего текста — удерживая клавишу<Ctrl>, нажмите левую клавишу мыши слева от текста на полосе выделения.
Форматирование – это преобразование внешнего вида текста и его расположения на странице. Форматирование символов применяют к отдельным символам или группе символов, форматирование абзацев – к целым абзацам. Существует и автоформатирование предполагающее использование стилей, шаблонов и команд Автоформат.
В Word существуют четыре вида выравнивания текста: относительно отступов абзаца (ширины ячейки в таблице или ширины страницы, если отступы равны нулю): по левому, правому краям, по центру и по ширине.
Для того чтобы выровнять текст, установите курсор внутри абзаца или выделите нужный фрагмент и нажмите одну из кнопок на панели инструментов форматирования .
Для быстрого обрамления выделенного текста или любого другого объекта (например, рисунка, таблицы и т. д.) необходимо щелкнуть по кнопке Внешние границы - на панели инструментов форматирования и выбрать тип обрамления.
Для более качественной настройки рамок и заливки, внутри выделенных фрагментов, выберите команду меню Формат - Границы и заливка, затем щелкните на ярлычке вкладки Граница.
Закладка Страница предназначена для установки рамки на всю страницу. При этом вместо линии можно выбрать рисунок из списка Рисунок.
Автотекст – это средство, позволяющее сохранить наиболее часто используемые текстовые блоки или графические объекты с определенным именем и вставлять их при необходимости в документ.
Автозамена позволяет автоматически находить встречающиеся ошибки при наборе текста и исправлять их. При автозамене можно использовать автотекст (кроме рисунков).
Практическая часть
Постановка задачи
1. Создать документ, скопировать в него предложенный текст из файла и отформатировать его согласно образцу (рисунок 1).
2. Установить параметры страницы и нумерацию страниц.
3. Научиться работать с индексами и символами.
4. Научиться редактировать текст, выполняя копирование, перемещение, используя элементы поиска и замены слов, Автотекста, Автозамены, тезаурус и проверку орфографии.
Ход работы
1. Открываем MS WORD и сохраняем пустой документ в свою папку под именем «My_text.doc».
2. Копируем в свой документ текст из файла «Primer.doc».
Для этого откройте файл «Primer.doc», выделите весь текст, при помощи команды меню Правка - Выделить все, скопируйте его в буфер обмена командой меню Правка – Копировать или клавишами <Ctrl + Insert>. Откройте свой документ, вставьте этот текст в свой документ командой меню Правка – Вставить или клавишами <Shift + Insert>.
3. Устанавливаем для своего документа параметры страницы: поля сверху и снизу – 2 см, слева – 3 см, справа – 1 см.
4. Отредактируем вставленный текст согласно стандартам представленным в таблице 1:
- первый абзац оформляем стилем Заголовок 1;
- второй и шестой абзацы – стилем Заголовок 2;
- четвертый, седьмой и десятый абзацы – стилем Заголовок 3;
- оставшиеся абзацы оформляем как Обычный текст.
Выравнивание текста установим по ширине, междустрочный интервал – одинарный, отступ первой строки по умолчанию на 1,27 см. Выравнивание заголовков - по ширине с абзацным отступом.
Таблица 1 – Стандарты форматирования текста
Наименование стиля | Шрифт | Размер шрифта | Способ начертания | Интервал перед | Интервал после | Вид букв |
Заголовок 1 | Times New Roman | Полужирный | Все прописные | |||
Заголовок 2 | Times New Roman | Полужирный курсив | Строчные | |||
Заголовок 3 | Times New Roman | Полужирный | Строчные | |||
Основной текст | Times New Roman | Обычный | Строчные | |||
Заголовок таблицы | Times New Roman | Обычный | Строчные | |||
Подпись рисунков | Times New Roman | Обычный | Строчные | |||
Текст таблиц | Times New Roman | Обычный | Строчные |
Подробную информацию о требованиях к оформлению документов смотрите СТП 2.407-2005, «Текстовые документы в учебном процессе».
Для редактирования заголовка выделим его и выберем требуемый стиль в раскрывающемся списке поля Стиль на панели Форматирования (рисунок 1).
