Учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Малоимущим гражданам предоставляются жилые помещения в порядке, предусмотренном ЖК РФ, а нуждающимся в жилых помещениях гражданам предоставляются жилые помещения в порядке, предусмотренном ЖК РФ, только в случае, если иной порядок не предусмотрен нормативно-правовым актом, определяющим данную категорию граждан как нуждающуюся.
Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности, устанавливающейся в связи с принятием граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением случаев внеочередного предоставления. Учет граждан в качестве нуждающихся ведется органом местного самоуправления в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными Приказом Министерства регионального развития РФ «Об утверждении Методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма» от 25.02.2005г. № 18.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право малоимущие и нуждающиеся категории граждан. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента или законом субъекта федерации категории), то по своему выбору он может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Для определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях используется учетная норма, которая устанавливается органом местного самоуправления и представляет собой минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого и определяется уровень обеспеченности. В Новосибирске согласно Решению городского Совета г. Новосибирска «О Положении о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования города Новосибирска» от 28.09.2005г. № 94, учетная норма площади жилого помещения устанавливается в размере 12 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Категориям граждан, признанным нуждающимися, могут быть установлены иные учетные нормы, о чем должно быть указано в федеральном законе, указе Президента или законе субъекта Российской Федерации, относящем данную категорию граждан к нуждающимся.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В некоторых случаях, установленных законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства, например, когда трудовая деятельность отдельных категорий граждан связана с постоянным передвижением. Принятие на учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений, поданных их законными представителями.
К заявлению о принятии на учет должны быть приложены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Примерный перечень таких документов утвержден Приказом Министерства регионального развития РФ от 25.02.2005г. № 18, это:
1) документы, подтверждающие состав семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), судебное решение о признании членом семьи и т.п.);
2) документы, необходимые для признания гражданина малоимущим;
3) документы, подтверждающие право быть признанным нуждающимся в жилом помещении, а именно:
- выписка из домовой книги;
- документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор, решение о предоставлении жилого помещения и т.п.);
- выписка из технического паспорта БТИ с поэтажным планом (при наличии) и экспликацией;
- справка органов государственной регистрации о наличии или отсутствии, жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства членов семьи, предоставляемая каждым дееспособным членом семьи заявителя;
4) при необходимости иные документы.
Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня подачи заявления с прилагаемыми документами и не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения выдано или направлено заявителю.
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
При рассмотрении оснований признания гражданина нуждающимся учитывается наличие у гражданина или членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или принадлежащих им на праве собственности. Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых ухудшаются их жилищные условия, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения данных действий.
Отказ органом местного самоуправления в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены документы, подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
2) представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек пятилетний срок лишения права принятия на учет в связи с совершением намеренных действий, ухудшающих жилищные условия для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, допущенные заявителем, и может быть обжаловано в судебном порядке.
Право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до возникновения оснований снятия их с учета в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование (за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга);
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;
6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Решение о снятии гражданина с учета должно быть принято не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием для его принятия и не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения выдано или направлено гражданину. Решение о снятии с учета принимается тем же органом местного самоуправления, который принимал решение о постановке на учет, и должно содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, послужившие этому. Решение о снятии с учета может быть обжаловано гражданином, снятым с учета, в судебном порядке.
5.3. Порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма
Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени их принятия на учет, за исключением внеочередного предоставления.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
1) гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006г. № 378.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления, которые выдаются или направляются гражданам не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный решением.
Жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее также – норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади предоставляемого жилого помещения. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Размер нормы предоставления не может быть меньше размера учетной нормы. Например, в Новосибирске согласно Решению городского Совета г. Новосибирска от 28.09.2005г. № 94 норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма устанавливается в размере не менее 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, в то время как учетная норма устанавливается в размере 12 и менее квадратных метров.
Категориям граждан, признанным нуждающимися, могут быть установлены иные нормы предоставления, о чем должно быть указано в федеральном законе, указе Президента или законе субъекта Российской Федерации, относящем данную категорию граждан к нуждающимся.
При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности. Также учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет. В случае выявления в этом смысле нарушений со стороны гражданина порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено с превышением нормы предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, и если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, предусмотренных в перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006г. № 378.
Предоставление одной комнаты для заселения по договорам социального найма лицами разного пола допускается только с их согласия, за исключением супругов.
Освободившаяся комната в коммунальной квартире, в которой проживают несколько нанимателей или собственников, может быть распределена между следующими категориями граждан:
В первую очередь, может быть предоставлена по договору социального найма проживающим в этой квартире малоимущим гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или могут быть признаны таковыми (то есть имеющим все основания встать на учет, но не подавшим заявление об этом в компетентные органы). Предоставление освободившегося жилого помещения производится на основании заявления от указанных граждан.
Во вторую очередь, может быть предоставлена по договору социального найма проживающим в этой квартире малоимущим гражданам, у которых общая площадь жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления.
В третью очередь, может быть продана по возмездному договору купли-продажи любым гражданам (а не только проживающим в указанной коммунальной квартире), которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их письменного заявления.
В последнюю очередь, предоставляется по договору социального найма гражданам, состоящем на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности.
Данные правила вводят определенные ограничения при предоставлении жилых помещений в коммунальной квартире и, таким образом, явно направлены на уменьшение количества коммунальных квартир.