От коммерциализации оис до создания инновационного продукта

На сегодняшний день становится ясно одно, что трансформация результатов интеллектуальной деятельности в готовый инновационный продукт, который заинтересует участников рыночных отношений, пожалуй, является самым трудным этапом в цепочке между наукой и потребителем. Развитие технологической продукции без учета рыночного спроса конечных потребителей является дорогостоящим для государства и неэффективным, поэтому в развитых странах основой политики в области коммерциализации объектов интеллектуальной собственности является стратегия, ориентированная, прежде всего, на спрос. Об этом уже в 90-е годы говорил основатель компании «Apple», известный американский предприниматель Стив Джобс, считающий, что необходимо начинать с запросов потребителей и только после этого переходить к технологии, а не
наоборот.

Одной из причин возникающих трудностей реализуемых инновационных проектов сегодня является слабое понимание командой проектов нужд рынка и потребителя. У них отсутствуют соответствующие знания и опыт технологического предпринимательства. В настоящее время каждый университет, научный институт столкнулся с тем, что вынужден в той или иной степени развивать новое для себя направление - коммерциализацию полученной интеллектуальной собственности, то есть введение объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот для получения максимальной прибыли. Для достижения такой цели необходимо не забывать о важнейшем элементе - об охране и коммерциализации созданной интеллектуальной собственности. Дело в том, что созданная технология (при условии ее технической исключительности и востребованности рынком) приобретает коммерческую ценность только в двух случаях: если подтверждены исключительные (монопольные) права на ее использование (патент на изобретение, свидетельство на полезную модель и др.) или если технология содержит ноу-хау, что также является предметом правовой охраны. В настоящее время стратегии и механизмы охраны интеллектуальной собственности при продвижении нового продукта разрабатываются с учетом целого комплекса факторов. Однако основные принципы остаются для всех одинаковыми: защита своих продуктов патентами всегда стоит на первом месте.

Для успешной коммерциализации необходимо не только оценить потенциал предложенной идеи, но и уметь увидеть перспективу создаваемого бизнеса, прежде всего ориентированного на спрос, в том числе и глобальный. Поэтому уже на первых этапах создания производства необходимо понимать, кто будет вашим потенциальным клиентом и как донести до него информацию о созданном продукте. Только основываясь на таком подходе, можно говорить о гарантированных результатах и созданных конкурентоспособныхинновациях в системе коммерциализации. Без перспективы конкурентоспособности создаваемого инновационного продукта вложение финансов в его создание не целесообразно.

В связи с этим, на сегодняшний день коммерциализация является возможностью для авторов интеллектуальной собственности построить бизнес, в первую очередь основанный на результатах своих научных исследований.

Как правило, ученый не является специалистом во всех областях и не владеет необходимыми компетенциями предпринимателя, плохо ориентируется в процессе создания нового продукта под запрашиваемые потребности рынка. Поэтому ключевой фигурой в основе процесса коммерциализации является не изобретатель, а предприниматель, вернее команда, управляющая процессом коммерциализации.

Известным фактом является то, что только 2-3 % от портфеля инновационных проектов приносят своим руководителям больше средств, чем было затрачено на процесс создания и патентования всех объектов. Это объясняется тем, что процесс передачи результатов интеллектуальной деятельности в сферу производства является длительным и трудоемким, требуя специальных навыков и знаний. Также важна совместная работа изобретателей с командой высококачественных специалистов, которая заключается в привлечении потенциальных покупателей к инновационной продукции, с обоснованием ее рыночной стоимости и прибыльности вложений для потенциального инвестора.

Для оценки коммерческого потенциала изобретения или научной разработки необходимо проведение следующих видов работ:

- определение основных параметров и характеристик новой продукции;

- осуществление необходимых работ по доработке ОИС до уровня коммерческого продукта и требований потенциальных лицензиатов и/или промышленности;

- определение групп возможных потребителей;

- исследование внешней конкурентной среды, изучение фирм-конкурентов и выпускаемой ими продукции, в т.ч. определение научно-технического уровня выпускаемой продукции;

- анализ конкурентных преимуществ выпуска новой продукции;

- технологический аудит - оценка возможностей по запуску новой продукции в производство;

- исследование емкости рынка и его потребности в новой продукции (потенциальный объем продаж в количественном и денежном выражении); формирование рыночной стратегии;

- определение контрагентов, потенциальных потребителей и проведение предварительных переговоров с ними;

- бизнес-планирование и привлечение потенциальных инвесторов для финансирования;

- составление планов рекламных кампаний.