Рисунок 1 – Поле Стиль
В случае несоответствия выбранного стиля стандартам представленным в таблице 1 исправим его, используя команду меню Формат – Стиль. В открывшемся окне Стиль щелкнем по кнопке Изменить. В появившемся окне Изменение стиля щелкнем по кнопке Формат и, выбирая пункты из списка, Шрифт и Абзац (рисунок 2) внесем необходимые изменения в формат стиля.
Рисунок 2 – Окно Изменение стиля
После исправления щелкнем по кнопке ОК, а затем по кнопке Применить.
Для изменения шрифта в отдельном фрагменте текста следует выбрать команду меню Формат – Шрифт, а для форматирования абзаца команду меню Формат – Абзац и в диалоговом окне выполнить необходимые установки.
5. Пронумеруем страницы.
Выберем команду меню Вставка – Номера страниц и установим необходимый формат нумерации, как представлено на рисунке 3. Щелкнем по кнопке ОК.
Рисунок 3 – Окно Номера страниц
6. Наберем выражение: F(x, y(k), y(k+1), …, y(n))=0.
Чтобы изменить индекс, выберите команду Формат – Шрифт и установите переключатель верхний индекс. Установите интервал между символами 2 пт, выделив выражение и выбрав в окне Шрифт закладку Интервал, как представлено на рисунке 4.
Рисунок 4 – Окно Шрифт
7. Заключим последний абзац документа в рамку, выбрав команду меню Формат – Границы и заливка. На вкладке Граница выполним необходимые установки.
8. Скопируем второй абзац в конец всего текста, используя клавиатуру. Выделим абзац, скопируем его в буфер обмена комбинацией клавиш <Ctrl+C> или <Ctrl+Insert>. Установим курсор в конец текста и выполним команду <Ctrl+V> или <Shift+Insert>.
9. Переместим абзац с рамкой и вставим его после первого заголовка. Для этого выделим текст вместе с рамкой и осуществим перемещение с помощью мыши любым способом (перетаскиванием левой или правой кнопкой мыши).
10. Проверим орфографию. Установим курсор мыши в начало текста, выберем команду меню Сервис – Правописание или щелкнем по пиктограмме - Правописание на стандартной панели инструментов или нажмем клавишу <F7> на клавиатуре.
11. Создадим элемент Автозамены для использования его при наборе и редактировании текста.
Выделим необходимый текст, например, «установить курсор». Выберем команду Сервис – Автозамена. В открывшемся окне Автозамена выберем вкладку Автотекст. Система сама заполнит поле Имя элемента (рисунок 5), щелкнем по кнопке Добавить.
Рисунок 5 – Окно Автозамена
Для проверки режима Автозамены в свободном месте документа начнем набирать первые буквы автотекста до его появления на экране. Для вставки его в текст нажмем клавишу <Enter>, если вы хотите проигнорировать элемент автозамены, продолжим вводить текст.
12. Создадим элемент Автотекста, в котором будет находиться один из абзацев, и вставим его на свободном месте вашего документа.
Элементы автотекста, используемые из шаблона, вставляются командой меню Вставка – Автотекст. Можно создать свой элемент автотекста.
Выделим абзац в тексте, выберем команду Вставка – Автотекст – Создать. В строке Имя элемента диалогового окна Создание элемента автотекста введем какое-либо условное название для выделенного абзаца и щелкнем по кнопке ОК.
Вставим абзац, используя режим автотекста. Установим курсор в то место документа куда нужно вставить автотекст, выполним команду Вставка – Автотекст – вкладка Автотекст и в списке Имя элемента выберем ваш элемент и нажмем кнопку Вставить.
13. Ознакомимся с режимами поиска и замены слов (символов).
Выберем команду Правка – Найти и введем искомое слово или набор букв. Если диалоговое окно сокращенное, щелкните по кнопке Больше. Выберем направление поиска и необходимые установки, например, если выбрать Подстановочные знаки, то в строке Найти можно указать шаблоны: «?», заменяющий один символ или «*», заменяющий любое количество последовательных символов.
Для поиска и замены какого-либо фрагмента текста выберем команду Правка – Заменить. Введем искомое слово и слово для замены и далее следуем командам диалогового окна.
