Пути совершенствования системы управления муниципальным имуществом в УЗИО ГО г. Уфа РБ
Одной из задач в сфере управления и распоряжения земельными ресурсами является повышение эффективности их использования.
В настоящее время нельзя ответить на вопрос о том, сколько и какие земельные участки (незастроенные земельные участки, земельные участки для эксплуатации объектов недвижимости и др.) можно сформировать на землях, не охваченных кадастровым учетом, так как не на всю территорию города разработаны проекты межевания. Потенциал недвижимости используется не в полной мере. Основными причинами, тормозящими развитие рынка городской недвижимости, являются: отсутствие условий долгосрочного инвестирования и включения недвижимости в гражданский оборот, высокие, экономически неоправданные затраты на эксплуатацию объектов недвижимости, недостаточное использование резервов роста доходности недвижимости, несовершенство налоговой системы, в т.ч. системы налогообложения недвижимости, низкий уровень развития рынка ценных бумаг, в том числе обеспеченных залогом недвижимости.
Эти и другие проблемы, которые необходимо решить для повышения качества управления земельными ресурсами города, проявляются при анализе ранее разрабатываемых отчетных балансов земель городского округа город Уфа Республики Башкортостан и должны быть урегулированы при создании земельного баланса территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан.[37]
Согласно законодательству Российской Федерации, использование земли является платным.[38] Формы соответствующей платы - земельный налог (до введения в действие единого налога на недвижимость) и арендная плата.[39]
Определение размера указанных платежей осуществляется на основе кадастровой стоимости земельных участков.
Наличие сведений об актуальной кадастровой стоимости земельных участков позволяет планировать бюджетные поступления в виде арендной платы за землю и земельного налога, а также способствует созданию механизмов, обеспечивающих проведение рациональной налоговой и инвестиционной политики, вовлечению земли в хозяйственно-экономический оборот, повышению эффективности управления земельными ресурсами и увеличению доходной части консолидированного бюджета Республики Башкортостан.
Согласно статье 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже, чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.[40]
Информация о земельных участках, прошедших процесс инвентаризации и поставленных на кадастровый учет, внесена полностью и передана в кадастр недвижимости в полном объеме для проведения работ по правовому обеспечению и регулированию рынка недвижимости в г. Уфа, в том числе:
- созданию эффективно действующей системы регулирования рынка недвижимости;
- разработке и осуществлению мероприятий по организации системы взаимодействия профессиональных участников рынка недвижимости, государственных учреждений, органов местного самоуправления, иных заинтересованных лиц, обеспечивающих проведение городской политики в сфере развития рынка недвижимости;
- формированию системы эффективного контроля за деятельностью профессиональных участников рынка недвижимости;
- регулярному предоставлению субъектам рынка недвижимости информации, характеризующей состояние рынка недвижимости.
Одной из основных задач Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2016 год является завершение работ по регистрации права муниципальной собственности на автомобильные дороги общего пользования в Управлении Росреестра по РБ для получения в городской бюджет отчислений от акцизов на нефтепродукты в соответствии с п. 3.1 ст. 58 Бюджетного кодекса РФ. В течение 2015 года проведены работы по регистрации автомобильных дорог местного значения, расположенных на территории городского округа, подготовке необходимой документации по проведению паспортизации дорог общего пользования; категорированию и подготовке документов для категорирования объектов транспортной инфраструктуры.
Паспортизация городских улиц повысит эффективность управления городским хозяйством и позволит вести детализированный учет объектов дорожного хозяйства Уфы как на бумажных, так и на электронных носителях. Паспорт улицы содержит информацию о протяженности и ширине проезжей части, количестве полос и направленности движения, наличии знаков, дорожной разметки, светофорных объектов, остановочных комплексов, объектов торговли и т.д. Паспортизация городских улиц является важнейшим источником информации не только для Управления земельных и имущественных отношений г. Уфы, но и для служб благоустройства города, проектно-архитектурных ведомств, органов ГИБДД и др.
Главная цель управления социально значимой муниципальной недвижимостью - снижение фактических затрат местного бюджета на ее содержание путем оптимизации расходов при обеспечении нормального функционирования данных объектов.
Основными целями управления коммерческой муниципальной недвижимостью являются: предпродажная подготовка объектов муниципального нежилого фонда и земельных участков; продажа прав на земельные участки и объекты муниципального нежилого фонда, свободных от прав третьих лиц и потенциально возможных к использованию;
обеспечение прав граждан и юридических лиц по приобретению прав на объекты муниципального нежилого фонда и земельные участки; предоставление земельных участков однократно и бесплатно для индивидуального жилищного строительства льготным категориям граждан.
Объекты недвижимости, которые не являются жизненно важными для территории и не могут быть использованы для выполнения социально значимых функций, должны быть переданы эффективному собственнику.
