Глава 1. Теоретические основы управления мотивацией персонала
Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что в последнее время мотивация как функция управления персоналом приобретает все большее значение, так как современные предприятия, активно действующие в изменяющейся среде, ориентированные на качество, а не на количество выпускаемой продукции, все в большей степени зависят от человеческого фактора.
Поэтому преуспевающие фирмы вкладывают большой капитал в развитие трудовых ресурсов, рассматривая его не как издержки, а как активы предприятия. Со временем капитал, вложенный в человека, возрастает, а не уменьшается, как капитал, вложенный в средства производства. Именно человеческий капитал, а не заводы, оборудование и производственные запасы обеспечивают конкурентоспособность и экономический рост предприятия. Управление персоналом включает многие составляющие. Среди них: кадровая политика, взаимоотношения в коллективе, социально-психологические аспекты управления. Ключевое же место занимает определение способов стимулирования и мотивации работников.
Мотивация является одним из важнейших внутриорганизационных процессов, а особенность его заключается в том, что он непосредственно направлен на достижение целей организации. Отсутствие разработанной системы мотивации создает предпосылки снижения конкурентоспособности фирмы, предприятия, что негативно скажется на заработной плате и социальной атмосфере в коллективе.
Мотивация является важнейшей функцией управления, успешное осуществление которой обеспечивает достижение организацией ее целей. Из-за неумения качественно и рационально осуществлять этот процесс, из-за отсутствия в организации механизма его осуществления, страдает большинство фирм и предприятий, государственных учреждений и органов в России.
Отсутствие разработанной системы управления мотивацией создает предпосылки снижения конкурентоспособности фирмы, что негативно скажется на заработной плате и социальной атмосфере в коллективе.
Тема мотивации является достаточно разработанной в зарубежной литературе. Существует множество концепций и школ управления персоналом и его мотивации, множество точек зрения, порой даже противоположных. Наиболее известными отечественными исследователями в этой области являются А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Мак Клелланд и др.
Тем не менее, в современных условиях хозяйствования необходимо усиление роли мотивации как управленческой функции на предприятии.
Таким образом, целью данной работы является изучение мотивации как управленческой функции на примере компании "Google".
Для достижения поставленной цели были выдвинуты задачи :
1. Изучить сущность мотивации как функции управления.
2. Охарактеризовать мотивационные типы персонала, виды и формы мотивации, раскрыть их структуру и содержание.
3. Проанализировать мотивацию работников в компании "Google".
Объектом исследования выступает мотивация как управленческая функция и психологический процесс.
Предметом исследования является непосредственно процесс организации мотивации труда компании "Google".
Глава 1. Теоретические основы управления мотивацией персонала
Содержание понятия мотивации
Достойные цели, перспективные планы, верные решения, хорошая организация станут неэффективными без обеспечения мотивации — заинтересованности исполнителей в их реализации, потому что сущность менеджмента — это «достижение результата при помощи других людей [16]». Как гласит один из постулатов управления, «единственный способ заставить человека сделать что-либо — это сделать так, чтобы он сам этого захотел [8]». Мотивация играет большую роль в системе управления персоналом, является базовой функцией менеджмента. Набор базовых функций представлен на рис. 1.
Рис. 1.
Базовые функции менеджмента Индивидуальная производительность, а так же эффективность работы организации в целом находится в прямой и довольно очевидной зависимости от степени мотивированности сотрудников. Мотивация может компенсировать многие недочеты в других функциях, к примеру, недостатки в планировании, организации, контроле. Впрочем, слабую мотивацию практически невозможно чем-либо компенсировать и восполнить. В силу этого важнейшей функцией руководителя является мотивирование исполнителей: создание, становление и поддержание мотивации сотрудников. Четкого и общепринятого определения понятия мотивации не существует. Различные авторы характеризуют мотивацию с учетом специфики научного направления. Само слово «мотив» происходит от лат. moveo — «двигаю». Впервые термин «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» [6, с. 65]. В широком смысле, мотив — это все, что вызывает активность человека: его потребности, инстинкты, влечения, эмоции, установки, эталоны и т. п. [11, с. 7]. Мотив, как основа мотивации, по убеждению профессора Виханского О. С., находится внутри человека [4, с. 35]. Другими словами, мотив — это совершенный образ во внутреннем плане сознания человека, но это не просто безупречное представление, а энергетически насыщенный образ важного, потребностно-значимого предмета [2, с. 105].
