Преследование противника в паре
Как и в общих положениях для боя пары, преследование противника в паре осуществляется ведущим (или по его приказу - ведомым). Выбор ведомого как непосредственного преследователя может зависеть от многих факторов, таких как, например: меткость стрельбы конкретного пилота, величины боекомплекта, опытность ухода от противника и прочих. Стремление сбить самолет противника одновременной стрельбой обоих самолетов пары является типичной ошибкой, которая часто приводит к повреждению или разрушению одного из самолетов пары. Главная цель - сбить противника, а не добиться личного успеха. Таким образом для эффективного и безопасного преследования цели лучшим выбором является тактическое разделение пары на преследователя и самолет поддержки (подстраховки). Самолет подстраховки должен держать дистанцию до преследуемого самолета от 500 до 700 м и следовать на удалении от самолета преследователя на безопасной дистанции. Дистанция должна обеспечивать непосредственный визуальный контакт с обоими самолетами (противника и напарника). Кроме того в обязанности самолета поддержки входит наблюдение за опасными полусферами в целях предотвращения неожиданного появления нового противника. Самолет поддержки должен перехватывать инициативу преследования в том случае, если действующий преследователь не удержался на "хвосте" противника и потерял его, причем сообщение о местонахождении цели уже не даст положительного результата (например, в случае, когда преследуемому самолету удалось затормозить и пропустить преследователя вперед). В этом случае бывший преследователь отходит и занимает место самолета подстраховки, а преследование продолжает второй самолет. Дистанция в 500-700 м вполне достаточна, чтобы успеть среагировать на любой резкий защитный маневр противника. Такое преследование в виде атак "волнами" и чередующимся назначением самолетов наиболее благоприятно и безопасно во всех отношениях.
Защита в критической ситуации
Достаточно часто можно встретить ситуацию, когда во время воздушного боя самолет противника смог зайти в хвост одному из самолетов пары. И ситуация по разным причинам может не позволить провести один из приемов заведения противника под напарника. Как правило, преследуемый самолет начинает резкое маневрирование в небольшом секторе, так как выравнивание курса может привести к повреждениям/гибели. В такой ситуации второй самолет должен самым решительным образом быстро прийти на помощь. Для преодоления такой ситуации, когда напарник постоянно проносится с вами на встречных курсах с противником сзади, совершенно не достаточно попытки более резким маневром зайти на хвост преследователю, как правило, это занимает слишком много времени и ваша помощь может просто опоздать. Наиболее оптимальным приемом в такой ситуации практически всегда является вертикальный маневр, не зависимо от того, какие защитные маневры совершает преследуемый самолет (т.е. горизонтальные, вертикальные или смешанные). Вертикальный маневр в виде "свечи" (оптимально при совершении напарником горизонтальных маневров) или "горки” (соответственно при вертикальных) с зависанием (продуманной паузой), заваливанием в выбранном направлении, и рассчитанном движении вниз(йо-йо), позволяет выйти на эффективную позицию атаки противника. Время выполнения маневра составляет от 10 до 15 секунд, но то значительно быстрее (в 2-3 раза как минимум), чем любое другое маневрирование.
Тактика бреющего полёта
Достаточно часто при ведении воздушных боев можно встретить пилотов, ведущих действия на критически малых высотах. Такая тактика имеет свои преимущества и недостатки, но имеет полное право на существование. К примеру, просто различить с высоты 2000м самолет, летящий у самой земли, достаточно проблематично, не говоря уже о том, чтобы определить его курс, в то время как пилот на малой высоте без труда увидит точку вашего самолета на дистанции, превышающей 5 км. В случае, если вы выбрали тактику бреющего полета для ведения воздушного боя, то ряд принципов, навыков и правил помогут ее осуществить. Из принципов можно выделить следующее: при такой тактике облака и солнце больше вам не помощники, а наоборот дополнительные хлопоты. Солнце будет мешать вашему обзору не более обычного, но вот помочь при отходе защитить не сможет. Исключение составляет закат или восход. Облака представляют более серьезную угрозу, чем в обычном бою и могут быть причиной неожиданной атаки. Отсюда вытекает следующий принцип ведения боя на малых высотах - не находиться под облаками, тем самым исключив внезапное появление самолета противника. Следующий принцип заключается в сохранении энергии самолета. Потенциальная энергия вашего самолета практически равна нулю, поэтому очень важное значение имеет поддержание скорости для проведения маневров. Потеря скорости, а соответственно и последней энергии, не только лишит вас возможности контратаковать, но рано или поздно превратит самолет в удобную малоподвижную мишень. А уповать на то, что противник сам подставиться, разобьется или израсходует весь боекомплект по крайней мере слишком безрассудно, поэтому из этого вытекает следующий принцип - поддержание скорости движения вашего самолета на должном уровне (по практике желательно поддерживать не менее 300-400 км в час), избегая длительных резких маневров. Наиболее практично применяются такие маневры как качели, различные варианты бочки без торможения и некоторые другие. А вот использование длительного виража, как бы устойчиво вы его не выполняли на малых скоростях (150-170 км), в час может привести к проигрышу, тем быстрее, чем больше атакующих с вами встретятся. Наиболее неприятна и опасна для пилота, находящегося на малой высоте, атака пологим пикированием с задней верхней полусферы. Маневр уклонения от такой атаки практически исключает возможность своевременно выровнять самолет, прицелиться и ударить вслед отходящему на высокой скорости противнику с реальной дистанции. Что бы предотвратить такую атаку противника следует встречать не только с передней полусферы, но стараться держать его в этом секторе при отходе и проведении маневра для подготовки следующей атаки. Так же неплохо держать его строго над своим самолетом, так как атака отвесным пикированием не только легко парируется, но и заставляет противника рисковать выходом из пикирования на малой высоте. По этой причине возникает правило удержания противника в передней полусфере. Однако следует отметить серьезное уточнение к нему: нельзя двигаться строго за ним, его курсом. Лучше держать его в левом секторе от 9 до 11 часов или в аналогичном правом с 1 до 3-х часов. А производить разворот в сторону движения противника только после выполнения им разворота и движении в вашу сторону. Эта особенность тактически защитит вас и позволит не потерять значительную энергию резким маневром от таких действий противника, как резкие вертикальные круговые маневры с целью захода к вам с задней полусферы. Так же для эффективной защиты и контратаки применяются следующие приемы: лобовая атака (вы находитесь в более выгодном положении - снизу), размазанная бочка(короткая), которая может помочь вам произвести атаку вдогонку самолета противника.
Составлено Офицером chigirenkovs