Можно найти и исправить специальные и непечатаемые символы, такие как символы концов страниц, установленные вручную, маркеры абзаца, символы табуляции и т.д. Чтобы исправить «лишние» символы выбираем команду Правка – Заменить, переходим на вкладку Заменить. Если окно раскрыто не полностью, щелкаем по кнопке Больше и затем по кнопке Специальный и устанавливаем заменяемый символ в поле Найти, а в поле Заменить вводим символ для замены или оставляем его пустым если «лишний» символ надо удалить.
14. Используем словарь для нахождения синонимов и антонимов – тезаурус.
Установим курсор на интересующее слово в документе, например «копирование», выберем команду Сервис – Язык – Тезаурус или нажмем на клавиши <Shift+F7> и в диалоговом окне выполним предлагаемую последовательность действий.
15. Пометим маркерами два последних абзаца. Выделим абзацы и выберем команду Формат – Список. На вкладке Маркированный выберем внешний вид маркера и щелкнем по кнопке ОК. Вид маркера можно изменить щелкнув по кнопке Изменить или выбрать рисунок щелкнув по кнопке Рисунок.
16. Наберем выражение с помощью режима вставки символов:
S(a±b)×j /h
Выберем команду меню Вставка – Символ, откройте вкладку Символы. Из раскрывающегося списка Шрифт выберем нужную группу символов: Symbol (греческий алфавит, стрелки, математические символы), Wingdings (&, (, : и т. д.), Times New Roman (¼? ©? ®? ‰ и т. д.). Для вставки выделим символ и щелкнем по кнопке Вставить. После вставки необходимых символов окно можно закрыть.
Для того чтобы вставить специальный символ, откройте вкладку Специальные символы.
17. Сохраните ваш файл в своей папке под новым именем, например «Лаб_раб_1», с помощью команды меню Правка – Сохранить как.
Практическая работа 2
Цель работы
Научиться добавлять колонтитулы и рисунки в документ, создавать многоколонный текст и стили.
Теоретическое введение
Колонтитул представляет собой одну или несколько строк, помещаемых в начале или конце каждой страницы документа. Они обычно содержат номера страниц, название глав и параграфов, название и адрес фирмы и т. д. Колонтитулы могут различаться для четной и нечетной страниц, а также для первой страницы и последующих. Использование колонтитулов позволяет лучше ориентироваться в документе, а также использовать дополнительные возможности рекламы.
Для установки колонтитула только на четные или на нечетные страницы выполните команду меню Файл — Параметры страницы - Макет и установите флажок Различать четные и нечетные страницы. Поставьте курсор на страницу с нужным номером (четную/нечетную) и создайте колонтитул. Он автоматически установится только на указанных страницах (четных или нечетных).
Стиль — это набор параметров форматирования, имеющий свое имя. Определив стиль, можно быстро применить его к любому тексту документа. В Word есть несколько определенных стилей, но можно создавать и собственные. Различают два типа стилей: стиль абзаца и стиль символа.
В Word есть возможность разбивать текст на колонки, которые обычно используются в газетных статьях. Формирование колонок можно применить ко всему документу, к текущему разделу или к выделенному тексту. Для разбиения на колонки только части документа выделите те строки, которые будут в колонках, выберите команду Формат - Колонки и в поле Применить укажите, к какой части документа необходимо применить разбиение на колонки (ко всему документу, к текущему разделу, к выделенному разделу, до конца документа).
Для быстрого разбиения текста на колонки воспользуйтесь пиктограммой на панели инструментов - Столбцы. Чтобы убрать разбиение на колонки, выделите их и установите одну колонку.
Практическая часть
Постановка задачи
1. На базе документа, созданного в практической работе №1 научиться создавать колонтитулы.
2. Изменить форматирование текста и представить его в виде колонок с разделителями.
3. Создать и применить к заголовку многоколонного текста свой стиль шрифта.
4. Создать рисунок в графическом редакторе Microsoft Paint и вставить его в свой текстовый документ.
Ход работы
1. Открываем документ «Лаб_раб_1», созданный в предыдущей практической работе.
