Анализ системы управления муниципальным имуществом в
ГО г. Уфа РБ
Характеристика состояния муниципального имущества
ГО г. Уфа РБ
Городской округ город Уфа – это многонациональный город, столица республики Башкортостана. Город Уфа по численности населения находится на 11 месте среди 15 городов-миллионников России. На 1 января 2015 г. численность постоянного населения города Уфы составила 1106,6 тыс. человек. Естественный прирост в 2014 г. составил 5220 человек. В Уфе проживает почти 25,6% жителей Республики Башкортостан, и более 27% ее населения в трудоспособном возрасте.[24]
В городе стабильно работают и развиваются все сферы социальной инфраструктуры. В системе здравоохранения города работает отлаженная система здравоохранения, состоящая из 40 больниц и 155 амбулаторно-поликлинических учреждений. Развивается и совершенствуется внедренная в 2010 году система «Единая регистратура» позволяющая жителям города записаться на прием к врачу поликлиники по телефону или через Интернет. В 2011 году начала работать система амбулаторного звена «Промед», интегрированная с «Единой регистратурой» которая позволяет осуществлять предварительную запись через Интернет в «поликлинику».[25] В сфере социальной поддержки населения Администрацией городского округа город Уфа РБ оказывается материальная помощь малообеспеченным гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
В рамках реализации молодежной политики, Администрацией реализуется городская Программа «Молодежь столицы Башкортостана», включающая в себя вопросы занятости молодежи, профилактики наркомании и правонарушений, пропаганды здорового образа жизни, гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Так же проводятся молодежные конкурсы, форумы, турниры и фестивали.
В соответствии с рейтингом качества городской среды, составленным Министерством регионального развития РФ, Российским союзом инженеров, Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также Московским государственным университетом им. М. В. Ломоносова в 2012 году Уфа заняла 10-е место. Согласно интегральному рейтингу ста крупнейших городов России за 2013 год, составленному Санкт-Петербургским институтом урбанистики, Уфа занимает второе место по комфортности проживания, и два года подряд второе место в рейтинге Forbes «Лучшие для бизнеса города России» в 2012 и 2013 годах. На 2014 г. площадь городского округа город Уфа Республики Башкортостан составляет 71,6 тысячи гектаров; из них застроенной территории — 20 тысяч га. Жилой фонд составляет 23 миллиона 800 тысяч квадратных метров. Жилищная обеспеченность: 21,6 квадратного метра на человека. Коэффициент плотности застройки Уфимского полуострова составляет 0,55. Средняя высотность города: пять этажей.
Что касается основы экономики Уфы, то это, безусловно, два многоотраслевых комплекса: машиностроительный и топливно-энергетический. Говоря об общереспубликанских объемах производства, добавим, что доля уфимских предприятий превышает 50%, продукция экспортируется из Уфы в 55 стран мира.
«Промышленными» районами города являются, Орджоникидзевский здесь производится более 60% всего объема промышленного производства Уфы, а также Калининский район, где сосредоточено 25 крупных промышленных предприятий. На уфимских нефтеперерабатывающих предприятиях перерабатывают 12% всей нефти России.
К настоящему времени из общей площади территории столицы республики на застроенную часть приходится лишь 26%, это около 20 тыс.га.
В городе на одного жителя приходится 21,5 м2 общей площади жилья.
Органами местного самоуправления Уфы являются:
1. Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан (Уфимский городской совет);
2. Председатель совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан – глава городского округа город Уфа Республики Башкортостан;
3. Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (администрация города Уфы);
4. Глава администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
В дополнение к Комплексной программе социально-экономического развития городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2011–2015 годы разработана и реализуется Инвестиционная стратегия городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2013–2018 гг., которая является одной из приоритетных задач, стоящих перед администрацией, решение которой может способствовать достижению целей устойчивого социально-экономического развития города и повышению уровня и качества жизни населения.
Уровень развития земельных и имущественных отношений во многом определяет степень устойчивости экономики государства и возможность его стабильного развития в рыночных условиях.
Повышение эффективности управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - муниципальная собственность), является важной стратегической целью проведения политики городского округа город Уфа Республики Башкортостан в сфере земельных и имущественных отношений для обеспечения устойчивого социально-экономического развития городского округа город Уфа Республики Башкортостан.[26]
В 2015 году фактическое поступление доходов от аренды земельных участков составило 1979635,0 тыс. руб.