В социологическом словаре понятие «мотивация» рассматривается как:
1. Осмысление индивидом ситуации, выбор и оценка всевозможных моделей поведения, их предполагаемых итогов и формирования на данной базе мотивов.
2. Относительно стабильная система мотивов, определяющая поведение данного субъекта [3]. Экономический словарь трактует понятие «мотивация», как внешнее или внутреннее побуждение экономического субъекта к деятельности во имя достижения каких-либо целей, наличие интереса к такой деятельности и методы его инициирования, побуждения [12, с. 58]. Рассмотрим содержание понятия «мотивация» с позиции отечественных исследователей.
Зарубежные исследователи Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури под мотивацией считали «процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения собственных целей или целей организации [9, с. 338]». Таким образом, проведя анализ подходов отечественных и зарубежных ученых к определению научной дефиниции «мотивация», можно констатировать: определения мотивации, так или иначе, сходны в одном: под мотивацией понимаются функциональные движущие силы, определяющие поведение живых существ.
С одной стороны — побуждение, навязанное извне, а с другой стороны — самопобуждение. Следует отметить, что поведение человека всегда мотивировано. Мотивировать сотрудников — значит затронуть их значимые интересы, актуализированные потребности в чем-либо. Общую характеристику процесса мотивации можно представить с помощью набора понятий: потребности, стимулы, мотивы, вознаграждение [15, с. 57].
Рассмотрим содержание данных понятий. Процесс мотивации базируется на потребностях человека, которые и считаются главным объектом влияния с целью побуждения человека к действию. В самом общем виде потребности — это различные виды «нехватки» чего-либо, определенные человеком в конкретный промежуток времени. Потребности могут быть физиологического (например, потребность в еде), психологического (например, потребность в самоутверждении) или социального свойства (потребность в социальном общении) [7, с. 184].
Пока потребность существует, человек испытывает дискомфорт, и вследствие этого будет стремиться отыскать средства удовлетворения потребности. Устраненная (удовлетворенная) потребность пропадает, но далеко не навсегда. Большинство потребностей возобновляются, при этом изменяя форму проявления, переходя на другой уровень иерархии потребностей. Потребности считаются основным источником активности человека, как в практической, так и познавательной деятельности. Осмысленная и сформулированная человеком потребность не всегда приводит к действию (мотиву) по ее устранению. Это условие считается главным и определяет направление усилий для ресурсного обеспечения (материальных, финансовых, временных) для воплощения действий и развития возможностей, знаний, навыков для удовлетворения потребностей (могу…) [10, с. 96].