Следующим этапом может быть передача в полном объёме исключительного права на объекты интеллектуальной собственности, перечень которых представлен в нормативных документах, через договор об отчуждении исключительного права. Законодательно также закреплена процедура передачи интеллектуальной собственности в право пользования через лицензионный договор. В рамках такого договора лицензиату передается лицензиаром право использования объекта интеллектуальной собственности в установленных договором пределах. Во всем мире высоко оценивается и является предметом прибыльного инвестирования интеллектуальная собственность, защищенная охранными документами и не только, например, объекты патентного права защищены патентами; торговые марки защищены свидетельствами, а «ноу-хау» - режимом коммерческой тайны.

Важным моментом в развитии инновационного предпринимательства в нашей стране является подготовка кадров, т.е. подготовка будущих специалистов, которые способны эффективно реализовать все этапы коммерциализации научно-технических разработок, находить контакты с партнерами, выводить на рынок наукоёмкуюпродукцию.

Процесс коммерциализации включает в себя участие двух партнёров: продавца и покупателя. Если рассмотреть науку в роли продавца, то можно говорить, что она созрела до коммерциализации своих интеллектуальных результатов. Идея коммерциализации овладевает умами руководителей вузов, университетов, институтов, которые понимают, что государство сегодня не в состоянии тратить деньги на эти цели, но государство теперь не единственный партнер для участников процесса преобразования результатов исследований и разработок в товар, хотя ни в одной стране без его поддержки коммерциализация не может широко развиться. Основными покупателями инновационных идей должны явиться промышленные предприятия, которые еще не рассматривают наукоёмкую технологию как источник «мгновенного обогащения предприятия». Для них интересны реструктуризация и рачительное распоряжение имеющимися фондами, хотя уже наблюдаются первые шаги по поиску и внедрению новых технологий, которые постепенно входят в сферу интересов предприятий. Поэтому передача технологий из исследовательской среды в промышленность в новых рыночных условиях – одна из основных существующих сегодня проблем.

В научном сообществе бытует мнение о том, что для доведения разработки до массового производства и реализации ее конечным потребителям недостаточно средств. На самом деле мы считаем, что эта проблема не является основной, все зависит от руководителей проекта, их квалификации и опыта. В условиях, если инновационный проект коммерчески привлекателен, источники получения денежных ресурсов разнообразны. Однако помимо интересного предложения важна организация процесса, то есть способность конкретных людей это предложение реализовать. Поэтому можно говорить о размере инвестиций в проект, которые включают в себя не только средства на реализацию идеи, но и затраты на менеджмент для ее реализации.

Основываясь на многолетней практике создания инновационных наукоемких предприятий, можно говорить о временных характеристиках такого производства. Около трех – четырех лет необходимо затратить в реальных условиях, для того чтобы пройти все этапы от стадии создания нового продукта до его продажи на рынке потребителям и поступления первых доходов от коммерциализации.

Коммерциализация технологий представляет собой процесс, который начинается уже с момента создания объекта интеллектуальной собственности. Поэтому стоит рассматривать коммерциализацию в качестве процесса, так как это помогает отслеживать его механизмы, использование которых сделает его более рациональным.

Для того чтобы оценить вклад, который внес каждый участник в создание новой продукции, необходимо учитывать, что инновационный проект проходит четыре основных этапа:

- концептуальная стадия, которая характеризуется анализом концепции создаваемого продукта;

- лабораторная стадия, в рамках которой проводятся лабораторные проверки осуществимости предлагаемой идеи;

- технологическая стадия, включающая создание опытного образца инновационного продукта;

- производственная стадия, подразумевающая подготовку и организацию производства мелкосерийной партии нового продукта и её последующую реализацию.

Всё это требует дополнительных инвестиционных вложений, которые с каждым этапом возрастают на порядок. Причем с каждым финансовым вливанием инвестиционных средств в проект каждый инвестор начинает претендовать на полученные результаты интеллектуальной собственности.

