Факторы конкурентоспособности

По сфере своего воздействия на объект, факторы его конкурентоспособности можно разделить на макроэкономические и микроэкономические. Первые действуют на уровне и государств и отраслей страны, вторые – на уровне предприятий, конкретных товаров и услуг.

Таблица 4 – Основные макроэкономические факторы конкурентоспособности

Факторы Влияние фактора
1.Воздействие поддерживающих отраслей Совокупность родственных и поддерживающих отраслей М. Портер назвал «кластером» (пучком). В России в производстве товаров нет ни одного значимого кластера родственных предприятий, все звенья которого были бы конкурентоспособными. Производство сравнительно конкурентоспособной на внутреннем рынке готовой отечественной продукции, особенно машиностроительной, существенно зависит от импортных поставок. Так, отечественные телевизоры («Рубин», «Радуга», «Сокол» и др.) на 70-100% состоят из импортных деталей.
2.Роль состояния спроса Повышение доли импортных товаров в ассортименте отечественных магазинов привело к тому, что спрос россиян все больше начал ориентироваться на общемировые стандарты потребления. Он стал более разнообразным и избирательным, более требовательным к ценовым характеристикам товаров и услуг. Эти сдвиги в спросе послужили стимулом к повышению конкурентоспособности отечественной продукции.
3.Развитие конкурентной среды в экономике Решение проблемы определяется, прежде всего, фактором собственности, в частности, эффективностью приватизации, развитием малого предпринимательства, антимонопольным регулированием экономики. Наличие в России около 50% нерентабельных организаций обусловливает все большую активность приватизации государственной собственности. Зарубежный опыт свидетельствует, что некоррумпированная приватизация создает благоприятные условия для повышения конкурентоспособности. Кроме естественных монополий, в России существует множество неестественных монополий. По некоторым данным, в большинстве отраслей промышленности 80% продукции выпускается одним-двумя предприятиями[6].
4.Научно-технический потенциал страны К концу ХХ в. расходы на исследования и разработки в России составляли немногим более 1% ВВП. Между тем, развитые страны, лидирующие в сфере обновления технологий и торговле высокотехнологичной продукцией, тратят на НИОКР значительно больше – 2-2,5%. Результаты опросов показывают, что только 1/3 российских предприятий считает инновации необходимым условием повышения своей конкурентоспособности.
5.Уровень развития информационных технологий По оценкам американских экономистов, 2/3 роста производительности во второй половине 1990-х гг. США объясняются развитием информационных технологий. По уровню развития телекоммуникационных систем – важнейшего фактора успешного ведения современного бизнеса – Россия отстает от стран Запада на 15-20 лет. Это, безусловно, ограничивает возможности ускоренного повышения конкурентоспособности отечественных товаров и услуг.
6.Налоговая политика и система таможенного регулирования Указанные факторы непосредственно определяют ценообразующую составляющую конкурентоспособности. В России налоговая нагрузка на производителя чрезмерно увеличена – более 60%, что значительно выше, чем в любой другой стране (например, в США и Японии она составляет 29%). Средняя ставка пошлин в России составляет около 15%. Что в 2,5 раза превышает средний уровень для стран, входящих в ВТО.
7.Геополитическое состояние России и развитие сферы инфраструктуры. Россия имеет прекрасное геополитическое расположение. Особенно это касается выхода к морям. Известно, что государства, не имеющие выхода к морю, вынуждены увеличивать цену товара на 18%. В транспортной системе России единственным звеном, которое близко к мировым стандартам, является трубопроводный транспорт. Другие транспортные коммуникации, особенно железнодорожные и автомобильные дороги, имеют недостаточную протяженность, плотность и пропускную способность. По этим причинам производительность труда на транспорте невысока, доставка грузов производится с невысокой скоростью и большими издержками.

Выгодное положение фирмы в части ресурсов и инфраструктуры, благоприятная конкурентная среда, определяемая макроэкономическими факторами, еще не гарантирует успеха в конкуренции. Для достижения конкурентных преимуществ очень важно учитывать микроэкономические факторы. В зависимости от стадии жизненного цикла товара, на которой проявляются микрофакторы, их можно разделить на производственные, рыночные, сбытовые и сервисные.

Таблица 5 – Основные микроэкономические факторы конкурентоспособности



Факторы Примеры
1. Производственные 1.1. Формирующие качество продукции 1.2. Формирующие цену продукции 1.3. Управляющие   сырье, технология, конструкция стоимость сырья, объем производства персонал
2. Рыночные острота конкуренции, емкость рынка, рыночная новизна, стабильность и перспективность рынка, подготовленность рынка
3. Сбытовые увязка новой продукции с ассортиментом выпускаемой продукции, создание разветвленной дилерской сети, рекламное обеспечение, надежность поставки
4. Сервисные демонстрация сложно-технического товара и дегустация пищевых продуктов, подбор товара исходя из индивидуальных особенностей потребителя, техническое обслуживание, условия приобретения и форма оплаты, возможность доставки и монтажа товара, регулирование гарантийных сроков технического обслуживания, транспортабельность

Роль сервисных факторов лаконично, но емко отражена в высказывании одного из руководителей «General Motors» о своих конкурентах: «Пока корейцы поставляют на рынок автомобили, а не всю систему обслуживания, они не представляют для нас опасности»[7].

Наши рекомендации