Духовные нормы поведения в деловой жизни
2.1. Постоянное стремление к исполнению в жизни заповедей Божиих, покаяние в нарушении их, и естественное и правильное внутреннее смирение перед Богом.
Предприниматель, как и каждый человек, на своем пути проходит различные испытания. Его задача – во всех испытаниях смиряться перед Богом, а также быть смиренным и перед людьми. Нужно помнить, что испытанием является и успех дела, и его неудача.
В случае успеха предприниматель испытывается на способность смирять свою гордость. Церковь разъясняет, что с позиций Священного Писания, гордость является самым тяжким грехом, от которого проистекают все другие грехи. Под гордостью понимается противление воле Божией, превозношение перед другими людьми (вера в собственное исключительное превосходство), желание всех подчинить своей воле, презрительное отношение к людям и т.д. Православный предприниматель всегда помнит:
Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4:6, 1 Пет. 5:5).
Если предприниматель возгордился, то это не делает его успех незаслуженным, но гордость лишает его славы Божией.
В неудачах предприниматель испытывается на стойкость, на способность делать выводы из ошибок, исправлять промахи и не впадать в уныние. Его смирение выражается в терпеливом, без ропота, преодолении трудностей, умении выносить уколы самолюбия и скептическое отношение к себе окружающих. Преподобный Антоний Оптинский говорит:
“…Без смирения в духе спастися невозможно, а смирению от одних слов научиться нельзя – потребна практика, чтобы кто трепал нас, и мял, и выколачивал кострику <жесткая кора растений>, без чего и в Царствие Божие попасть нелегко, которое многими скорбями обретается”.
Православный предприниматель принимает все испытания как школу смирения, которая позволяет ему выработать это самое ценное, по учению святых отцов, качество человека в глазах Господа. Проявляя в деловой жизни смирение, предприниматель идет ко спасению в Царстве Небесном.
2.2. Ориентация во всех обстоятельствах деловой жизни на исполнение заповедей
Смирение позволяет исполнить заповеди, ибо именно гордость и соблазны низлагают человека, понуждая его к греху. Православный предприниматель стремится во всех обстоятельствах деловой жизни соблюдать заповеди. Он всегда помнит слова Господа нашего Иисуса Христа:
Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его, и явлюсь ему Сам (Ин., 14, 21).
Во всех сложных и этически неоднозначных ситуациях выработка решений должна начинаться с приложения заповедей к таким ситуациям. Предприниматель верит, что слово Божие является ключом к пониманию и разрешению самых трудных ситуаций.
2.3. Отношение к предпринимательству, как исполнению необходимого земного послушания, данного Господом, как сфере служения Богу и людям.
Жизнь в Церкви, к которой призывается каждый человек, есть непрестанное служение Богу и людям. К этому служению призывается весь народ Божий. Все члены тела Христова, участвуя в общем служении, выполняют и свои особые функции. Каждому даются особые дары для служения всем:
«Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4. 10).
Предпринимательство рассматривается как область, в которой, как и в любой другой нравственно оправданной деятельности, надлежит служить Богу и людям. Служение предпринимателя заключается в организации экономических сообществ людей, в которых каждый член сообщества в соответствии со своим призванием, талантами, знаниями, умениями и свободным выбором заслуженно получает свое место собственника, партнера, наемного менеджера, специалиста или сотрудника какой-либо другой необходимой профессиональному сообществу профессии.
В своем служении предприниматель стремится к выполнению воли Божией. Он верит, что совпадение его личной воли с волей Бога обеспечивает успех его служения. Вместе с тем важно учитывать, что воля Божия бывает по благоволению и по попущению.
Преподобный Макарий Оптинский: «Воля же Божия не связывает нашего самовластия, но совершается, взирая на оное – к чему клонится. Есть воля Божия по благоволению, и есть воля Божия по попущению, - и сия последняя бывает, когда мы хотим, чтобы было непременно так, как мы думаем, что будет для нас хорошо. А когда отдаемся в волю Божию и ищем не того, чего хотим, а что Ему будет угодно и нам полезно, то в сем бывает воля Божия – по благоволению, полезная и спасительная для нас, а при воле Божией, бывающей по попущению, неизбежны скорби и печали».
Исходя из смысла приведенного высказывания, можно заключить о наличии двух путей в хозяйственной жизни. Первый путь заключается в том, что люди самостоятельно избирают область своей деятельности и средства ее осуществления, к которым человек и предназначен. В этом случае Бог благоволит человеку, оказывая необходимую поддержку. Эта поддержка приводит к тому, что человек преодолевая трудности, учится исправлять ошибки и заблуждения, правильно видеть место своей деятельности в жизни людей и непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией. Но возможен и второй путь – когда человек принимает решения, которым Бог не благоволит. Из этого не вытекает абсолютной неосуществимости этих экономических дел. В этом случае человеческие дела осуществляются по Божию попущению. Господь дает возможность человеку реализовать то или иное дело и убедиться в его не спасительности и неполезности для самого человека.
2.4. Отношение к плодам предпринимательства, как к дарованным Богом для мудрого и рассудительного использования.
Предпринимательство является одним из видов труда, нравственно равноправным с другими видами труда:
Церковь благословляет всякий труд, направленный ко благу людей; при этом не отдается предпочтения никакому из видов человеческой деятельности, если таковая соответствует христианским нравственным нормам. В притчах Господь наш Иисус Христос постоянно упоминает о разных профессиях, не выделяя ни одну из них. Он говорит о труде сеятеля (Мк. 4. 3-9), слуг и домоправителя (Лк. 12. 42-48), купца и рыбаков (Мф. 13. 45-48), управителя и работников в винограднике (Мф. 20. 1-16) (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви).
В данном положении сформулировано важное признание равноправности функционально различных видов экономической деятельности людей. В приведенном перечислении названы: предприниматель (купец), менеджер (домоправитель), наемные работники (слуги и работники в винограднике) и свободные труженики (сеятели, рыбаки).
В силу этого к предпринимательству приложимы и другие определения, даваемые Церковью трудовой деятельности:
· Труд является органичным элементом человеческой жизни.
· Труд - это творческое раскрытие человека, которому в силу изначального богоподобия дано быть сотворцом и соработником Господа.
· Слово Божие не только обращает внимание людей на необходимость ежедневного труда, но и задает его особый ритм (заповедь субботствования, а с апостольских времен – заповедь о первом дне седмицы, то есть - воскресении).
Труд сам по себе не является безусловной ценностью. Он становится благословенным, когда являет собой соработничество Господу и способствует исполнению Его замысла о мире и человеке. Священное Писание свидетельствует о двух нравственных побуждениях к труду: трудиться, чтобы питаться самому, никого не отягощая, и трудиться, чтобы подавать нуждающемуся. Апостол Павел пишет: «Лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся» (Еф. 4. 28). Такой труд воспитывает душу и укрепляет тело человека, дает христианину возможность проявлять свою веру в богоугодных делах милосердия и любви к ближним (Мф. 5. 16; Иак. 2. 17).
Через труд человек не только господствует над внешней природой, но в то же время труд – средство господства человека над своей природой внутренней. Это средство, призванное преобразить человека, вернуть ему утраченный рай и Божие благоволение. Это способ самовоспитания и самообладания, возможность употребить свои природные силы на служение разумной идее.
Православный предприниматель принимает условия благословенности своего труда и всячески стремится к ней.