Если хотите получить ТО, делайте НЕ ТО.
Комментировать не буду, чтобы не испортить впечатление. Пойдем дальше. Для того чтобы сделать что-нибудь более или менее значительное, необходим определенный запас уверенности в себе.
Во что ты веришь, того и достигнешь.
Норман Пил
Думай, что ты способен на то или иное свершение или думай что не способен: так или иначе ты окажешься прав.
Генри Форд
Уверенность — половина победы.
В. Корбан
Мировая литература и американские боевики создали образ героя (положительного персонажа). Одной из основных характеристик героя является то, что в любой ситуации он не теряет уверенности в себе. То есть, в какой бы заднице он не оказался, герой уверен, что все будет хорошо. Но мы обычно уверены в себе, пока все идет хорошо и теряем уверенность, как только начинаются проблемы.
В чем тут дело? Оказывается, что мы опираемся на прошлые успехи, и каждая неудача подрывает уверенность. Но как раз во время неудачи уверенность и нужна. Поэтому нужно разорвать связь между нашим прошлым и существующей ситуацией и получить уверенность основанную ни на чем. Уверенность, основанная на успехе, подведет тогда, когда она больше всего нужна — в момент неудачи.
То есть, если нарисовать этот замкнутый круг — успех — уверенность — больший успех — большая уверенность, и т. д., то видно, что начинать нужно с уверенности, а не с успеха, потому что уверенность для успеха необходима, а успех для уверенности — нет. Как и учат нас герои американских боевиков, оказавшиеся в заднице.
Еще раз повторю, ценность представляет уверенность в себе, основанная ни на чем. С точки зрения современной медицины, симптом, указывающий на шизофрению. Например, вы уверены, не написав ни одной книги, что вы хороший писатель. Типичный клиент дурдома. Известно, что социум защищается, и все, что сильно отличается от нормы в одну или в другую сторону, нужно изолировать, чтобы зараза не распространялась.
Но в отличие от клиента дурдома, Мастер обладает еще одним умением. У Карлоса Кастанеды это называется искусством контролируемой глупости. Мастер прикидывается таким же слабоумным как все, и так как он это делает мастерски, как и все остальное, никто и заподозрить не может, что он шизофреник и его нужно лечить, дабы он был похож на всех.
На эту тему рекомендую посмотреть кинофильм «Полет над гнездом кукушки» с Джеком Николсоном в роли человека с творческой жилкой в психиатрической больнице. К сожалению, герой Джека Николсона не владел искусством контролируемой глупости, и социуму это не понравилось.
Где-то поведение Мастера напоминает поведение полковника Исаева Максим Максимыча, про которого думают, что он штандартенфюрер Штирлиц.
Вот такова жизнь Мастера — как я думаю. Потому что ни одного Мастера я сам не видел. Слабоумные их интересуют мало.
Орлы летают одиноко, бараны пасутся стадами.
Ф. Сидней
Жизнь Мастера тяжела, но, как говорит один мой знакомый — а кому сейчас легко? С другой стороны, скорее всего, Мастер от роли слабоумного получает кайф, аналогичный актерскому. Правда, нет аплодисментов, но тщеславием Мастера не страдают. Ценители есть — это ученики Мастера. Но жизни учеников не позавидуешь: к ним Мастер относится гуманно.
Но вернемся к нашей слабоумной жизни. Начну с анекдота.
Муж с женой, челночники, с кучей сумок, авосек, чемоданов опаздывают на поезд; поезд уже трогается. Муж пытается на ходу заскочить в поезд. Не получается — тут перрон кончается и он с разбегу падает. Разбивает лицо в кровь и лежит лицом в грязной гальке. Жена подбегает, нагибается к нему и в тревоге спрашивает:
— Что с тобой, милый, милый, что с тобой?
Муж приподымается и со всей силы бьет кулаком жену в лицо. Она вскрикивает, и сквозь слезы спрашивает:
— За что милый? За что?
— А что делать?! А что делать?! — отвечает муж-неудачник.
Итак. Опять тот же вопрос. Что делать? Можно, конечно, смотреть на жизнь так, как это изложено ниже.
Хотелось бы зарабатывать денег побольше. Да и мне тоже. Но все как-то не так: денег у людей и предприятий нет, экономический кризис, налоги душат, сотрудники воруют, партнеры обязательства не выполняют, судебная и арбитражная система не работает, чиновники коррумпированы, мафия не дремлет. А что делать? А что делать? Кроме как найти кого-нибудь виноватого во всем и заехать по роже. Лучше всего себе, но от этого нет того удовольствия.