Как показывает сложившая практика, первые две стадии – концептуальную и лабораторную, может провести коллектив ученых с привлечением только собственных ресурсов. Однако, технологические и лабораторные базы, которыми они располагают на первых этапах, не настолько совершенны, чтобы организовывать производство законченного инновационного продукта (технологическую и производственную стадии). Все промышленные производства различных отраслевых сегментов, за исключением информационно-компьютерных технологий, требуют отработку опытной партии продукции на производственных мощностях, но для этого нужны существенные инвестиции, которыми инициаторы проектов (ученые) не располагают. Поэтому усилий продавца и покупателя здесь недостаточно, необходима соответствующая инфраструктура, которая возьмёт на себя технологическое производство, элементом которой являются технопарки, до сих пор играющие важную роль в осуществлении инновационных процессов и инновационной деятельности на завершающих стадиях создания инновационного продукта, не без участия малого инновационного предприятия, которое специально создаётся для этих целей.

На данный момент развитие технопарков прошло три стадии . Первая стадия характеризуется предоставлением малым инновационным организациям льготных помещений, вторая стадия развития технопарков отличается предоставлением инфраструктурного обеспечения – консалтинговых и информационных услуг для своих резидентов. Третье поколение технопарков рассчитывает на часть будущей прибыли от продажи наукоёмкой продукции. Если малые предприятия смогут воспользоваться мощным информационным и финансовым каналом технопарков, то у них могут открыться перспективные возможности для выхода даже на мировой рынок. Безусловно, авторитет и кадровый состав технопарков должны соответствовать требованиям малых инновационных предприятий для того чтобы они могли доверять им свои технологии.

Технопарк по праву можно отнести к наиболее распространённому элементу национальной инновационной системы, в связи с тем, что технопарковые структуры присутствуют во всех странах с развитой национальной инновационной системой, которые ставятся в пример государствам, где национальная инновационная система находится в начальной стадии. По мнению учёных, данное явление объясняется концентрацией всех элементов национальной инновационной системы, всех элементов тройной спирали. В настоящее время в России деятельность технопарков не отличается высокой эффективностью, поэтому они не оказывают значительного влияния на экономическое и инновационное развитие страны и отдельных регионов. Полноценным технопарк бывает, когда начинают работать все элементы тройной спирали: наука и образование, государство, малый и крупный бизнес. Большинство технопарков страны не соответствуют этому критерию, так как наиболее проблемными моментами в Российской Федерации является участие представителей крупного бизнеса в деятельности технопарков, а также незначительный уровень поддержки инновационных процессов государством. Преодоление недостаточной эффективности отечественных технопарков должно обеспечить достижение российской экономикой глобальной конкурентоспособности.

В инновационной инфраструктуре РФ, по мере формирования национальной инновационной системы, наглядно отразились многие изменения в экономической жизни нашей страны, которые принесли с собой реформы, это: распределения прав на результаты исследований и разработок, защищённых объектами интеллектуальной собственности, между авторами и организациями, в которых они работают; организационно-правовые формы коммерциализации полученных результатов; особенности финансирования рисковых инновационных проектов; поиск и взаимодействие со стратегическим партнером; стратегическое бизнес-планирование; управление интеллектуальной собственностью; трансфер технологий из исследовательской среды в промышленность – эти и иные аспекты процесса преобразования научно-технической наукоёмкой продукции в товар – совершенно новые для российских ученых и производственников, в этой связи первостепенными являются гарантии прав авторов на вознаграждение, ведь их участие во всех стадиях создания инновационного продукта – залог достижения поставленной цели.

Задание:

1. Составить аналитические схемы по изученному материалу.

Контрольные вопросы:

1. Какие основные этапы проходит инновационный проект?

2. Каков путь создания инновационного продукта?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На сегодняшний день очевидно, что трансформация результатов интеллектуальной деятельности в готовый инновационный продукт, который заинтересует участников рыночных отношений, пожалуй, является самым трудным этапом в цепочке между наукой и потребителем. Развитие технологической продукции без учета рыночного спроса конечных потребителей является дорогостоящим для государства и неэффективным, поэтому на настоящий момент для эффективной работы предприятий при организации инновационной деятельности необходимо учитывать, что привлечение конкурентоспособных технологий для дальнейшего их освоения является залогом выпуска востребованной инновационной продукции.

Существенная особенность рынка интеллектуального продукта заключается в том, что на нём выступают не сам продукт, а права на него. Вне прав такой продукт, являющийся нематериальным по природе, выступать на рынке не может без чьего-либо разрешения и без выплаты вознаграждения. Поэтому построение рыночных отношений – это в большой мере вопрос правовой охраны продукта, установление на него исключительного права и вытекающих из этого законодательных ограничений использования.