Стимул — это ведущий элемент управления человеческими ресурсами организации, являющийся внешним побуждением к деятельности. Как раз стимулы переводят потребности и интересы в мотивы, т. е. в личностную смысловую причину действий, собственную заинтересованность [14, с. 8]. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, воздействие других людей, обязательства и обещания, предоставляемые возможности, т. е. то, что желал бы получить человек за конкретные действия. Но побуждение к действиям может идти не только извне (стимулирование), но и от самого человека (мотив). Тут источником побуждения считается мотивационная структура индивида, которая складывается под воздействием личностных факторов, воспитания, обучения. Мотивы порождает сам человек, сталкиваясь с проблемой или задачей, к примеру, мотив достижения, познания и т. п. Мотив — это то, что вызывает конкретные действия, вызванные личными потребностями, чувствами, убеждениями человека [18]. Один и тот же мотив может быть порожден в зависимости от ситуации, как внешним действием, так и внутренней мотивационной структурой. Например, интерес, как мотив, может быть порожден природным любопытством и/или опытными действиями руководителя. Мотив заставляет человека действовать, с целью удовлетворить потребности. Поведение человека приводит к определенному результату, который подвергается оценке. Человек склонен рассматривать ситуации взаимодействия (а работа как раз такой тип отношений — взаимодействие работодателя и работника) как обмен. Старания, количество и качество труда имеют все шансы быть обменены на значимое для работника вознаграждение. Вознаграждения — это все то, что человек считает ценным для себя. Но понятия ценности у людей специфичны, а значит, и различны оценки вознаграждения и его условной ценности [4, с. 150]. То, что один человек считает ценным вознаграждением, для иного может быть, безусловно, бесполезным. Исследователи различают два типа вознаграждений: внутреннее и внешнее [1, с. 142]. Внутреннее вознаграждение дает сама работа. Это может быть чувство достижения результата, содержательности и значимости выполненной работы, самоуважение, общение. Внутреннее вознаграждение может быть обеспеченно созданием надлежащих условий работы, четкой постановкой задачи. Внешнее вознаграждение предоставляется организацией.
Виды мотивации
Существуют различные виды мотивации персонала на фирме. В основном они подразделяются на материальные (экономические) и нематериальные (моральные) стимулы. На них я хотела бы остановиться подробнее чуть позже.
Положительная и отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, соответственно называется отрицательной.
Позитивное подкрепление формирует установку, в рамках которой работник стремится к выполнению таких задач, к такому качеству труда, посредством которых оправдывается его ожидание справедливого вознаграждения (похвалы). Одновременно он, естественно, избегает таких действий, которые могут завершиться неприятными последствиями. Положительные меры действуют эффективнее, чем отрицательные (отрицательное подкрепление). Но нередко в работе возникают ситуации, когда просто невозможно избежать применения негативных мер. Здесь следует учитывать, что такие воздействия, применяемые наедине с подчиненным, дают намного больший результат, нежили применяемые в присутствии других работников.
Внешняя и внутренняя мотивация. Внешняя мотивация связана с оценкой успешности работы сотрудника руководством компании. Организация ставит перед ним конкретные цели и перспективы, создает условия труда.
Внутренние же факторы мотивации подразумевают, что работник сам дает оценку своих результатов, и сам осознает, какие задачи он должен выполнить.
Хорошо, если оценка руководства формирует самооценку сотрудником своих результатов. В итоге внешняя оценка руководства и внутренняя оценка сотрудника будут совпадать. «Если руководство меня хвалит, значит, я работаю хорошо. Если ругает, значит, я работаю плохо»,- так будет рассуждать сотрудник, для которого оценка руководства является авторитетной и значимой.
Но если руководитель не замечает достижений своего сотрудника, это может привести к тому, что неудовлетворенность сотрудника будет возрастать из-за несоответствия его самооценки и оценки руководством результатов его работы.
Общекорпоративная, групповая и индивидуальная мотивация. Обычно в компаниях разработана общекорпоративная система мотивации. Однако в последнее время актуальным становится вопрос о необходимости индивидуального стимулирования ключевых сотрудников, а также группового стимулирования отдельных групп работников. Поскольку у различных сотрудников – разные потребности и интересы, индивидуальная форма мотивации ценных сотрудников становится все более популярной.[2]
Таблица 1.
