О возмещении участником СЭЗ сумм полученных преференций (в том числе в связи с применением пониженных налоговых ставок) при расторжении договора об условиях деятельности в СЭЗ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 23.06.2016 г. N СД-4-3/11243@

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение по вопросу возмещения участником свободной экономической зоны (далее - СЭЗ) сумм полученных преференций (в том числе в связи с применением пониженных налоговых ставок) при расторжении договора об условиях деятельности в СЭЗ, сообщает следующее.

Из положений Федерального закона от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный закон N 377-ФЗ) следует, что организация получает статус участника СЭЗ со дня внесения записи о включении ее в единый реестр участников свободной экономической зоны (далее - Реестр). Основанием для включения организации в Реестр является заключение ею с высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым договора об условиях деятельности в СЭЗ (далее - договор).

Право участника СЭЗ осуществлять предпринимательскую и иную деятельность с применением особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности (включающего особый режим налогообложения в соответствии с законодательством о налогах и сборах) прекращается со дня внесения в Реестр записи об исключении из него участника СЭЗ.

Участник СЭЗ подлежит исключению из Реестра в случаях, предусмотренных пунктом 23 статьи 13 Федерального закона N 377-ФЗ, в том числе при расторжении договора по соглашению сторон или по решению суда. При этом расторжение договора в судебном порядке может быть произведено при установлении фактов невыполнения участником СЭЗ условий договора (по объему капитальных вложений, по осуществлению предпринимательской деятельности или нарушения других условий) (статья 14 Федерального закона N 377-ФЗ).

Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) для организаций - участников СЭЗ:

- установлены налоговые ставки налога на прибыль организаций в размере 0 процентов по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, и в пониженном размере законами Республики Крым - по налогу, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, по налогу от деятельности, осуществляемой в соответствии с договором;

- предусмотрено освобождение от налогообложения налогом на имущество организаций в отношении имущества, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории СЭЗ и расположенного на территории данной СЭЗ;

- установлено освобождение от налогообложения земельных участков, расположенных на территории СЭЗ и используемых в целях выполнения договора.

Таким образом, наличие у налогоплательщика статуса участника СЭЗ является условием применения указанных налоговых преференций и, соответственно, с его утратой прекращается применение пониженных налоговых ставок или освобождение от налогообложения. При этом Кодекс не предусматривает обязанности восстановления и уплаты налогов, исчисленных без учета статуса организации, в случае исключения ее из Реестра.

Полномочий по установлению порядка возмещения участниками СЭЗ сумм полученных ими налоговых преференций при исключении их из Реестра ФНС России не имеет.

Согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере налоговой политики, является Минфин России.

По мнению ФНС России, является целесообразным внесение в Кодекс дополнений, предусматривающих исчисление и порядок уплаты налогов за период (или части периода), когда налогоплательщик являлся участником СЭЗ, в зависимости от причин, по которым им утрачен этот статус.

В настоящее время Кодексом установлен порядок уплаты налога на прибыль организаций в зависимости от оснований прекращения статуса участника регионального инвестиционного проекта, а также уплаты налогов при прекращении применения организациями специальных налоговых режимов.

Государственный советник
Российской Федерации 3 класса

Наши рекомендации