Кто должен заниматься распределением средств, собранных в качестве закята? И кому желательно передать закят.
Закят, в каком бы виде он не отдавался (в виде золота, серебра, долларов, рублей, вещей и т. д.), лучше всего вручать в руки получателю, или его представителю, посреднику. Вручая свой закят посреднику, вы должны быть уверены, что закят дойдёт до назначения. Если же этого не произойдёт, то, естественно, вы не будете в числе уплативших закят!
Ханафиты считают, что если об имуществе человека известно всем, то требовать выплаты закята и собирать его должен правитель мусульман и его представители. Отдав закят правителю, владелец имущества выполняет свой долг независимо от того, справедливым является этот правитель или нет.
Передают со слов Ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха (с. а. в.), сказал:“Поистине, после меня станут отдавать предпочтение (другим) и (будут совершаться такие) дела, которые вы не одобрите”. (Люди) спросили: “О посланник Аллаха, что же ты велишь нам?” Он сказал: “Вы должны будете выполнять то, что вам предписано, и молить Аллаха о том, что вам причитается” (Аль-Бухари; Муслим).
Сообщается, что Ваиль бин Хиджр, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как в ответ на вопрос одного человека: “Скажи мне (что нам делать), если будут у нас правители, которые станут отказывать нам в том, на что мы имеем право, но будут требовать у нас то, на что имеют право они?” – посланник Аллаха (с.а.в.), сказал: “Слушайте и повинуйтесь, ибо они понесут ответственность за то, что возложено на них, а вы - за то, что возложено на вас” » (Муслим).
Закят с имущества.
Согласно Корану и сунне, обязательно выплачивать закят с золота, серебра, урожая посевов и плодов, товаров, скота, рудников и кладов, а также с любых таких видов имущества, увеличения которых можно ожидать и на которые распространяются общие указания вышеуказанных первоисточников.
Имущество, с которого предписано давать закят делится на 4 вида:
С Драгоценных металлов в виде золота и серебра.
Вес золота, с которого уплачивается закят, составляет 20 миткалей, равный в мазхабе Ханафи 96-ти граммам. Мискаль - мера веса. Меры веса, длины, объёма и т.д. применяемые в шариате - исламском праве, они указаны в хадисах и применялись при жизни Пророка Мухаммада (с.а.в.). Некоторые средства измерений в разных мазхабах могут различаться в классе точности, из-за того, что при жизни Пророка (с.а.в.) имели хождение три разных дирхема различного веса. Большинство учёных мазхаба Ханафи предлагают использовать для подсчёта один из трёх дирхемов, имевших хождение при жизни Пророка Аллаха, мир ему и благословение. А именно дирхем, который равен 14-ти каратам.
Давайте проследим, откуда берётся именно этот вес по мазхабу Ханафи:
1 мискаль равен 20-ти каратам.
1 карат приравнен к 5-ти сушёным, очищенным зёрнам ячменя, с отрезанными концами, общий вес которых составляет в среднем 0,24 грамма. (Вес определён опытным путём).
1 мискаль равен 100 зёрнам ячменя или 4,8 грамма (100: 5 х 0,24 = 4,8). Отсюда следует, что исходные 20 мискалей, будут равны 96 граммам. (20 х 4,8 = 96 гр.).
Вес серебра, который является исходным для уплаты закята, - 200 дирхемов.
Меры веса, длины, объёма и т.д. делятся на две категории:
К 1-ой категории относятся средства измерений, применяемые в шариате - исламском праве. Они указаны в хадисах и применялись при жизни Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Некоторые средства измерений в разных мазхабах могут различаться в классе точности, из-за того, что при жизни Пророка имели хождение три разных дирхема различного веса. Как было указано выше, большинство учёных мазхаба Ханафи предлагают использовать для подсчёта один из трёх дирхемов, имевших хождение при жизни Пророка Аллаха, мир ему и благословение. А именно дирхем, который равен 14-ти каратам.
Ко 2-ой категории относятся средства измерений, обычно применяемые отдельными племенами в определённой местности, или установленные государствами вне шариата.
Давайте проследим, откуда берётся именно этот вес:
По мазхабу Ханафи -1 дирхем = 14 каратам, или 70-ти зёрнам ячменя. Учитывая, что вес одного карата по мазхабу Ханафи составляет 0,24 грамма, умножим 14 на 0,24 гр. и получим - вес 1-го дирхема = 3,36 грамма. Далее, умножив 200 дирхем на 3,36 гр. получим 672 грамма.