В целях мобилизации доходов в бюджет городского округа город Уфа Республики Башкортостан в результате взыскания задолженности по арендной плате по договорам аренды земельных участков направлено 86 исполнительных листов (взыскание) в структурные подразделения Федеральной службы судебных приставов на сумму 1028 млн. руб.[27]
В результате применения мер принудительного взыскания через подразделения Федеральной службы судебных приставов взыскано 3507 тыс. руб. Также, в 2015 году проведено 10 заседаний комиссии по работе с должниками по 154 договорам аренды на общую сумму задолженности 338,6 млн. рублей. Направлено 818 уведомлений о задолженности на общую сумму 796,4 млн. рублей. По результатам направленных уведомлений и проведенных комиссий за отчетный период добровольно погашено арендаторами 90 млн. руб. задолженности.
В процессе судебных разбирательств, в том числе по исковым заявлениям о признании должника несостоятельным (банкротом), погашена задолженность на сумму 26,2 млн. рублей.
Количество действующих договоров аренды земельных участков на 01.01.2016 составило всего 19218 на общую площадь 9150,45 га.
В 2015 году Управлением были проведены мероприятия в рамках обеспечения льготных категорий граждан земельными участками для целей ИЖС.
Таблица 2.2- Информация о проделанной работе по льготным категориям граждан за 2015 год
Категория | Количество |
Граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей | 4 290 |
Граждане, имеющие несовершеннолетнего ребенка-инвалида | 1 426 |
Граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии со ст. 52 ЖК РФ | 2 665 |
Молодые семьи до 35 лет | |
Работники бюджетной сферы | |
Итого: | 9 238 |
За прошедший 2015 год всего предоставлено 140 земельных участков однократно и бесплатно для целей индивидуального жилищного строительства.
В целях привлечения к налогообложению земельных участков, по которым ранее отсутствовала категория или существующий вид разрешенного использования, в 2015 году Управлением проведено 15 внеплановых проверок юридических лиц по исполнению ими предписаний, выданных в 2014 году.
Исполнение постановлений по состоянию на 01.01.2016 составляет 72,7%.
По результатам мероприятий по выявлению землепользователей, не имеющих договорных отношений и правоустанавливающих документов на используемые земельные участки, на основании подготовленных актов осмотра и установления фактического использования начислена плата за фактическое пользование землей в размере 486 млн. рублей. Результаты осмотров и проведенных плановых и внеплановых проверок нанесены на карту в системе "Имущество", тем самым всем отделам УЗИО обеспечен доступ к информации о фактическом использовании обследованных земельных участков.
Таким образом, по всем направлениям работы по осуществлению муниципального земельного контроля на 01.01.2016 выявлено 258 фактов нарушения земельного законодательства, допущенных физическими и юридическими лицами, осуществляющими землепользование на территории г. Уфы. По материалам о выявленных нарушениях земельного законодательства Управлением Росреестра по РБ совместно с Прокуратурой г. Уфы наложено штрафов на общую сумму 2,8 млн. рублей.
Наличие достоверных сведений о фактическом использовании земельного участка на момент подготовки правоустанавливающих документов на землю позволяет не допустить необоснованных отказов, а также избежать потерь бюджета при установлении размера арендной или выкупной платы в сравнении с установленным при постановке на кадастровый учет видом разрешенного использования земельного участка, а также способствует выявлению нарушений действующего земельного законодательства.
Оценив ситуацию, сложившуюся в городе в сфере управления и распоряжения земельными ресурсами, Управлением принято решение подойти комплексно к урегулированию возникших проблем, обозначен ряд ключевых направлений в работе, реализация которых возможна в краткосрочной и среднесрочной перспективе, в том числе:
1.Оформление прав муниципальной собственности на земельные участки, право собственности на которые на сегодняшний день не разграничено.
2.Формирование земельных участков под многоквартирными домами и постановка их на кадастровый учет.
3.Обеспечение льготных категорий граждан земельными участками для целей индивидуального жилищного строительства.