2. Сохраним этот документ под новым именем, например «Лаб_раб_2».
3. Создадим в нашем документе колонтитулы.
Выберем команду Вставка – Колонтитулы. В колонтитул вставьте рисунок командой Вставка – Рисунок – Картинки, выбрав картинку, щелкните по кнопке - Вставить клип. С помощью автотекста занесите имя вашего документа, а так же впишите свою фамилию (рисунок 6).
Рисунок 6 – Образец колонтитула
Имя документа и Фамилию отформатируем по правому краю. Рисунку зададим формат: обтекание вокруг рамки и расположение текста справа, как представлено на рисунке 7. Для этого выделим рисунок и выберем команду контекстного менюФормат рисунка(контекстное меню открываем щелчком правой клавиши мыши). Перейдем на вкладку Положение и щелкнем по кнопке Дополнительно. В открывшемся окне Дополнительная разметка на вкладке Обтекание текстом выполним необходимые установки.
Рисунок 7 – Окно Дополнительная разметка
4. Изменим формат текста следующим образом:
- уберем все рамки;
- установим для всего текста стиль абзаца – обычный;
- начертание – обычное.
Представим наш текст, кроме первого заголовка и последнего предложения, как один абзац. Для этого удалим все символы окончания абзаца - ¶. Удаление символов произведем командой Правка – Заменить.
5. Представим текст в виде трех колонок равной ширины с разделителем, расстояние между колонками – 0,6 см.
Выделим текст (исключая заголовок и последнее предложение), выполним команду меню Формат – Колонки. В открывшемся окне в области Тип установим формат и нужное количество колонок. Установим флажок Разделитель и Колонки одинаковой ширины и зададим расстояние между колонками 0,6 см. В поле Применить укажем к выделенному тексту (рисунок 8). Подтвердим установки, щелкнув по кнопке ОК.
Рисунок 8 – Окно Колонки
6. Создадим и применим к заголовку многоколонного текста свой стиль шрифта.
Выберем команду меню Формат – Стильи в окне Стиль щелкнем по кнопке Создать. В окно Имя: введем название стиля, например – ваша фамилия, в окне Стиль: выберем из списка Знака.
Щелкнем по кнопке Формат и выберем пункт Шрифт. В открывшемся окне установим интервал между символами (отличный от обычного), цвет текста, цвет и узор фона, размер и начертание по вашему выбору. После внесения изменений щелкнем по кнопке ОК.
7. Создадим и применим к многоколонному тексту свой стиль абзаца.
Выберем команду меню Формат – Стильи в окне Стиль щелкнем по кнопке Создать. В окно Имя: введем название стиля, например – ваше имя, в окне Стиль: выберем из списка Абзаца.
Щелкнем по кнопке Формат и выберем пункт Шрифт. В открывшемся окне введем необходимые установки для шрифта по вашему выбору. Щелкнем по кнопке ОК.
Введем установки для абзаца, щелкнув по кнопке Формат и выбрав пункт Абзац. Установим интервал между строками (отличный от обычного), абзацный отступ, выравнивание и т. д. Щелкнем по кнопке ОК.
Созданный вами стиль можно выбрать в раскрывающемся списке стилей в окне Стиль на панели инструментов и установить на любой выделенный абзац.
9. Создадим рисунок в графическом редакторе Microsoft Paint и вставим его в свой текстовый документ.
Откроем графический редактор Paint, создадим в нем небольшой рисунок. Скопируем весь рисунок или выделенную область рисунка в буфер обмена и вставим его в своем документе на место указанное курсором с помощью команд меню Правка - Копировать, Правка – Вставить.
Можно вставить в документ созданный вами рисунок из файла. Для этого необходимо выбрать команду Вставка – Рисунок – Из файла. Указать нужный рисунок (имя файла, содержащего необходимый рисунок) и щелкнуть по кнопке Добавить.
10. Сохраним созданный документ, щелкнув по пиктограмме - Сохранить.
Практическая работа 3
Создание графических объектов
и применение редактора формул
Цель работы
Освоить создание графических объектов в Word и изучить основные возможности редактора формул.
