Формы закята в современных реалиях
С точки зрения отношения между властью и религией закят может существовать в следующих формах.
1. Закят как законодательно закрепленный налог.
На сегодняшний день закят в форме государственного налога существует в Йемене, Саудовской Аравии, Малайзии[4], Ливии (закон о закяте 1971 г.), Пакистане (закон 1981 г.) и Судане (закон о закяте 1980 г. устанавливает Фонд закята, впоследствии закят стал отчисляться в Палату по закяту и налогам)[5].
Из них лишь Йемен – государство, в котором процесс сбора и распределения закята проходил непрерывно под началом государства со времен пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).
Что касается Малайзии, то государственным органом, ведающим вопросами закята является Pusat Zakat.
Каждый мусульманин – житель Малайзии облагается также подоходным налогом, рассчитываемым согласно прогрессивной шкале налогообложения (от 0 до 28%). Однако по его выбору все его налоговые платежи могут быть отданы в качестве закята. При этом орган, принимающий закят, выдает ему квитанцию, подтверждающую данную выплату.
2. Закят как необязательный налог, выплачиваемый в централизованный государственный орган.
К странам, в которых действует такая система, относятся: Кувейт (1982 – Дом закята при Министерстве вакфов), Иордания (Министерство аукафов), Бангладеш (Исламская организация Бангладеша), Катар, Оман, Ирак и Байхрейн, Индонезия.
В Египте действует Департамент закята социального банка Наср.
В мусульманской общине Индии существуют три формы организации закята:
1) закят собирается и распределяется религиозными учебными заведениями;
2) отдельными исламскими организациями;
3) региональные организации.
3. Негосударственные национальные или региональные (межнациональные) фонды закята, организованные мусульманскими организациями (общинами) страны (стран).
Такие фонды существует в Индии, США, ЮАР, Канаде, Кении и др.
4. Обязательные взносы членов общины (местной религиозной организации).
Данная форма закята может быть эффективной только при развитой системе общин, или местных религиозных организаций мусульман (МРОМ). При этом каждый мусульманин является членом МРОМ, платит в нее необходимые и утвержденные собранием организации членские взносы и туда же отчисляет закятные средства либо не платит, если относится к неимущим, и получает закятные средства из фонда общины.
5. Закят как форма взаимодействия индивидов и финансовых организаций (исламских банков, фондов и др.).
Система исламского банкинга подразумевает больший риск банков, чем при традиционном процентном кредитовании, поэтому одной из отличительных черт ее является большее раскрытие информации о клиенте банка, и, таким образом, клиент и банк вступают в долгосрочные партнерские отношения. Такая схема может предусматривать и договор о том, что клиент выплачивает свои закятные средства в банк, поскольку он является его гарантом, средства поступают в фонд банка и уже оттуда распределяются. Банк, в свою очередь, как юридическое лицо также выплачивает закят.
Такая схема существует, в частности, в Малайзии, в Tabung Haji, организации, действующей при правительстве Малайзии, одним из направлений деятельности которой является инвестирование средств в государственно значимые проекты.
6. Закят как добровольные пожертвования в пользу бедных.
При отсутствии какой-либо предыдущей формы данная форма является малоэффективной с точки зрения мусульманской общины и носит, как правило, обрывочный характер. Однако эта форма может дополнять каждую из предыдущих форм.
7. Закят как способ страхования мусульманской общины.
Закят является основополагающим звеном исламской социальной системы страхования[7].
Закят, помимо функции социального налога, направленного на поддержку неимущих, выполнял функцию взаимного страхования от убытков. Однако, по мнению мусульманских правоведов, в современном мире закят уже не способен выполнять многочисленные функции страхования: «Существование фондов закята не означает, что люди не должны сами о себе заботиться. Наоборот, они должны всеми усилиями стараться избегать использования средств, предназначенных для обездоленных и нищих. Нет сомнений, что ущерб от современных авиа- и автожелезнодорожных катастроф может в любой стране намного превысить сумму средств в фондах закята. Поэтому необходимо страхование, которое позволило бы использовать средства закята по своему изначальному предназначению».
Каждая из рассмотренных форм организации выплаты закята является эффективной в тех или иных экономических и политических реалиях.