Также, для совершенствования управления муниципальной собственностью необходимо провести следующие мероприятия:
-преобразование муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества;
-совершенствование управления путем изменения расчета арендной платы отдельно для коммерческих и не коммерческих организаций,
-сдача помещений в аренду на конкурсной основе,
-заключение договоров аренды на объекты, переданные в муниципальную собственность от различных ведомств;
-мониторинг неиспользуемых или используемых не по назначению помещений, находящихся в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий или в оперативном управлении муниципальных учреждений и сдача их в аренду;
-проведение капитального ремонта на объектах муниципального нежилого фонда с целью повышения привлекательности для арендаторов;
Стратегической целью в вопросе совершенствования структуры муниципальной собственности должен стать поиск возможностей увеличения состава прибыльных муниципальных предприятий, соответствующих природе муниципальной экономики, при одновременном сокращении количества убыточных объектов собственности, способных найти применение в частном секторе.
Заключение
Целью написания дипломной работы ставилось изучение деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом. При поэтапном изучении вопроса были сделаны следующие выводы.
Анализ теоретических положений позволил определить, что муниципальное имущество составляет ресурсную основу для выполнения социальных функций органов местного самоуправления и служит для эффективного осуществления конституционных полномочий местного самоуправления, решения основных задач жизнеобеспечения населения. Использование муниципального имущества должно обеспечивать возможность оказания услуг населению, в том числе функционирование муниципальных учреждений, оказывающих эти услуги, получение дополнительных доходов в местный бюджет и снижение расходов местного бюджета на решение вопросов местного значения.
Исследование состава муниципального имущества позволило определить, что к нему относится: имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, включая муниципальные земли и некоторые природные ресурсы; имущество, предназначенное для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий; имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений. Муниципальное имущество, в зависимости от его назначения, может быть разделено на две основные группы: имущество, позволяющее вести хозяйственную деятельность, производить товары и оказывать услуги, и имущество, обеспечивающее выполнение управленческих и иных нехозяйственных функций местного самоуправления
При изучении вопроса управления муниципальным имуществом проанализировано федеральное законодательство, нормативные правовые акты муниципального образования. Конституция наделяет муниципальные образования правом самостоятельно управлять своим имуществом для обеспечения самостоятельности самоуправления в целом. Гражданский Кодекс Российской Федерации определяет использование муниципального имущества через передачу его муниципальным унитарным предприятиям и учреждениям. При этом важной особенностью является законодательно зафиксированная защищённость собственника от потери своего имущества в следствие неуспешной деятельности руководства предприятия (учреждения) по управлению этим имуществом. Регулирование отношений муниципальной собственности осуществляется также в соответствии с Федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», О приватизации государственного и муниципального имущества). Они устанавливают общие принципы организации управления муниципальным имуществом, а также принципы и способы использования муниципального имущества. Управление и распоряжение муниципальным имуществом представляет собой организационно-распорядительную деятельность органов местного самоуправления в сфере владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью в целях ее наиболее эффективного использования, направленная на обеспечение бесперебойного, стабильного функционирования городского хозяйства, решение задач социально-экономического развития города, организацию развитой системы услуг населению. Такое управление нацелено на: оптимизацию структуры муниципальной собственности, предназначенной для решения вопросов местного значения; выполнения отдельных государственных полномочий и максимизацию неналоговых доходов бюджета, на основе эффективного управления муниципальной собственностью.
Анализ муниципальных нормативных правовых актов позволил раскрыть компетенцию органов местного самоуправления УЗИО ГО г. Уфа по участию в управлении муниципальным имуществом; выявить схожесть в подходах к организации местной системы управления собственностью с федеральной, а также общие подходы к определению целей и способов использования муниципального имущества.
Рассмотрение муниципального имущества ГО г. Уфа показало, что число объектов муниципальной собственности является не значительным и при этом немалая её часть находится в ненадлежащем, зачастую малопригодном для эксплуатации состоянии. И это создаёт значительные трудности в использовании муниципального имущества. На капитальный ремонт требуются значительные средства, которые можно было бы направить на другие - также социально значимые - нужды, на развитие тех или иных отраслей городского хозяйства.
УЗИО определяет порядок реализации муниципальной политики управления имуществом и выступает участником гражданских правоотношений в этой связи. УЗИО осуществляются функции в области планирования, экономики, управления имуществом и финансами.
Проведённый анализ эффективности функционирования органов, участвующих в управлении муниципальным имуществом, показал в целом верное направление использования муниципального имущества (аренда). Была выявлена положительная тенденция. Но при этом рост показателей мог быть и большим. Однако недостаточная результативность соответствующей деятельности местных властей обусловлена большой изношенностью жилищного фонда и коммунального хозяйства.
Помимо упомянутой проблемы с ветхостью значительного числа объектов муниципального имущества существуют и другие проблемы: во-первых, в сфере управления муниципального имущества. Данная проблема заключается в слабой управляемости руководителей муниципальных предприятий, что влечёт за собой снижение эффективности деятельности этих организаций. Во-вторых, регламентированная правовыми актами система контроля за осуществлением учреждениями хозяйственных операций отсутствует. При этом анализ данных, полученных в результате проведённых проверок, показал, что большое количество учреждений использует закреплённое за ними имущество в коммерческих целях. При этом доходы от использования имущества не перечисляются и не учитываются в бюджете.
В ходе проведённого анализа был выявлен ряд проблем, препятствующих наиболее эффективному использованию муниципального имущества.