На протяжении последних двух столетий интеллектуальная собственность стала одним из важнейших факторов общественного производства. Объекты интеллектуальной собственности оказывают стимулирующее воздействие на научно-технический прогресс. Торговые операции с ОИС имеют ряд специфических черт, которые отличают их от торговых операций с обычными товарами.

Для эффективного производства и сбыта продукции необходимо знание вопросов защиты и охраны прав на интеллектуальную собственность. Это необходимо для предотвращения потерь прибыли, вследствие использования интеллектуального продукта конкурентами.

В учебном пособии рассматриваются законодательные основы прав на интеллектуальную собственность, доказывается прямая связь инноваций и интеллектуальной собственности через интеллектуальную деятельность, прослеживается путь от коммерциализации исследований и разработок до создания инновационного продукта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гражданский кодекс Российской Федерации, ч. 1,2,3,4 // ГАРАНТ.

2. Конституция РФ // ГАРАНТ.

3. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

4. Зинов В. Г. Управление интеллектуальной собственностью: учеб. пособие / В.Г. Зинов. - М.: Дело, 2003. - 513 c.

5. Леонтьев Б.Б. Цена интеллекта. Интеллектуальный капитал в российском бизнесе/Б.Б. Леонтьев - М.: Издат. центр «Акционер», 2002. -198 с.

6. Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: учебник. Изд. второе, перераб. и дополн. / А.П. Сергеев. - М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2001. - 752 с.

7. Терминологический словарь по вопросам управления инновационными проектами / Сост.: И. А. Липанова, И.С. Терентьева. -СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2001. - 53 с.

8. Тюрина В.Ю. Проблемы инновационной деятельности и интеллектуальной собственности / В. Ю. Тюрина //Модели и механизмы социально-экономического развития: межвуз. науч. сб. - Саратов: Научная книга, 2004. - С. 123-129.

9. Тюрина В. Ю. Концепция системы управления интеллектуальной собственностью университетского комплекса / В. Ю. Тюрина // Инновации. - 2005. - № 4 (81). - С. 60- 64.

10. Тюрина В.Ю. Управление интеллектуальной собственностью на предприятиях машиностроения: учеб. пособие/ В.Ю. Тюрина. - Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2008. - 86 с.

11. Тюрина В.Ю. Управление интеллектуальной собственностью на предприятиях машиностроения: метод. рекомендации / В.Ю. Тюрина, А.А.Ипполитова. - Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2011. - 38 с.

12. Тюрина В.Ю. Особенности управления объектами интеллектуальной собственности университетских комплексов / В. Ю. Тюрина, Т.П. Смирнова// Инновации. - 2011. - № 11. - С. 109-116.

13. Тюрина В.Ю. Университетские комплексы и интеллектуальная собственность/В.Ю. Тюрина.Самара: - Самар. гос. эконом. акад., 2004. - 122 с.

14. ГОСТ Р15.011.-96 «Патентные исследования».

15. Тюрина В.Ю. От коммерциализации исследований и разработок до создания инновационного продукта/ В.Ю. Тюрина, А.А. Ипполитова // Инновационная деятельность. - 2014. - № 4. - С. 92-97.

Приложение 1

Отчёт

О патентном поиске

Задание на проведение патентных исследований по теме: (указывается тема исследования) Специальный автобус малой вместимости для перевозки инвалидов в колясках (усовершенствование модели автобуса, на базе транспортного средства «Соболь» - 27527) /В данном случае патентный поиск делался по литературным источникам/

Таблица 1

Предмет поиска (объект исследования, его составные части) Глубина осущест- влённого поиска Страна выдачи, вид и номер охранного документа. Классифи-кационный индекс* Заявитель (патентообла- датель), страна. Номер заявки, дата приоритета, конвенционный приоритет, дата публикации*     Название изобретения (полезной модели, образца)
  Метод оценки напряженно- деформирован-ного состояния и квазистатической прочности несущих систем транспортных машин.       2001 -2010 гг.       Россия Боровских У.В., Боровских В.Е.,Буцынский В.А. //Вестник Саратовского государственного технического университета. 2006. - №3(14). Вып. 1. – С. 55 - 60. Опыт оценки ресурса несущих систем транспортных машин
    Россия Чичекин И.В. Диссертация… кандидата технических наук. Москва, 2010.- 258 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-5/2615 . Разработка пространственных динамических моделей колесных машин для анализа проходимости при движении по неровным грунтовым поверхностям
    Россия Савкин А.Н. Автореферат диссертации… доктора технических наук: 01.02.06. – M., 2008. Расчетно-экспериментальные методы оценки рассеянных повреждений в металле и деталях машин при регулярной и нерегулярной переменной загруженности  

