Региональные особенности малого предпринимательства
малое предпринимательство экономическое районирование
В каждом регионе предпринимательство развивается по-своему, в зависимости от физико-географической структуры, экономической составляющей, политико-административной структуры, этнической, социокультурной, правовой и политической составляющих региона.
Основные факторы, которые определяют региональную специфику развития малого бизнеса в России, связаны с социальными, экономическими и экологическими проблемами.
Первую группу факторов составляют:
– демографические (естественный прирост населения, старение, смертность, миграция, перенаселенность, наличие беженцев и переселенцев, социально-психологический микроклимат, национальный состав мигрантов, половозрастные особенности);
– национально-этнические (условия выживания, социальная обеспеченность и защищенность традиций, особенности исторически сложившегося уклада жизни);
– социальные (уровень развития социальной инфраструктуры, курортно-рекреационного хозяйства, возможности для отдыха, мобильность населения, условия жизни, условия для переподготовки кадров, смены профессии и повышения квалификации);
– продовольственное обеспечение (возможности местного производства, наличие свежих продуктов, сезонный или постоянный характер поставки продуктов, нормы потребления продуктов, темпы удорожания жизни, уровень развития аграрного сектора);
– особенности расселения (наличие крупных, средних и малых городов, удобных транспортных связей, уровень развития инфраструктуры, характер освоения региона, степень интенсивности взаимоотношений между населенными пунктами, преимущественные факторы размещения промышленных, сельскохозяйственных и других объектов);
– уровень развития сферы государственного и регионального социального регулирования.
Наряду со многими проблемами, проблема безработицы, именно та, в решении которой малое предпринимательство может играть важную роль. Среди мер по борьбе с безработицей нужно предусматривать меры по стимулированию притока в регионы частных отечественных и иностранных инвестиций, расширению программы переобучения работников, в том числе с привлечением различных школ бизнеса, а также по формированию рынка жилья, как условия перемещения рабочей силы из регионов с высоким уровнем безработицы.
Важной предпосылкой развития предпринимательства в регионах России является здоровый социально-психологический климат и соответствие мотивационных установок формирующемуся рынку труда. Все это находится в прямой зависимости от формы производственной деятельности, ведомственной политики, движения кадров, степени криминализации, уровня профессиональных качеств, уровня развития потребностей, отношения к инновациям, желания осваивать новые профессии и специальности и т.д.
Второй блок факторов, которые влияют на специфику регионального развития предпринимательства в России, связан с решением экономических вопросов. В частности, на укрепление экономического федерализма и создание условий для развития частного сектора должна быть направлена государственная политика по формированию новой территориальной организации хозяйства России (включая региональные союзы, ассоциации предпринимателей). В настоящее время принципиально меняются принципы специализации районов в территориальном разделении труда: вместо достижения максимального общегосударственного эффекта все шире используется критерий удовлетворения рыночного спроса и конкурентоспособности предприятий различных регионов.
В этих условиях преимущество получают районы с развитой инфраструктурой, расположенные рядом с устойчивыми рынками сбыта, которые имеют квалифицированные кадры,- Центральный, Северо-Западный, Поволжский, Волго-Вятский и Уральский экономический регионы. В то же время сокращается численность конкурентоспособных предприятий в северных и восточных районах. Здесь рентабельными и конкурентоспособными остаются в основном добывающие отрасли и энергоемкие производства, связанные с переработкой минерального сырья и леса.
Третья группа факторов, которые оказывают влияние на территориальное развитие предпринимательства, связана с воздействием экологических условий на воспроизводство природных ресурсов, поддержание нормативного экологического состояния на процессы предпринимательства. Сырьевая направленность развития экспорта обусловила нарушения, например, в зоне Севера, эколого-экономического равновесия. Так, в районах нефтегазодобычи и лесоперерабатывающих комплексов наибольшему экологическому ущербу подвергаются поверхностные воды и земли. При буровых работах распространены случаи значительной вырубки леса, при технологических и аварийных выбросах нефти – загрязнение территории мазутом. Все это, естественно, далеко неположительным образом влияет на природные ресурсы и сокращает территории, на которых ведется хозяйственная деятельность и живут малые народы.
Определенные ограничения имеет предпринимательская деятельность в районах, которые пострадали от аварии на Чернобыльской АЭС и от других стихийных бедствий.
В таких регионах необходимо ограничивать вывоз леса, сельскохозяйственной продукции, строительных материалов, при этом контролировать их пригодность для использования в хозяйственной деятельности. Предпринимателей нужно ориентировать на производство экологически чистой продукции, различных приборов, которые позволяли бы контролировать степень загрязнения окружающей среды, медицинских приборов контроля за состоянием здоровья населения, на производство приборов для очистки территории воды и т.п. [5]
Привлекая предпринимателей к хозяйственной деятельности в лесном комплексе, необходимо имеет в виду следующие приоритетные направления:
- В Европейской зоне России – увеличение в лесном фонде доли хвойных пород, применение рациональных способов рубок, вовлечение в хозяйственный оборот непродуктивных площадей, организация лесосеменного дела на селекционной основе, применение удобрений.
