Формы участия государственных органов власти РФ в развитии малого и среднего предпринимательства
В соответствии с федеральным законом государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:
- формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
- создание для малых и средних предприятий льготных условий использования государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, научно-технических разработок и технологий;
установление для предприятий малого и среднего бизнеса упрощенного порядка регистрации, сертификации их продукции, лицензирования их деятельности, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
поддержка деятельности предприятий малого и среднего бизнеса с другими странами, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными
государствами;
организация деятельности для малых предприятий по подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
Закон РФ№209-ФЗ предусматривает также создание совещательных и координационных органов (ст. 13п. 3) с целью: [1, 5, 18]
- привлечения предприятий сферы малого и среднего бизнеса к разработке и реализации государственной политики в сфере развития малого предпринимательства;
- поддержка и выдвижение инициатив, направленных на реализацию государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства;
- проведение экспертизы проектов законодательных актов РФ, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства;
- разработка рекомендаций исполнительным органам государственной власти всех уровней управления при определении приоритетов в сфере развития малого и среднего предпринимательства;
- привлечение общественных объединений, граждан и представителей СМИ к обсуждению основных вопросов по реализации права граждан на предпринимательскую деятельность, и разработка по обсуждаемым вопросам рекомендаций.
Другой формой государственного регулирования малого предпринимательства является финансовая поддержка в виде предоставления субвенций и субсидий, бюджетных кредитов и займов, ссуд, муниципальных и государственных гарантий. Ежегодно в федеральном бюджете предусматривается выделение ассигнований на поддержку и развитие малого предпринимательства [2].
Закон №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007г. определяет следующие виды государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса (ст. 17-25) [11]:
- финансовая поддержка (ст. 17);
- имущественная поддержка (ст. 18);
- консультационная поддержка (ст. 20);
- информационная поддержка (ст. 19);
- поддержка в сфере инноваций и производства (ст.22);
- поддержка по подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров (ст. 21);
- поддержка в ремесленной сфере (ст. 23);
- поддержка в сфере внешнеэкономической деятельности (ст.24);
поддержка малых предприятий, осуществляющих деятельность в сельском хозяйстве (ст. 25).
Вышеуказанные виды поддержки образуют инфраструктуру поддержки малого и среднего бизнеса. [11]
Закон №209-ФЗ ввел новое понятие в область права «инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства». Данная инфраструктура представляет собой совокупность некоммерческих и коммерческих организаций, которые функционируют на рынке в качестве поставщиков и покупателей факторов производства с целью размещения заказов для государственных или муниципальных нужд при реализации программ развития малого и среднего бизнеса на разных уровнях государственного управления[28].
Инфраструктура может включать в себя агентства и центры по развитию предпринимательства, фонды содействия кредитованию, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, инвестиционные фонды, научные парки, технопарки, инновационно- технологические центры, бизнес- инкубаторы, маркетинговые центры, лизинговые компании, агентства по поддержке экспорта товаров, консультационные центры и другие организации.
В развитии и регулировании предпринимательских отношений важную роль играют также нормы и принципы международного права, и международные договоры, заключенные РФ с другими странами. К международным документам, регулирующих деятельность предпринимателей в России и за рубежом, можно отнести следующие:
- Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (заключена в Женеве в 1956 г.);
- Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (заключена в Вене в 1980 г.);
- Принципы международных коммерческих договоров;
- Евразийская патентная конвенция 1994 г. и др.
Вопросы по соотношению внутренних норм и международных о предпринимательской деятельности в России решаются в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ, ст.7 ГК РФ: общепризнанные нормы и принципы международного права, международные договоры России имеют приоритетное значение по отношению к нормам российского законодательства [1].
Участие исполнительных органов государственной власти в развитии малого и среднего бизнеса является необходимым процессом развития рыночных отношений в стране. Поддержка и обеспечение равного доступа малых и средних предприятий к элементам инфраструктуры, ограничение монополизации и защита прав потребителя – являются важнейшими задачами развития инфраструктуры предпринимательской среды в РФ.