4.Продолжение работы по инвентаризации и актуализации базы данных АИС "Имущество" по договорам аренды земельных участков;
5.Работа по особому администрированию крупных плательщиков арендных платежей за земельные участки;
6.Работа со службой судебных приставов в целях повышения эффективности взыскания задолженности в принудительном порядке.
Общая площадь муниципального нежилого фонда, предоставленного в аренду, безвозмездное пользование, хозяйственное ведение и оперативное управление, составляет 2,3 млн. кв. м.
Неналоговые платежи от сдачи в аренду объектов муниципального нежилого фонда традиционно являются значительным источником собственных доходов бюджета городского округа город Уфа Республики Башкортостан. В течение последних лет снижается общее количество активов муниципального нежилого фонда, сдаваемых в арендное пользование, что происходит главным образом по причине отчуждения объектов муниципального нежилого фонда в порядке приватизации, в основном во исполнение положений Федерального закона от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ).
Причинами сохранения уровня доходности бюджета городского округа город Уфа Республики Башкортостан по данной статье доходов являются
увеличение доли площадей, предоставленных в арендное пользование по результатам проведения торгов, доли начислений по договорам аренды, заключенным по результатам проведения торгов. По состоянию на 01.01.2016 общее количество действующих договоров аренды, заключенных по результатам проведения торгов, составило 324 на площадь 59,4 тыс. кв. м.
Сумма фактических поступлений в бюджет городского округа город Уфа Республики Башкортостан от приватизации муниципального нежилого фонда за 2015 год составила 1144,7 млн. рублей.
Для повышения эффективности управления и распоряжения муниципальной собственностью городского округа город Уфа Республики Башкортостан Управление проводит мероприятия по следующим основным направлениям:
1.Инвентаризация объектов муниципальной собственности, постановка на кадастровый учет.
2.Совершенствование системы показателей оценки эффективности использования имущества, находящегося в муниципальной собственности.
По состоянию на 01.01.2016 в реестре муниципальной собственности находится 232781 объект остаточной стоимостью 50,9 млрд. руб., в состав казны также входит имущество 53 муниципальных унитарных предприятий и 565 муниципальных учреждений.
Надлежащее оформление права собственности, своевременная техническая инвентаризация муниципальной собственности являются залогом целостности всего муниципального имущества. Наличие кадастрового учета объекта недвижимости является обязательным требованием при проведении государственной регистрации права муниципальной собственности. Кроме того, проведение технической инвентаризации позволит установить точную площадь муниципальных нежилых помещений, выявить перепланированные и реконструированные объекты, выявить расположенные на территории предприятий и учреждений нежилые здания и сооружения, являющиеся самовольными постройками.
Одной из основных задач Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2016 год является завершение работ по регистрации права муниципальной собственности на автомобильные дороги общего пользования в Управлении Росреестра по РБ для получения в городской бюджет отчислений от акцизов на нефтепродукты в соответствии с п. 3.1 ст. 58 Бюджетного кодекса РФ. В течение 2015 года проведены работы по регистрации автомобильных дорог местного значения, расположенных на территории городского округа, подготовке необходимой документации по проведению паспортизации дорог общего пользования; категорированию и подготовке документов для категорирования объектов транспортной инфраструктуры. В целях формирования базы данных объектов собственности для последующего оформления договоров аренды или договоров продажи в установленном действующим законодательством порядке Управление ведет активную работу по выявлению неэффективно используемых площадей, закрепленных на праве хозяйственного ведения за муниципальными унитарными предприятиями городского округа город Уфа Республики Башкортостан и на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями.
Формирование сбалансированного бюджета городского округа город Уфа Республики Башкортостан на очередной финансовый год делает значимой проблему повышения доходности бюджета городского округа город Уфа Республики Башкортостан за счет повышения эффективности управления и распоряжения муниципальной собственностью городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Совершенствование системы управления и распоряжения муниципальной собственностью городского округа город Уфа Республики Башкортостан, внедрение на практике эффективных экономических механизмов в сфере имущественных отношений возможно при условии согласованного по времени и объемам выделения финансовых средств из бюджета городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Переход на программно-целевой метод управления позволит оптимизировать сеть муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений городского округа город Уфа Республики Башкортостан, состав имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, изъять излишнее или используемое не по целевому назначению и вовлечь его в хозяйственный оборот.