IV. Порядок проведения итоговой государственной аттестации
14. Порядок проведения государственных аттестационных испытаний разрабатывается высшим учебным заведением на основании настоящего Положения и доводится до сведения студентов всех форм получения образования не позднее чем за полгода до начала итоговой государственной аттестации. Студенты обеспечиваются программами государственных экзаменов, им создаются необходимые для подготовки условия, проводятся консультации.
15. Защита выпускной квалификационной работы (за исключением работ по закрытой тематике) проводится на открытом заседании экзаменационной комиссии с участием не менее двух третей ее состава. Процедура приема государственных экзаменов устанавливается высшим учебным заведением (кроме случаев, где это устанавливается федеральным органом управления образованием, в ведении которого находится высшее учебное заведение).
Результаты любого из видов аттестационных испытаний, включенных в итоговую государственную аттестацию, определяются оценками "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно" и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседаний экзаменационных комиссий.
К защите выпускной квалификационной работы допускается лицо, успешно завершившее в полном объеме освоение основной образовательной программы по направлениям подготовки (специальности) высшего профессионального образования, разработанной высшим учебным заведением в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и успешно прошедшее все другие виды итоговых аттестационных испытаний.
16. Решение о присвоении выпускнику квалификации (степени) по направлению подготовки (специальности) и выдаче диплома о высшем профессиональном образовании государственного образца принимает государственная аттестационная комиссия по положительным результатам итоговой государственной аттестации, оформленным протоколами экзаменационных комиссий.
Решения государственной аттестационной и экзаменационных комиссий принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов комиссий, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии или его заместителя. При равном числе голосов председатель комиссии (или заменяющий его заместитель председателя комиссии) обладает правом решающего голоса.
Все решения государственной аттестационной и экзаменационных комиссий оформляются протоколами.
17. Лицам, завершившим освоение основной образовательной программы и не подтвердившим соответствие подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования при прохождении одного или нескольких итоговых аттестационных испытаний, при восстановлении в вузе назначаются повторные итоговые аттестационные испытания в порядке, определяемом высшим учебным заведением.
18. Повторное прохождение итоговых аттестационных испытаний целесообразно назначать не ранее чем через три месяца и не более чем через пять лет после прохождения итоговой государственной аттестации впервые.
Повторные итоговые аттестационные испытания не могут назначаться высшим учебным заведением более двух раз.
19. Лицам, не проходившим итоговых аттестационных испытаний по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных случаях, документально подтвержденных), должна быть предоставлена возможность пройти итоговые аттестационные испытания без отчисления из вуза.
Дополнительные заседания государственных аттестационных комиссий организуются в установленные высшим учебным заведением сроки, но не позднее четырех месяцев после подачи заявления лицом, не проходившим итоговых аттестационных испытаний по уважительной причине.
20. Отчеты о работе государственных аттестационных комиссий заслушиваются на ученом совете высшего учебного заведения и вместе с рекомендациями о совершенствовании качества профессиональной подготовки специалистов представляются учредителю в двухмесячный срок после завершения итоговой государственной аттестации. Протоколы итоговой государственной аттестации выпускников хранятся в архиве высшего учебного заведения.
СТРУКТУРА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
Дипломная работа – самостоятельная работа на определенную тему, выполненная студентом под руководством преподавателя. Ее результаты свидетельствуют о высокой специальной теоретической подготовке студента, его практических навыках.
Основными задачами дипломной работыявляются:
— обоснование актуальности и значимости темы работы в теории или практике;
— теоретическое исследование с позиций современной экономической науки состояния заданной проблемы или задачи, раскрытие сущности экономических категорий, явлений;
— анализ экономического и финансового состояния объекта исследования (отрасли, корпорации, предприятия) за определенный период, выявление динамики изменения экономических и финансовых показателей объекта исследования, их тенденции на перспективу и проблем, требующих своего решения или совершенствования;
— владение современной методикой решения практических задач или вопросов, поставленных в дипломной работе;
— обоснование практической направленности рекомендаций и предложений, разработанных дипломниками в заключительной главе работы;
— обобщение полученных в результате проведенных исследований материалов и формулирование выводов;
— выявление самостоятельного умения работать с научной экономической литературой, правильно цитировать и делать ссылки на источники;
— умение грамотно, стройно и логически обоснованно излагать свои мысли, исследования и результаты, обобщать расчеты, строить графики и диаграммы по экономическим показателям;
— умение пользоваться персональным компьютером.