Допустим, мы нашли виноватого во всем, хорошенько его отдубасили. Заодно покрыли несмываемым позором воспитательниц в детском саду, бойцов невидимого педагогического фронта — учителей, и надежду экономики России — преподавателей экономики, маркетинга и менеджмента в университетах. Что делать дальше? Ну конечно, вываляли в грязи всех коррумпированных чиновников, которые не обеспечили предпринимательский климат, хотя им строго указывали, и не один раз.
Избиратели тоже хороши — куда смотрели, когда выбирали, где были их глаза. Мафия работать не хочет, все норовит три шкуры с предпринимателя содрать. И даже угрожает жизни лишить, или хотя бы здоровья. А кому мы с плохим здоровьем будем нужны? А налоговая полиция?
Мы убедились, что находимся во враждебном окружении. А на войне как на войне. Вот тут и сравнение с разведчиком Максим Максимычем Исаевым становится уже не случайным. Причем на западе ситуация ненамного лучше: промышленный шпионаж; перевербовка (извините, переманивание) ключевых сотрудников; и юристы, как коршуны кружат, добычу выискивают; а морока с разными сертификациями и лицензиями, и т. д. Попробуем соображения, изложенные выше, перевести из негативной в позитивную форму.
Трудности существуют для того, чтобы их преодолевать.
Ральф Эмерсон
Констатируем — если вы не освоили основы создания и функционирования спецслужбы, удачи вам не видать. Тут нам помогут учебники, которые в большом количестве выпускает Голливуд. Нужно только отбросить спецэффекты и напряженный сюжет, а также увеличить раз в десять необходимое время на каждое действие. Кстати, стрельба — это показатель непрофессиональной работы. Как говорил герой «Бриллиантовой руки»: «Усе должно быть без шума и пыли».
Как известно, 98% информации, необходимой для работы, ЦРУ добывает из открытых источников. А как сообщал журнал «Компьютерра», в Польше сотрудники оперативного отдела местной службы государственной безопасности добывали информацию из Интернета, шифровали ее и отправляли агентам; те шифровали ее своим шифром, и эта информация, как добытая агентами, ложилась на стол руководству. Так что основная деятельность предпринимателя — это работа с информацией, получаемой от сотрудников и из открытых источников информации.
Но дело предпринимателя — не изучение этих источников и создание аналитических отчетов, а принятие решений. Сильных решений. Ситуация, в которой находится каждый из нас в эту секунду, есть следствие миллионов и миллионов принятых и непринятых решений, миллионов и миллионов сделанных выборов.
На эту тему есть анекдот.
Мужчина пришел к врачу-психиатру и жалуется на нервное истощение. Врач спрашивает, где работает этот мужчина. Оказывается, что он работает на конвейере и сортирует апельсины. Маленькие налево, большие направо. «Ну и что же вас так утомляет?» — интересуется врач. «Ну как вы не понимаете» — отвечает посетитель, — «ведь я целый день принимаю, принимаю, принимаю решения»
А если серьезно, то мы все время, когда не спим, принимаем решения. Разговаривать или не разговаривать с этим человеком, разговаривать об этом или о том, познакомиться с этой девушкой или молодым человеком или нет, позвонить или не позвонить, поехать или не поехать. Люди, которые окружают нас, есть следствие наших выборов; город, в котором мы живем; деятельность, которой мы занимаемся. И, тем более, только от наших выборов зависит результат, который мы на сегодня имеем.
Но мы редко задумываемся о том, есть ли еще какие-нибудь выборы, кроме лежащих на поверхности. И выбираем из нескольких заведомо слабых решений и ходов.
Принять КАКОЕ-НИБУДЬ решение легко. Трудно найти сильное решение. Повторюсь, сильное решение отличается таким редким качеством, как самореализуемость, то есть его не нужно будет реализовывать, преодолевая трудности и сопротивление. Достаточно только инициировать, и все. Остальное сделается само. Если вы не верите, что такое возможно, вот пример. Вы решили размяться и потренироваться в рукопашном бое. Вам достаточно выйти на улицу, найти подвыпившую компанию подростков и сказать все, что вы о них думаете. Уверяю вас, все остальное сделается само.
Так как же повысить умение находить сильные решения, повысить качество ходов в жизненные шахматы? Честно говоря, я и сам не знаю, поэтому и пишу эту книгу. Точнее, иногда мне удается найти сильные решения, но это происходит случайно. Надежно находить сильные решения я пока не умею. Надеюсь, что пока буду объяснять вам, как это делать, и сам пойму.