Теоретическое введение
Графическим объектом называют рисунок, который хранится на диске в файле графического формата. В Word есть возможность использовать графические файлы, созданные разными приложениями. Кроме этого в Word существует библиотека рисунков, которые можно вставлять в документы. В Word можно создавать простейшие рисунки, блок-схемы и т. д., используя панель инструментов Рисования.
Каждый элемента вашего рисунка (надписи, линии, овалы, стрелки и т. д.) можно дополнительно отформатировать отдельно, например, убрать рамку у надписи, установить точно размеры элемента или настроить более качественно вид стрелки и т. д. Эти настройки выполняются в диалоговом окне команды Формат автофигуры выбираемой в контекстном меню.
После форматирования каждого элемента необходимо правильно расположить их между собой, особенно при наложении их друг на друга, и соединить все элементы в один рисунок.
При наложении элементов друг на друга один элемент можно расположить на переднем плане, а другой на заднем, то же самое относится и к тексту. Для этого нужно выделить один элемент и установить для него порядок видимости, нажав на кнопку Действия на панели Рисования и выбрав команду Порядок.
Если рисунок вставлен из файла или из буфера обмена, например скопирован из другого приложения, то при выделении данного объекта появляется панель инструментов Настройка изображения (если она не появилась, необходимо выбрать команду меню Вид - Панели инструментов - Настройка изображения), в которой можно настроить кроме рамок и обтекания текстом яркость, контрастность и др.
Для набора в документе формулы, лучше всего воспользоваться редактором формул. В редакторе формул можно записывать короткие фразы, не относящиеся к математическим обозначениям. Для таких записей удобно использовать режим стиля «Текст». В этом режиме символы алфавита отформатированы как обычный текст, а добавления интервалов между словами возможно с помощью клавиши <Пробел>.
Для выхода из редактора формул, необходимо щелкнуть мышью за пределами окна редактирования. Для редактирования набранной формулы, щелкнем два раза по ней левой клавишей мыши или выделим данный объект и выберем команду Правка - Объект - Формула - Изменить или Открыть.
Практическая часть
Постановка задачи
1. Изучить возможности редактора формул.
2. Создать рисунок по образцу.
3. Научиться работать с надписями.
4. Научиться форматировать объекты.
Ход работы
1. Создадим новый документ и сохраним его в свою рабочую папку.
2. Зайдем в редактор формул. Для этого выберем команду меню Вставка - Объект, а затем вкладку Создание. В списке Тип объекта выберем Microsoft Equation 3.0.
3. Создадим вектор и матрицу, представленные на рисунке 9.
Рисунок 9 – Пример выражения
Редактор формул предоставляет различные шаблоны, например: дробь, верхние и нижние индексы, скобки и др. Для создания вектора и матрицы выбираем шаблоны 1 и 2 (рисунок 10), и в открывшемся окне устанавливаем требуемые размеры (6 строк, 1 столбец – для вектора и 6 строк, 5 столбцов – для матрицы). Устанавливаем курсор в первое поле, набираем символ А и для набора верхних и нижних индексов используем шаблон. Перемещаясь по элементам шаблона с помощью клавиш перемещения курсора или мыши, заполняем оставшуюся часть формулы.
Чтобы вложить один шаблон в другой, нужно установить курсор в нужное место в окне редактора формул, а затем выбрать нужный шаблон на панели инструментов.
Рисунок 10 – Панели инструментов редактора формул
4. Создадим рисунок по образцу с надписями и заголовком, представленному на рисунке 11.
На свободном месте документа нарисуем оси. Для этого на
панели инструментов Рисование щелкнем по кнопке Линия, переместим курсор в область документа и проведем линию. Щелкнем на ней правой клавишей мыши и в контекстном меню выберем пункт Формат автофигуры. Перейдем на закладку Цвета и линии и установим в поле Толщина – 0,75 пт, в полях Конец стрелки и Размер стрелки элементы по выбору (рисунок 12).
Рисунок 12 – Окно Формат автофигуры
Нарисуем линию на месте вектора zl (угол наклона возьмем примерно) и установим на него толщину — 2 пт и вогнутую стрелку. Нарисуем линию на месте вектора z2 и преобразуем ее так же, как предыдущую.