Окончание таблицы 1

        Россия Боровских В.Е., Буцынский В.А. – отчёт о НИР (заключительный) Саратов, 2006. – 120 с. - № ГР 01200316579. Разработка опытного производства спецавтомобиля для перевозки инвалидов-колясочников (на базе автомобиля ГАЗ-33027)  
    Россия Боровских В.Е., БуцынскийВ.А. // Актуальные проблемы транспорта Поволжья и пути их решения: межвузовский научный сборник. – Саратов: Саратовский государственный технический университет, 2001. - С. 198-204 Анализ напряжённо-деформированного состояния несущей системы транспортного средства с позиции долговечности конструкции
    Россия Боровских В.Е.; исп. Буцынский В.А. – отчёт о НИР (заключительный) Энгельс, 2006. – 150 с. - № ГР 01200310929 Разработка, изготовление опытного образца и сертификация полуприцепа большой грузоподъёмности, соответствующего правилам ЕЭК ООН

Отчёт

О патентном поиске

Задание на проведение патентных исследований по теме: «Производство постоянных магнитов из магнитопластов»

Таблица 2

Предмет поиска (объект исследования, его составные части) Глубина осуществлён-ного поиска Страна выдачи, вид и номер охранного документа. Классификационный индекс* Заявитель (патентообла- датель), страна. Номер заявки, дата приоритета, конвенционный приоритет, дата публикации*     Название изобретения (полезной модели, образца)
  Производство постоянных магнитов из магнитопластов       1993-2010 г.г. Россия, Патент № 2082551 Суслакова С. И., Московский авиационный технологический институтим.К.Э.Циолковского РФ, 1993 г.; 1997 г. Способ производства редкоземельных постоянных магнитов
Россия, Патент № 200811455 Артеменко А. А., ООО «Техком», РФ, 2008 г.; 2010 г. Способ получения магнитопластов
Россия, Патент № 95106266 Артеменко С.Е., Технологический институт СГТУ,РФ, 1995г.; 1996г. Способ получения магнитопластов
Россия, Патент № 200813120 Устюжин А.В., РФ, 2008 г.; 2010 г. Постоянный магнит
Россия, Патент № 2006124337 Гришков О.Д. РФ, 2008 г.; 2010 г. Двигатель на постоянных магнитах
Япония, Патент № 2009128022 Нагата Хироси, Улвак,ИНК, JP, 2006 ,2011г. Постоянный магнит и способ его изготовления
Патент № EA013695 (B1) 5 Майер Тонио., ООО «Техком», РФ, 2008 г.; 2010 г. Устройство и способ обработки биомассы

Содержание

Введение………………………………………………………………….. .3

1. Понятие интеллектуальной собственности…………………………....4

2. Связь интеллектуальной собственности и инновационной

деятельности………………………………………………………………..7

3. Законодательная основа защиты интеллектуальной собственности в Российской Федерации……………………………………….…….…. 17

4. Патентные исследования……………………………………………….29

5. Патентование……………………………………………………………44

6. Оценка стоимости ОИС………………………………………………...49

7. Договорные обязательства в отношении ОИС……………………..…55

8. Организация инновационной деятельности на предприятиях...…......59

9. Нематериальные активы предприятия………………………………...64

10. Недобросовестная конкуренция……………………………………....69

11. От коммерциализации ОИС до создания инновационного продукта………………………………………………………………….... 71

Заключение……………………………………………………………..…. 78

Список литературы……………….……………………………………..... 79

Приложение …………………………………………………………..….. 80

Учебное издание

ТЮРИНА Вера Юрьевна

ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ: ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Учебное пособие

Часть 1

Редактор О.А. Панина

Компьютерная вёрстка В.Ю.Тюриной

Подписано в печать 20.07.15 Формат 60х84 1/16

Бум. офсет. Усл. печ. л. 4,88(5,25) Уч.-изд. л. 5,0

Тираж 100 экз. Заказ ___

Издательский Дом «Райт-Экспо»

Наши рекомендации