Кроме этого, у книги есть совершенно конкретная цель — помочь самому себе в своем бизнесе.
Это просто рекламный ход: нужно рекламировать себя лично и свою фирму. Желательно так, чтобы тратить на это немного денег, а еще лучше от рекламы (продажи книги) их получать. Попытка делать ходы на уровне изобретения.
И, все-таки, как делать бизнес умно?
Опять тупик. Это, на самом деле, хорошо. Готового ответа нет. Нужно думать самим. Понятно, что все дело в личности предпринимателя. Инструментом предпринимателя служит он сам. То есть, главное дело предпринимателя — это работать не с сотрудниками, не с деньгами, оборудованием и сделками, а с самим собой. Источник финансовых успехов предпринимателя — это не торговая марка, не кэш-фло (оборот наличности) и не основные средства, а его ценность, как Мастера, в своем деле.
Тут нужно остановиться, и объяснить мое понимание предпринимателя. Предприниматель, как я его понимаю, это человек, который может начать дело с нуля, без начального капитала.
Способ, которым он это делает, всегда один и тот же. Предприниматель для той ситуации (а ситуация всегда уникальна), в которой он находится, делает изобретение в бизнесе. И, таким образом, преодолевает ту пропасть, которая разделяет состояние 1 — без начального капитала, и состояние 2 — уже существующее, пусть небольшое, дело.
Бизнесмен — это человек, у которого этот фокус (с началом нового дела) один раз удался, (скорее всего, здесь не обошлось без предпринимателя, от которого потом избавились, так как изобретения никто не заметил), и теперь он является владельцем этого дела и держится за него мертвой хваткой. И если ему хватает навыков, этот человек понемногу на 10-20-30% в год наращивает дело. Резкий рост — на 100-200-1000% — без предпринимателя невозможен.
В чем уникальность удачливого предпринимателя? Это — целостное восприятие действительности. На своем опыте я убедился, что ни одна из функций — управление, маркетинг, выбор стратегических партнеров, управление денежными потоками, во время бурного развития компании не может быть делегирована. Дело в том, что необходимо не непрерывное повышение и улучшение каждой из перечисленных и многих других функций, а их соразмерность. Это напоминает растущий организм. Вы понимаете, что будет, если рост костей начнет опережать развитие органов или сила мышц превысит прочность сухожилий.
На следующем этапе, когда компания преобразована в корпорацию, лениво развивается и монотонно повторяет одни и те же операции, это уже возможно, но предпринимателю уже становится скучно. Лучше всего на этом этапе компанию продать.
В чем разница между компанией и корпорацией? Компания — это развивающийся организм, корпорация — это бюрократический механизм.
Итак, предприниматель — это целостное восприятие действительности и умение делать изобретения в бизнесе. На уровне подсознания в нем сидит потребность находить сильные ходы. Он, даже если хочет, органически не может делать тупую физическую или интеллектуальную работу. Он ищет, как резко уменьшить количество рутинной работы. И именно на это тратит свое основное время.
Предприниматель — это сырье для производства Мастера. Многие качества в нем представлены, но не достигли совершенства. Предприниматель еще мечется между подходом Мастера и ожиданиями социума. Он еще сомневается, всегда ли он прав. Мастер в этом не сомневается, ему это безразлично, так как он всегда решает сам уникальные задачи, поэтому его оценивать их невозможно. Поэтому не имеет никакого значения, правильно его решение или нет. Его все равно придется принимать и реализовывать.
Предприниматель уже не всегда доступен пониманию социума. Как это — ничего не было и вдруг появилось. Так не бывает! Это или старые связи, или деньги были где-то спрятаны, или повезло. Принять, что предприниматель сделал это только благодаря качествам собственной личности — это разрушить слабоумную картину мира. Предприниматель и социум уже живут в разных мирах, в мирах с разными законами. Предприниматель не всегда доступен для наблюдения государства. Так как он работает на уровне изобретения, то законов, регулирующих его деятельность, чаще всего нет. А как только появляются новые законы, появляются и новые изобретения.
Итак, как стать предпринимателем? Следуя совету Козьмы Пруткова — «Если хочешь быть счастливым, будь им»
Если хочешь быть предпринимателем, будь им. Для этого достаточно желания и смелости начать думать самому, не используя информационный мусор, накопленный человечеством за тысячелетия. Правда, думать нужно уметь, но этому уж совсем учить невозможно, тем более что самые сильные решения приходят, а не придумываются. Мысли приходят в голову, которая мысли получает, а не создает. Но так как у нас голова занята обычно всякой ерундой, сильные решения покружат вокруг и улетают в голову, в которой пусто.