Требования к дипломной работе
Методика выполнения дипломной работы должна отвечать ряду требований, главные из которых:
1) практическая значимость (ценность) работы;
2) применение современной передовой методологии;
3) комплексный системный подход к решению темы;
4) наличие элементов творчества.
Рассмотрим требования более подробно.
Практическая значимость (ценность) работы. Данное требование сводится к тому, что дипломная работа должна выполняться на основе конкретных материалов, собранных студентом во время преддипломной практики или по месту работы (для студентов заочного отделения). Принимая непосредственное участие во время практики в работе предприятия (или его отдела) дипломник может самостоятельно или под руководством сотрудников проводить анализ экономических и финансовых данных, принимать участие в сборе и обработке материалов, разработке и апробировании различных методик, разработке бизнес-планов, проведении плановых расчетов, исследовании теоретических вопросов, необходимых для совершенствования работы в перспективе. Главным является не просто анализ, а обобщение и использование конкретных материалов предприятия для решения проблем, стоящих перед ним.
Применение современной передовой методологии. Выполнением дипломной работы завершается обучение студента в университете. В процессе ее подготовки студенты углубляют свои знания в области теории и практики специальных курсов. Поэтому при выполнении дипломной работы необходимо опираться на официальные статистические данные, публикации отечественной и зарубежной специальной экономической литературы. Изучив передовой отечественный и зарубежный опыт по теме исследования по литературным источникам, методическим материалам и практическим данным, представив его результаты в виде краткого аналитического обзора, дипломник должен сделать заключение - свой собственный вывод о соответствии данного объекта исследования современным требованиям. Предложения и рекомендации, выдвигаемые в дипломной работе, следует также обосновать, аргументировать.
Комплексный системный подход. Решая задачи, поставленные в дипломной работе, изучая заданный объект исследования, необходимо применять комплексный системный подход, ориентирующий на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину. В работе должен быть дан глубокий экономический анализ исследуемых вопросов с позиций системного подхода к эффективному развитию экономики предприятия, показаны направления его развития. Системный комплексный подход обеспечивает решение экономических проблем предприятия в том случае, если дипломник будет руководствоваться правилом: цели и задачи системы более высокого уровня являются главными, определяющими для систем низшего уровня, цели и задачи последних не должны противоречить целям систем верхнего уровня, а должны сочетаться, согласовываться с ними. Это же требование предъявляется и к показателям систем разного уровня. Практическим доказательством применения комплексного системного подхода в дипломной работе будет оценка экономической и социальной эффективности разработанных автором рекомендаций и предложений.
Наличие элементов творчества. В дипломной работе выпускник должен показать наряду с глубокими теоретическими знаниями по специальности и практическими навыками по решению экономических задач умение творчески мыслить и способность к научно-исследовательской работе, к самостоятельному творческому решению практических вопросов экономики с учетом новейших законодательных и нормативных актов, инструкций, положений и методик по исследуемой проблеме. Если студент в течение своего обучения в университете участвовал в научно-исследовательской работе, то результаты научных исследований, относящихся к теме дипломной работы, должны быть отражены в ней.
Выбор темы дипломной работы
Дипломные проекты (работы) носят комплексный характер и содержат специальную часть, а так же методическую, отражающую специфику подготовки рабочих для производства и сферы услуг.
Тематика дипломных проектов (работ) определяется с учетом реальных проблем профессионального образования, проблем предприятий (объединений) и организаций.