- В районах Сибири и Дальнего Востока – ускорение исследовательских и восстановительных работ в лесном массиве; ликвидация диспропорций между рубкой и восстановлением леса. Участие отечественных и иностранных предпринимателей в освоении минерально-сырьевого комплекса России невозможно без учета специфических особенностей регионов, в которых они расположены, и без строгого соблюдения договорных отношений, где должны найти отражение основные требования и ограничения хозяйственной деятельности, а также территориальных органов власти. Кроме того, необходимо учитывать возможности инвесторов при разработке как федеральных, так и региональных программ освоения месторождений полезных ископаемых, особенно тех, в которых требуется привлекать технологии, отсутствующие в России.
Несмотря на трудности, малое предпринимательство в России развивается. Но пока сравнение наших показателей с зарубежными говорит только о том, что малый бизнес в России лишь в начале долгого пути.
Центральный экономический район располагает запасами минерального сырья, что создает благоприятные условия для развития здесь сети малых предприятий по выпуску строительных материалов, имеющих широкий и постоянный рынок сбыта. Это обусловлено высокой степенью плотностью населения и сохраняющимся дефицитом данной продукции на потребительском рынке.
Развитие малого предпринимательства в пищевой промышленности возможно в направлении производства мясных продуктов, молокопродуктов, а также выращивания рыбы.
В Северном экономическом районе, кроме сложившихся направлений развития частного сектора, имеются благоприятные условия для создания малых предприятий по производству строительных материалов, переработке древесных отходов, выпуску пиломатериалов и столярных изделий. На базе имеющихся производственных отходов (кожевенного и обувного производства) возможно создание предприятий по выпуску товаров народного потребления. Продолжится совместное освоение нефтяных месторождений Тимано-Печорского бассейна с привлечением иностранных инвестиций.
В Поволжском регионе малое предпринимательство может развиваться на базе свободных ресурсов местного минерального сырья, а также производственных отходов и производить медицинские препараты, поваренную соль, асфальтовые покрытия для автодорог, оконное стекло и стеклотару, кирпично-черепичные изделия. Камень-ракушечник и известь для строительства. Регион обладает запасами подземных минеральных вод, на базе которых могут быть созданы лечебно-курортные комплексы, зоны отдыха, пансионаты.
В Уральском регионе малый и средний бизнес могут найти себе место в сфере разработки новых научно-технических и научно-технологических решений и производства гражданской продукции. Это касается сложной медицинской и диагностической аппаратуры, бытовых приборов, мини-техники для сельского хозяйства, строительства и др. В Удмуртии все государственные кредиты и субвенции выделяются только под бизнес-планы, которые проходят проверку в министерствах промышленности, сельского хозяйства, экономики, финансов, отраслевых комитетах. В Республике Башкортостан иностранные инвесторы привлекаются к строительству комплекса по производству полипропилена, который предполагается использовать для производства мебельных гарнитуров, ковровых покрытий, фаянса, бытовой техники, а также к добыче золота.
Дальневосточный регион, который отличается большим разнообразием экономических, природных и климатических условий, является особо привлекательным для частного сектора. Сферой малого и среднего бизнеса могут стать отрасли и производства, связанные с морем, морскими ресурсами и морским промыслом.
Заключение
В данной работе мы рассмотрели развитие предпринимательства в Росси в период с конца 19 века по настоящее время. Особый этап развития российского предпринимательства приходится на конец 19-20 вв. он связан с коренной структурной перестройкой российского торгового и промышленного потенциала. Происходит обновление предпринимательства. Лидерство в деловом мире начинает постепенно переходить от фабрикантов традиционных отраслей к фабрикантам передовых технологий – машиностроения и металлообработки. Русские предприниматели осуществляют коренное техническое перевооружение промышленности. Отечественные предприниматели определяли всю промышленную политику России. В этих условиях русский рубль был устойчивой конвертируемой валютой, которую высоко ценили иностранцы.
На современном этапе положение российского предпринимательства изменилось. Русский рубль уже не является устойчивой конвертируемой валютой, отечественная продукция не выдерживает иностранной конкуренции. Чтобы поднять российское предпринимательство на международный уровень нужно усовершенствовать законодательство и усилить контроль за его выполнением, развить формы сотрудничества в деловом мире, установить льготное кредитование и налогообложение приоритетных сфер экономики, разработать муниципальные программы по развитию предпринимательства, ввести единые стандарты качества.
Наличие в любом обществе условий для предпринимательства — это показатель уровня экономической свободы граждан и отражение понимания прогрессивного характера предпринимательства со стороны структур, определяющих, разрабатывающих и реализующих экономическую политику, в том числе и в отношении предпринимательства.
Список использованной литературы
1. Гукасьян Г.М., Амосова Г.А., Маховиков В.В. Экономическая теория: Учебник, М., Эксмо, 2013, 608 с.
2. Орлов А. Предпринимательство в России (истоки и этапы до1992 г) // Вопросы экономики. 2012. № 12.
3. Предпринимательство: Учебник для вузов/ под ред. проф. В.Я.Горфиннеля, проф. Г.Б. Поляка, проф. В.А.Швандара. М.: ЮНИТИ, 2013. 475 с.
4. Проблемы становления и развития предпринимательства в Росси. Виноградов В.В., Экономика России: Учеб. пособие., М., 2011, с. 182.
5. Хеллер К. Отечественное и иностранное предпринимательство в России 19 – начала 20 века // отечественная история, 2013. №4, с. 55.