Выделим этот вектор, скопируем его в буфер обмена и тут же вставим. Появившуюся копию переместим, соединив ее конец с началом вектора zl. Изменим шаблон этой линии на штрих и уберем стрелку.
Построим результирующую линию сложения комплексных чисел (zl + z2) и установим ее толщину — 2,5 мм, цвет — сизый.
Соединим оба конца векторов zl и z2 линией, как показано в образце, изменив после этого шаблон этой линии на штрих. Скопируем и переместим ее копию на место результирующей линии вычитания комплексных чисел (zl - z2), установив после этого ее толщину — 2,5 мм, цвет — сизый.
Нарисуем линию, соединив оба конца результирующих линий, как показано на рисунке, изменив ее шаблон: толщина — 2 мм и установим стрелку.
Проверим получившийся рисунок и сгруппируем его, выделив все элементы рисунка, удерживая клавишу <Shift>, и выберем команду Действия – Группировать на панели инструментов Рисование.
5. Для написания текста в рисунке и заголовка рисунка создадим элемент Надпись, щелкнув по одноименной кнопке на панели Рисования. Нарисуем прямоугольник и введем в него текст, используя все элементы форматирования (шрифты, выравнивания и т. д.). При занесении текста используем пиктограмму Нижний индекс на панель инструментов Форматирование.
После установки надписей в рисунке уберем с них обрамление и сделаем прозрачным фон. Для этого щелкнем на элементе Надпись правой клавишей мыши, в открывшемся контекстном меню выберем пункт Формат надписи и выполним необходимые установки.
Сгруппируем все элементы вашего рисунка вместе с надписями и названием.
6. Отформатируем созданный рисунок. Щелкнем на рисунке правой клавишей мыши и выберем в контекстном меню пункт Формат объекта. В появившемся диалоговом окне сделаем необходимые установки: на вкладке Положение для пункта Горизонтальное выравнивание установим переключатель по центру, щелкнем по кнопке Дополнительно и в окне Дополнительная разметка, перейдя на вкладку Обтекание текстом, установим, например обтекание сверху и снизу.
Практическая работа 4
Создание таблиц. Вычисления в word.
Построение диаграмм
Цель работы
Изучить создание и форматирование таблиц в текстовых документах, вычисления в таблицах, построение диаграмм в текстовых документах.
Теоретическое введение
Таблица позволяет упорядочивать данные в виде строк и столбцов. Каждый элемент таблицы называется ячейкой. Информация, хранимая в ячейке, не зависит от других элементов. Поэтому всегда можно изменить форматирование и размер каждой ячейки, а также информацию в ней. Ячейка таблицы может содержать текст, рисунок и другие объекты, кроме другой таблицы.
При вводе текстовой информации в ячейки таблицы, если она не умещается по ширине, то текст автоматически переносится по словам, т. е. высота строки увеличивается. Вводимая информация располагается внутри каждой ячейки относительно полей ячейки, которые можно изменить, как и поля страницы. Переход с одной ячейки на другую осуществляется с помощью клавиши <Таb> или с помощью мыши.
При форматировании текста в ячейке таблицы можно использовать все возможности Word, связанные с форматированием шрифта, абзаца и т. д. Word предлагает множество заготовленных форматов, с помощью которых можно легко изменить внешний вид таблицы. Автоформатирование для таблицы можно установить, нажав на кнопку Автоформат, и выбрав подходящий формат из предложенного списка.
Word позволяет не только располагать в табличной форме числовые данные, но и производить вычисления. При выполнении вычислений в таблицах ссылки на ячейки таблицы имеют вид: a1, a2, b1, b2 и так далее, где буква указывает на столбец, а номер представляет строку (рисунок 13).
A | B | C | |
A1 | B1 | C1 | |
A2 | B2 | C2 | |
A3 | B3 | C3 |
Рисунок 13 – Адреса ячеек таблицы
Чтобы ссылаться на ячейки в формулах, используют точку с запятой в качестве разделителя ссылок на отдельные ячейки и двоеточие для разделения первой и последней ячеек, определяющих диапазон. Например, для рас