В дипломных работах рассматриваются проблемы совершенствования процесса профессиональной подготовки рабочих, организации и методики преподавания предметов общетехнического или специального цикла, изучаемого в образовательных учреждениях системы НПО, разработки документации перспективной и текущей работы преподавателя общетехнических и специальных предметов.
Выбор темы по существу связан с изучаемыми дисциплинами специальности 030500.18 – Профессиональное обучение (экономика и управление).
В соответствии с учебным планом данной специальности к таким дисциплинам относятся: «Организация производства на предприятиях отрасли», «Экономика отрасли», «Педагогические технологии», «Методика профессионального обучения», «Финансы, денежное обращение и кредит», «Маркетинг», «Менеджмент», «Бухгалтерский анализ, экономический анализ и аудит», «Автоматизированные информационные технологии в экономике», «Основы предпринимательской деятельности», «Экономическая теория».
При этом каждая дисциплина слишком обширна, чтобы ее брать непосредственно в качестве темы дипломной работы. В рамках каждой дисциплины может быть выделено несколько тем, которые могут быть взяты за основу при выборе темы дипломной работы.
При выборе темы дипломной работы студенту должен помочь преподаватель, ведущий предмет, и научный руководитель дипломной работы. Учитывая способности и успеваемость студента, его научные наклонности, интересы, базу практики и характер его будущей работы, руководитель помогает ему сделать выбор основного аспекта работы - экономического, методологического или организационного. Данный перечень служит ориентиром, справочным рекомендательным методическим материалом для студента. Выбрав интересующую его тему из приведенного ниже перечня, студент обязан уточнить и согласовать ее с руководителем дипломной работы и руководителем преддипломной практики.
После выбора темы дипломной работы студент должен написать заявление на имя заведующего выпускающей кафедры (см. рисунок 1).
Руководители дипломных работ и консультанты разделов назначаются выпускающими кафедрами.
Закрепление темы и руководителя дипломной работы осуществляется выпускающей кафедрой за год до установленного срока защиты дипломной работы, рассматривается и утверждается на совете факультета, а затем приказом ректора университета по представлению декана факультета.
В случае необходимости изменения или уточнения темы дипломной работы декан факультета на основании представления кафедры возбуждает ходатайство о внесении соответствующих изменений в приказ ректора, но не позднее, чем за четыре месяца до защиты.
После издания приказа об утверждении тем дипломных работ и научных руководителей каждому студенту выдаётся задание на дипломную работу (см. рисунок 3а).
После издания приказа и выдачи задания на дипломную работу темы дипломных работ изменению не подлежат.
Заведующему кафедрой
_______________________________
(название кафедры)
студента группы _____________
(номер группы)
________________________________
(Фамилия)
________________________________
(Имя)
________________________________
(Отчество)
Заявление
Прошу рассмотреть и утвердить на заседании кафедры тему моей выпускной квалификационной работы ______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
(тема работы)
по специальности _______________________________________________
(шифр и название специальности)
специализация ______________________________________________________________
(шифр и название специализации)
Руководителем дипломной работы прошу назначить _________________
______________________________________________________________
(учёная степень, должность, Фамилия И.О. руководителя)
Дата: «___» «______________» 200 г.
Подпись ___________________________
Рисунок 1а — Образец заявления на утверждение темы
Заведующему кафедрой
педагогики, психологии и предпринимательства
студента группы ПО – 62
Иванова
Сергея
Викторовича
Заявление
Прошу рассмотреть и утвердить на заседании кафедры тему моей выпускной квалификационной работы «Совершенствование системы управления предприятием ОАО «Бердчанка»
по специальности 030500.18 - «Профессиональное обучение» (экономика и управление),
специализация 030501.18 Государственное и муниципальное управление экономикой
Руководителем дипломной работы прошу назначить к.т.н., профессора Крашенинникова В.В.
«21» «марта» 2005 г.
_____________________/Иванов С.В./
Рисунок 1б – Пример оформления заявления на утверждение
темы дипломной работы