Насчет мышления, я пока больше не смогу ничего добавить. Словами это выражается очень плохо, как и почти все, о чем мы рассуждаем.
Инструментом предпринимателя служит он сам. Инструмент нужно затачивать, совершенствовать. А, может быть, предприниматель — это набор инструментов? Тогда нужно тщательно собирать чемоданчик с инструментами Мастера.
1. Умение делать изобретения.
2. Искусство общения.
3. Лидерские качества
Это список нас никуда не ведет. Глядя на него, только и остается сказать: ну и что? Это ведь то самое расчленение. А нужно как-то целиком ухватить. Все сразу. Почувствовать.
Многочисленные поэты сколько писали о любви, и кому из них удалось объяснить человеку, который ни разу этого чувства не испытал, что это такое? И наоборот, кто почувствовал, тот сам поэмы может писать.
Можно привести такую аналогию. Предмет, о котором мы говорим, четырехмерен, а любой текст или рассказ — это трехмерная проекция этого четырехмерного предмета. Так вот, сколько проекций не приводи, если человек не может представить себе четвертое измерение, он не сможет создать четырехмерный образ предмета. И наоборот, имея четырехмерное представление — можно выдать любое количество проекций, причем, часто совсем непохожих друг на друга. Но это все разные стороны одного и того же.
Нет противоречий — есть разные проекции. Поэтому огромное количество противоречивых высказываний одновременно верны. Они принадлежат разным сторонам описываемого предмета или явления. Это и в речи проявляется: с одной стороны — так, а с другой стороны — эдак. Поэтому тот список чуть выше — это разные проекции одного. Того, что словом не выражается. Но существует и определяет все в нашей жизни. Поэтому весьма опасно разными сторонами одного предмета оперировать, как якобы с независимыми плоскими картинками.
Известна история о том, как к мудрому человеку пришли двое с просьбой рассудить. Мудрец выслушал одного и сказал — ты прав. Потом мудрец выслушал другого, который привел аргументы в защиту противоположной точки зрения, и опять сказал — ты прав. Присутствующий при этом третий возмутился — это неправильно, не могут быть правы двое, утверждающие противоположное. «И ты прав» — ответил мудрец.
Все явления объемны и многомерны. Так вот, Мастер сам четырех— или более мерен, поэтому он легко поворачивается в нашем трехмерном мире одной из своих сторон, предъявляет одну из своих проекций. И глупо спрашивать, какой его образ настоящий. Все. Мастер многолик.
Поэтому, ответ на вопрос, каков предприниматель — прост. Предприниматель разный. Он меняется в зависимости от ситуации. Он гибок. И требовать от него окончательного ответа на какой-нибудь вопрос, это требовать, чтобы он стал плоским, перестал быть объемным. Ответы предпринимателя всегда соответствуют ситуации. Сейчас это так — завтра может быть наоборот. В чем можно быть уверенным, так это в том, что завтра будет по-другому.
Предприниматель уже объемен. Но еще трехмерен. Он многолик, но его можно увидеть. Мастер находится за пределами нашего мира.
Сопоставление Мастера и предпринимателя позволяет использовать аналогии. Например, понятно, что у преуспевающего предпринимателя нет проблем с деньгами, жильем, путешествиями или услугами, которые ему нужны. Тем более их нет у Мастера, но тут нашему пониманию уже недоступен механизм получения всего того, что нужно Мастеру. Хотя с предпринимателем тоже не так просто. Как он тратит деньги — понятно, но вот как он их зарабатывает?
Предприниматель общается с такими же, как он. Это понятно, сможет ли он за бутылочкой хорошего виски обсуждать и участвовать в проблеме, что вот, мол, зарплату на три месяца задерживают. Или платят мало. Или идет сокращение кадров. Или вот на дачу автобусы ходить перестали, как теперь добираться.
И наоборот, вряд ли предприниматель начнет советоваться с приятелем, рабочим на заводе, — куда поехать развеяться, в Париж или Гонконг. Или куда вложить свободные 400 тысяч долларов. Предпринимателю проблемы рабочего кажутся надуманными. Что тут думать, бери и решай.
Аналогично, Мастеру проблемы предпринимателя кажутся не стоящими выеденного яйца. Для Мастера решение очевидно. Для предпринимателя часто неочевидно даже в чем его собственные проблемы. Правильная постановка проблемы — 50% ее решения. А когда проблема поставлена, и поставлена правильно, можно начать искать решение.