Способы экономического стимулирования разных групп персонала
Персонал | Вознаграждения |
Торговая группа | Индивидуальные комиссионные с объемов продаж Индивидуальная премия за вклад в общую прибыль Групповые комиссионные с увеличения объемов продаж за прошлый год Групповая система долевого участия в прибыли Продвижение на более престижные должности с более высокой зарплатой |
Производственные рабочие | Групповая сдельная система оплаты труда Премии за досрочное завершение работы Премии за сверхурочную работу Общая схема долевого участия в прибыли |
Секретарь | Вознаграждение за сверхурочную работу Общая схема долевого участия в прибыли Повышение до управляющего офисом |
Управляющий производством | Вознаграждение за сверхурочную работу Часть групповой производственной премии Общая схема долевого участия в прибыли Предложение о долевом участии в бизнесе |
Приведенный список не является исчерпывающим. Однако он демонстрирует принципиальную разницу подхода к разработке систем экономического стимулирования по группам персонала.
Самомотивация. Самомотивация руководства и сотрудников основана на выделении ими, значимых лично для них, стимулов к труду. Это может быть интерес к работе, радость от профессии, признание своей деятельности нужной для общества и т.д.
Самомотивация руководителя и его отношение к работе влияют на деятельность всей компании. Руководители среднего звена через свое настроение вдохновляют исполнительский персонал.
Итак, мы рассмотрели несколько видов мотивации. Теперь остановимся более подробно на материальной и нематериальной мотивациях.
1.2.1 Материальные методы мотивации
Говорить о приоритетности материальной мотивации и ее большей эффективности, по сравнению с нематериальной, не всегда правильно. Хотя материальная мотивация имеет определенные преимущества. В частности, она является наиболее универсальной, так как, вне зависимости от занимаемого положения, работники больше ценят денежные поощрения и возможность распоряжаться полученными средствами. В некоторых случаях работники даже готовы променять любые методы нематериального поощрения на их денежные эквиваленты.
Рассмотрим материальные методы мотивации.
Оплата труда. Наиболее эффективным способом материальной мотивации является повышение оплаты труда, и при этом самым основным является определение величины изменения заработной платы. Для того чтобы получить реальную отдачу от сотрудника, размер ожидаемого вознаграждения должен быть существенным, иначе это может вызвать еще большее нежелание выполнять свои служебные обязанности. Некоторые руководители идут по пути наименьшего сопротивления и периодически увеличивают зарплату сотрудникам на незначительные суммы, однако для мотивации более действенным является даже однократное, но значительное увеличение зарплаты.
В идеале принятие решения о повышении оплаты труда должно приниматься работодателем по собственной инициативе, однако этого, как правило, не происходит – по крайней мере, в наших условиях. Исходя из этого, требование о пересмотре размера заработной платы становится обычным методом шантажа некоторыми сотрудниками, грозящими уйти с работы. Нередко такой метод срабатывает, однако о значительном повышении заработной платы речи, в данном случае, быть не может. По этой причине спустя время работник вновь проявляет недовольство своим окладом, так как существует так называемый «эффект привыкания к доходу».
Премии. Одним из самых распространенных способов материальной мотивации являются квартальные или ежемесячные премии, а также премия за выслугу лет. Основной прирост процента надбавки за выслугу лет приходится на первые годы работы в компании, когда работник эффективно трудится на благо компании и старается максимально реализовать свой потенциал. С другой стороны, есть риск, что спустя 2-3 года сотрудник, по тем или иным причинам, захочет поменять место работы. Наибольшая стабильность наблюдается у персонала, проработавшего на компанию более 5 лет, тем более что к этому времени надбавка за выслугу лет уже составляет серьезные суммы.
Существует несколько основных положений о премиях, которые не затрагивают специфику фирмы и являются универсальными. Ими должен руководствоваться менеджер при внедрении методов экономической мотивации:
1. Премии не должны быть слишком общими и распространенными, поскольку в противном случае их будут воспринимать просто как часть обычной зарплаты в обычных условиях.
2. Премия должна быть связана с личным вкладом работника в производство, будь то индивидуальная или групповая работа.
3. Должен существовать какой-либо приемлемый метод измерения этого увеличения производительности.
4. Работники должны чувствовать, что премия зависит от дополнительных, а не нормативных усилий.
5. Дополнительные усилия работников, стимулированные премией должны покрывать затраты на выплату этих премий.
