Предпринимательство: сущность, функции, виды.
В условиях рыночной экономики любая экономическая деятельность в конечном результате направлена на получение максимальной прибыли. Однако высокая прибыльность достигается не сама по себе, а есть результат определенной активной деятельности субъектов рынка. Такая деятельность получила название предпринимательства.
Не всякую хозяйственную деятельность можно считать предпринимательской, а лишь ту, которая связана с риском, инициативой, предприимчивостью, активным поиском. Всё это есть признаки предпринимательства.
Сущность предпринимательства более глубоко раскрывается через его основные функции:
Ресурснаяфункция заключается в том, что предприниматель берёт на себя инициативу соединения земли, капитала, труда в процессе производства товара и услуг и организует производство.
Управленческаяфункция – это принятие управленческих решений на всех этапах производственной и сбытовой деятельности, осуществления планирования, организации контроля.
Инновационная –осуществление инновации, нововведений, т.е. новаторство, освоение новой продукции, новых технологий и новых форм организации труда, поиск новых средств удовлетворения потребностей потребителя и др.
Функция риска– предусматривает необходимость принятия таких решений, которые направлены на достижения успеха, но не гарантирует его по причине изменчивости и неопределённости экономической ситуации. Предприниматель всегда рискует своим временем, трудом, деловой репутацией, вложенными средствами.
В предпринимательстве выделяют субъекты и объекты:
Субъектамипредпринимательства могут быть частные лица, различного рода ассоциации (акционерные общества, арендные коллективы, кооперативы) и государство.
Объектамипредпринимательства могут стать любые виды хозяйственной деятельности, коммерческое посредничество, инновационная, консультационная деятельность, операции с ценными бумагами.
В зависимости от содержания деятельности различают виды предпринимательства:
Производственноепредпринимательство – это такое, в котором осуществляется производство товаров, услуг, информаций, духовных ценностей. Функция производства в этом виде предпринимательства основная.
Коммерческоепредпринимательство состоит в операциях и сделках по перепродаже товаров и услуг и не связано с производством продукции.
Финансовоепредпринимательство – разновидность коммерческого. Объектом купли- продажи здесь являются деньги, валюта, ценные бумаги.
Посредническое предпринимательство проявляется в деятельности, соединяющей заинтересованные во взаимной сделке стороны. За оказание подобных услуг предприниматель получает доход.
Страховоепредпринимательство – это особая форма финансового предпринимательства, заключающаяся в том, что предприниматель получает страховой взнос, который возвращается только при наступлении застрахованного случая. Оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.
Информационноепредпринимательство – это деятельность по коммерческому получению, хранению и продаже информации (экономической, научно-технической, социальной, правовой и др.)
Таким образом, все виды предпринимательства направлены на получение дохода. Но для этого необходимо научиться комбинировать ограниченные ресурсы.
Рынок и рыночный механизм. Многообразие рынков в современной экономике
Рынок - совокупность отношений, форм организации сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.
Предпосылки возникновения рынка:
1) частная собственность; 2) разделение труда; 3) экономическая независимость производителей; 4) свобода в принятии экономических решений.
Функции рынка.
а) посредническая (интегративная) функция, непосредственное соединение производителей товаров и потребителей; б) ценообразующая функция, образование цены через соотношение спроса и предложения; в) информационная функция, предоставление рынком информации о размерах производства и удовлетворении спроса на конкретные товары; г) регулирующая функция, переход капиталов в более прибыльные отрасли; д) санирующая (оздоравливающая) функция, освобождение экономики от неэффективных форм хозяйствования.
Механизм рыночной саморегуляции определяется взаимодействием спроса и предложения.
Существуют различные классификации рынков:
· по основному товару (рынок недвижимости, фондовый рынок, валютный рынок, сырьевой рынок, рынок труда и т.п.);
· по занимаемому пространству (национальный, региональный, мировой и т.п.);
· по отношению к закону (легальный и нелегальный);
· по типу конкуренции (рынок совершенной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции).
Достоинства рынка:
1) ориентирован на спрос; 2) стимулирует НТП; 3) эффективно распределяет ресурсы; 4) координирует спрос и предложение
Недостатки рынка:
1) не гарантирует всем стабильного дохода; 2) расточителен (при изменении спроса меняется и предложение, а и), что уже было произведено распродаётся по низкой цене либо уничтожается); 3) цикличен (фазы подъёма сменяются фазами спада); 4) не способен самостоятельно бороться с монополиями, инфляцией, безработицей.
Спрос - это то количество товаров определенного вида, которое покупатели хотят и могут купить при определенном уровне цен.
Закон спроса: чем выше цена на товар, тем меньше величина спроса на этот товар. Показывает обратно пропорциональную связь между ценой и спросом на товар.
Цена спроса - максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар.
Эластичность спроса - сила изменения спроса в зависимости от изменения цены. Спрос может быть эластичным (объём спроса меняется на больший процент, чем цена) и неэластичным (объём спроса меняется на меньший процент, чем цена).
Неценовые факторы спроса: ожидания потребителей, мода, сезон, уровень дохода, товары-заменители, сопутствующие товары.
Предложение - это количество товара, которое продавцы готовы предложить покупателю по определенной цене в определенной экономической ситуации.
Закон предложения: чем выше цена на товар, тем больше предложение этого товара. Показывает прямо пропорциональную связь между ценой и предложением товара.
Цена предложения - минимальная цена, по которой производитель готов продать товар.
Эластичность предложения - сила изменения предложения в зависимости от изменения цены.
Неценовые факторы предложения - цены на ресурсы, изменение налогов, технологии, цены на товары-заменители.
Под действием законов спроса и предложения формируется равновесная цена - цена, при которой объем спроса равен объему предложения. Такое состояние на рынке называется рыночным равновесием. На графике оно изображается точкой в месте пересечения линий спроса и предложения.
Для успешного функционирования механизма рыночной саморегуляции необходимо наличие конкуренции.
Конкуренция - соперничество между субъектами рынка за лучшие условия экономической деятельности.
Виды конкуренции, исходя из цены:
· ценовая - конкуренция по цене, характерна для фирм-аутсайдеров;
· неценовая - конкуренция по качеству, характерная для развитых фирм.
Виды конкуренции, исходя из товаров:
· конкуренция чистая (совершенная, свободная) - рынок, на котором много покупателей, много продавцов, предлагающих практически одинаковые товары;
· конкуренциямонополистическая (несовершенная) - рынок, на котором много покупателей, много продавцов, предлагающих схожие, но не идентичные товары.
Позитивные черты конкуренции:
1) способствует научно-техническому прогрессу; 2) даёт потребителям возможность выбора; 3) избавляет рынок от неэффективных производителей; 4) способствует улучшению качества товаров
Конкуренции угрожает монополия - рынок, на котором один из участников получил исключительную возможность экономической деятельности.
Виды монополии:
· чистая монополия: один продавец на всю отрасль. Разделяется на естественную и искусственную. Естественная монополия возникает по объективным, не зависящим от воли людей, причинам (высокий положительный эффект масштаба, некие уникальные условия). Искусственная монополия создается людьми намеренно для извлечения монополистических выгод. Все формы искусственной монополии запрещены по закону;
· абсолютная монополия: один продавец на все сферы экономики;
· олигополия: несколько крупных предприятий, занимающих большую долю рынка определенной отрасли;
· монопсония: один покупатель на всю отрасль.