Процент. Следующий способ материальной мотивации наиболее распространен в сфере торговли и оказания различных услуг. Это процент от выручки, суть которого заключается в том, что заработок работника не имеет четко обозначенного предела, а зависит от профессионализма работника и его способности стимулировать продажу товаров или услуг. Некоторые компании, также делающие ставку на квалификацию своих сотрудников, в качестве материальной мотивации предусматривают иной способ премию за профессионализм. Это поощрение назначается по результатам аттестации, оценивающей результаты работы работника и его соответствие занимаемой должности.
Бонусы. В число материальных стимулов входят различные бонусы, однако их фиксированная сумма нередко становится демотивацией. Фиксированная сумма выплаты не способствует желанию приумножить достигнутый результат, так как размер денежного вознаграждения все равно не изменится. Исходя из этого, с целью повышения мотивации рекомендуется использование разветвленной системы платежных бонусов.
Для высшего управленческого звена предусмотрено дополнительное вознаграждение, выдаваемое за его вклад в улучшение общих финансовых или хозяйственных показателей, таких как снижение издержек, повышение общей прибыли, и др. Бонусы могут быть не только личными, но и командными. Командный бонус представляет собой премиальное вознаграждение группы за достижение определенных целей (к примеру, увеличение продаж). При начислении бонусов следует учитывать, что поощрение одного отдела может быть оправдано в конкретных случаях, но для повышения общих показателей этого недостаточно. Все структуры организации, так или иначе, связаны между собой, и поощрение только одной из них может демотивировать другую.[4]
Доплаты за условия труда. Неблагоприятные условия труда, если их практически невозможно улучшить, должны быть компенсированы работнику, прежде всего за счет увеличения времени отдыха, дополнительного бесплатного питания на производстве, профилактических и лечебных мероприятий. Доплаты за сменность устанавливаются за работу в вечерние и ночные смены. Доплаты за уровень занятости в течение смены вводятся преимущественно для многостаночников, наладчиков и ремонтного персонала. Также доплаты устанавливаются при совмещении профессий.
Продажа акций. Если продать работникам часть акций фирмы по очень низкой цене – тогда у всех работников, даже самых низких ступеней, будет стимул работать и делать все для ее процветания.
Внутрифирменные льготы. Тоже весьма действенные средства мотивации. Они подразумевают:
· оплата фирмой медицинских услуг;
· страхование на случай длительной потери трудоспособности;
· полная или частичная оплата расходов на проезд работника к месту работы
· предоставление своим работникам беспроцентных ссуд или ссуд с низким уровнем процента;
· предоставление права пользования транспортом фирмы;
· отпуск;
· членство в клубах;
· консультирование по юридическим, финансовым и другим проблемам;
· питание во время работы.
Подарки. Практика мотивации сотрудников фирм с помощью подарков получила широкое распространение, но при условии, что подарки соответствуют своему назначению. Подарки пусть и недорогие, способны стимулировать людей. Они понимают, что руководство видит в них не безликих работников, а замечает лояльность и усердие каждого. Хорошим стимулом будет подарок, приуроченный к окончанию работы или достижению командой какой-либо цели, ко дню рождения сотрудника. Подарки не должны надоедать и предусматривать никаких ответных обязательств.
Также фирма может либо бесплатно предоставить свои товары и услуги, либо предложить за них значительную скидку.
Рисунок 2.Уровни управления организацией
|
Институциональный уровень - совет директоров, учредители.
Управленческий уровень: главный директор по технологиям, старший вице-президент и главный исполнительный директор по управлению бизнесом, старший вице-президент по корпоративному развитию и главный юрист, председатель совета директоров, старший вице-президент и главный финансовый директор, генеральный директор
Технический уровень: директор по рекламе, старший директор, директор по продажам и локализации, директор по приложениям и браузерам, старший советник Генерального директора и учредителей, старший вице-президент по разработкам, генеральный бизнес-директор, старший вице-президент google.org, старший вице-президент по коммуникациям и общественной политике, старший вице- президент по персоналу, тарший вице-президент и финансовый директор, старший вице-президент по корпоративному развитию и правовым вопросам, старший вице-президент по мобильному и цифровому контенту, вице-президент по инновациям
Персонал организации: руководитель информационной службы, вице-президент по инженерным разработкам Android, вице-президент по разработкам, главный разработчик в сети Интернет, вице-президент по разработкам и качеству, вице-президент по исследованиям и специальным инициативам
Таблица 2.
Должность | Подразделение | Образование | Стаж работы | Функциона- льные обязанности | Возраст | |||||||
Руководители | ||||||||||||
Генеральный директор | Google Inc. | имеет степень бакалавра инженерных наук Мичиганского университета и степень магистра Стэнфордского университета | 14 лет | отвечает за повседневную деятельность компании, руководит разработкой продуктов и формирует стратегию развития технологий | ||||||||
Соучредитель, директор по специальным проектам | Google Inc. | имеет диплом бакалавра в области математики и информатики в Мэрилендском университете (Колледж-Парк), степень магистра факультета информатики Стэнфордского университета | 14 лет | Руководство специальными проектами | ||||||||
Председатель совета директоров | Google Inc. | степень бакалавра электротехники в Принстонском университете и степень магистра и кандидата наук в сфере информатики в Калифорнийском университете | 11 лет | он отвечает за внешнюю деятельность Google, консультирует главного исполнительного директора и других руководителей по вопросам развития бизнеса и корпоративной политики. | ||||||||
Специалисты и основные работники | ||||||||||||
Менеджер Chrom OS | Google Inc. | Университет Южной Калифорнии | Контроль за качеством продукта | |||||||||
Менеджер по продукту Google+ Mobile | Google Inc. | Университет г. Ватерлоо | Разработка Google+ Mobile | |||||||||
Инженер | Google Inc. | Технический Университет Мичигана | Разработка сервисов | |||||||||
Инженер программного обеспечения | Google Inc. | Университет Иллинойса | Разработка программного обеспечения | |||||||||
Адвокат | Google Inc. | Стенфордский университет | Работа с кадрами | |||||||||
Дизайнер | Google Inc. | Университет Вирджинии | Создание и разработка стиля продуктов | |||||||||
Программист | Google Inc | |||||||||||
Младший обслуживающий персонал | ||||||||||||
Уборщица | Google Inc. | Технический колледж Калифорнийского университета | Уборка помещений | |||||||||
1) Принципы управления.
Восемь принципов хорошего управления компании Google:
1. Будьте хорошим наставником.
- Ваши оценки действий подчиненных должны быть конкретными и конструктивными.
- Соблюдайте баланс между критикой и похвалой.
- Регулярно встречайтесь с сотрудниками с глазу на глаз, предлагая решения проблем с учетом сильных сторон конкретного работника.
2. Доверяйте своей команде и не докучайте мелочной опекой.
- Давайте своим подчиненным свободу, но будьте доступны, чтобы к вам могли обратиться за советом.
- Доверяете подчиненным решение серьезных задач, чтобы они «росли над собой».
3. Проявляйте интерес к успехам сотрудников и их личному благополучию.
- Интересуйтесь, чем живут люди, в том числе и вне работы.
- Помогайте новичкам освоиться.
4. Не будьте «добряком». Будьте требовательным в достижении результата.
- Сосредоточьтесь на том, к каким коллективным результатам стремятся сотрудники и как они могут их достичь.
- Помогайте расставлять приоритеты и используйте власть для устранения препятствий.
5. Умейте слушать.
- Общение — двусторонний процесс: вы оба слушаете и делитесь информацией.
- Следите, чтобы общие собрания были направлены на достижение целей команды.
- Поощряйте открытое обсуждение и прислушивайтесь к тому, что волнует ваших сотрудников.
6. Способствуйте карьерному росту сотрудников.
7. Не забывайте о стратегии: всегда помните, «куда плывет пароход».
- Даже во время авралов не забываете о целях и стратегии.
- Привлекайте членов коллектива к формулированию целей и способов их достижения.
8. Овладейте основными техническими навыками, чтобы иметь возможность помочь, когда потребуется.
- Если нужно, подключайтесь к общей работе, засучив рукава.
- Разберитесь, какие трудности могут быть в той или иной конкретной работе.
Каким должен быть хороший начальник? В Google не стали теоретизировать и полагаться на интуицию, а провели широкомасштабное исследование в рамках собственной компании. Выяснилось, что главное для менеджера — внимательно относиться к своим сотрудникам, заботиться об их карьере и быть последовательным. В полученном списке всего восемь правил, которые отнюдь не поражают оригинальностью, однако, как показал опыт внедрения, неплохо работают.
2) Функции управления.
Цель: Увеличение аудитории пользователей.
А) Планирование
Одной из отличительных черт компании является ее нелюбовь к планированию. У нее нет четкого плана развития, так как рынок технологий – самый быстроразвивающийся и непостоянный.
1) Анализ рынка потребителя
2) Выпуск продуктов, отвечающих запросам аудитории
3) Популяризация бренда компании
4) Продолжать делать упор на качестве и новизне продуктов
Б) Организация
Система организации очень четко поставлена: все отделы в компании подчиняются вице-президентам по соответствующим направлениям, которые в свою очередь координируются председателем Совета Директоров. Сильная корпоративная культура помогает руководству выстраивать эффективную организационную политику.
1) Анализ рынка потребителей: опросы общественности, мониторинг спроса на сервисы; сроки - раз в полгода; исполнители – специалисты по работе с клиентами;
2) Выпуск продуктов, отвечающих запросам аудитории: на основе анализа, составить список сервисов, которые будут активно использоваться потребителями, затем разработать их и выпустить на рынок; сроки: до 2 лет; исполнители: технические специалисты, ижинеры.
3) Популяризация бренда компании: проводить акции, презентации, благотворительные акции, увеличить количество упоминаний имени компании в СМИ, срок – до 4 лет; исполнители: пиар-специалисты, рекламщики, бренд-менеджеры.
4) Продолжать делать упор на качестве и новизне продуктов: разрабатывать новые технологии и идеи, привлекать новых специалистов; срок- постоянно; исполнители: программисты, разработчики, инженеры.
В) Контроль
Контроль за исполнением будет осуществляться при помощи отчетов, еденедельных собраний с докладами от линейных руководителей.
Г) Мотивация
Таблица 3. Система мотивации сотрудников
Способы мотивации | Материальные | Нематериальные |
Внешние | Премии, льготы, отчисления в пенсионный фонд, бесплатная медицинская и стоматологическая помощь для сотрудников, скидки на сервисы компании, отдых с сотрудниками | Хорошие условия труда, благоприятна обстановка офиса, гибкий график работы, имя компании |
Внутренние | Курсы повышения квалификации, индивидуальные развивающие тренинги | Принадлежность к компании, карьерный рост, отличная корпоративная культура |
3) Методы управления.
· Экономические
Материальное стимулирование, премии
В корпорации одни из самых высоких зарплат в ИТ-компаниях, например,
- программист Google в Фениксе - $174.000 в год
- программист Google в Калифорнии - $197.000 в год
- программист Google в Чикаго - $222.000 в год
- программист Google в Нью-Йорке - $242.000 в год
1) Google платит $ 8000 в год за продолжение образования сотрудников.
2) Если сотрудник привлечет еще одного работника в компанию Google и он проработает в течение 60 дней, Google выплатит первому $ 2000.
4) В зависимости, как долго работают в Google, сотрудники получают до 25 дней оплачиваемого отпуска в год.
· Административные
Инструктаж, рекомендации, консультации с высшим руководством, собрания и встречи сотрудников с главными директорами.
· Социально-психологические
Работа в команде, авторитет руководства, корпоративные праздники, поездки, отдых для сплочения коллектива, политика «компания для сотрудника», гибкий график работы.
Компания имеет очень сильную корпоративную культуру, на работу принимаются люди, которые имеют действительно очень большие знания в соответствующих сферах.
Корпорация очень заботливо относится к своим работникам, стимулируя их деятельность. Распорядок рабочего дня – 70/20/10: каждый сотрудник корпорации должен уделять 70% времени основной работе; следующие 20% времени он трудится в составе другой команды Google, уже под другим продуктом; и 10% времени отводит на собственные профессиональные увлечения и наблюдение за конкурентами.
Руководство заботится о том, чтобы ее сотрудники ощущали себя на работе, как дома. Поэтому в офисах компании есть медицинские и массажные кабинеты, бильярдные и теннисные столы, сами офисы выполнены в стиле той страны, где они находятся.
Каждую среду собираются собрания с главным руководством, где любой сотрудник может задать сои вопросы или внести предложение.
4) Стиль управления – демократический.
Этот стиль характеризуется предоставлением подчиненным самостоятельности в пределах выполняемых ими функций и их квалификации. Это коллегиальный стиль, который дает большую свободу деятельности подчиненных под контролем руководителя.
Предприятия, где доминирует демократический стиль, характеризуются высокой децентрализацией полномочий. Подчиненные принимают активное участие в подготовке решений, пользуются свободой в выполнении заданий. Созданы необходимые предпосылки для выполнения работы, проводится справедливая оценка их усилий, наблюдается уважительное отношение к подчиненным и к их потребностям.
Руководитель вкладывает много усилий в создание атмосферы открытости и доверия с тем, что если подчиненным понадобится помощь, они не стесняясь могут обратиться к руководителю.
5) Информационное обеспечение.
Информационная политика компании Google очень высоко развита. Наличие громкого и узнаваемого имени, помогает выводить ей новые продукты на рынок. У компании есть около 150 сайтов, на которые каждый день заходят свыше 1млрд. человек.
Корпорация работает с самыми крупными информационными агентствами мира.
6) Законодательное обеспечение.
Компания имеет проблемы с антимонопольными службами в США, которые обвиняют ее в захвате рынка информационных технологий и выживании конкурентов.
На компанию также было подано несколько исков от правительств разных стран за вмешательство в личную жизнь и нарушение конфиденциальности своих граждан. Иски были спровоцированы запуском программы Goggle Maps.
Таблица 4. «Входы» и «выходы» системы управления организации.
ВХОДЫ | ВЫХОДЫ |
Материально-вещественные ресурсы Большое количество техники, материалов, человеческих ресурсов | Оказываемые услуги Быстрый выпуск новых продуктов, причем высококачественных |
Кадры Высоко-квалифицированные кадры | Приращенная прибыль фирмы $ 37 905 млн. долларов в 2011 году |
Информация Информация о конкурентах, запросах потребителей, рынка технологий и инноваций | Позиция на рынке Один из лидеров на мировом рінке технологий |
Финансовые ресурсы Высокий прирост прибыли | Удовлетворенность сотрудников Высокая заработная плата, разнообразные премии и гранты |
Рисунок 3. Строка поиска
Мотивация персонала в Гугл – главное причина, почему вы так каждый день смотрите на эту надпись
Пришел он к статусу «Корпорации Добра», надо сказать, не от хорошей жизни – с 2005 по 2010 год заклятый враг компании, Facebook переманил более 500 человек, среди которых были Чед Херли (создатель YouTube), Энди Рубин (глава отдела мобильных устройств) и другие ключевые кадры.
После этого были введены беспрецедентные меры по мотивации сотрудников, позволившие в корне изменить ситуацию.
При этом рецепты успеха «Корпорации Добра» более чем логичны и последовательны:
Рисунок 4 Комната отдыха