Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица или с организации. Неисполнение обязанностей налогового агента.
ДиспозицияУклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере,
Раздел: Преступления в сфере экономики. Глава: Преступления в сфере экономической деятельности
Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198 УК РФ). Непосредственным объектом преступления выступают общественные отношения, обеспечивающие поступления в бюджет налогов и сборов, уплачиваемых физическими лицами. Предметом выступают налоги и сборы.
Объективная сторона преступления заключается в уклонении физического лица от уплаты налога и (или) сбора путем непредставления налоговой декларации или иных документов в случаях, когда их подача в соответствии с законодательством РФ является обязательной, либо путем включения в налоговую декларацию или в такие документы заведомо ложных сведений. Обязательным условием наступления уголовной ответственности является крупный размер неуплаченного налога и (или) сбора. Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов: 1) составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 600 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо 2) превышающая 1800 тыс. руб. Особо крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов: 1) составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 3 млн. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо 2) превышающая 9 млн. руб.
В Постановлении от 26 декабря 2006 г. N 64 определен момент окончания преступления. В п. 3 разъясняется, что преступления, предусмотренные ст. ст. 198 и 199 УК РФ, считаются оконченными с момента фактической неуплаты налога за соответствующий налогооблагаемый период в срок, установленный налоговым законодательством. Такая позиция находит отражение в признании составов уклонения от уплаты налогов и (или) сборов как материальных.
Действия виновного, занимающегося предпринимательской деятельностью без регистрации или без специального разрешения либо с нарушением условий лицензирования и уклоняющегося от уплаты налога с доходов, полученных в результате такой деятельности, квалифицируются только по ст. 171 УК РФ, т.е. как незаконное предпринимательство.
Субъектом преступления, предусмотренного ст. 198 УК РФ, является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, имеющее облагаемый налогом доход и обязанное в соответствии с законодательством представлять в целях исчисления и уплаты налога налоговую декларацию. Это, например, индивидуальный предприниматель, частный нотариус, адвокат, учредивший адвокатский кабинет. Субъектом преступления может быть и иное физическое лицо, осуществляющее представительство в совершении действий, регулируемых законодательством о налогах и сборах, что соответствует ст. ст. 26, 27, 29 НК РФ.
Если лицо осуществляет фактическую предпринимательскую деятельность через подставное лицо, уклоняясь при этом от уплаты налогов и (или) сборов, то его действия следует квалифицировать как исполнителя, а действия иного лица - как пособника, если его умыслом охватывалось уклонение от уплаты налогов и (или) сборов.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Несвоевременная подача декларации, не связанная с намерением уклониться от уплаты налога, а равно искажение данных о фактически полученных доходах или понесенных при этом расходах, происшедшее по ошибке, не влекут уголовной ответственности.
Федеральным законом от 29 декабря 2009 г. N 383-ФЗ были предусмотрены условия освобождения от уголовной ответственности за данное преступление в связи с деятельным раскаянием. Они конкретизированы в примечании 1 к ст. 198 УК РФ. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определенном в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организаций (ст. 199 УК РФ). Непосредственным объектом этого преступления являются общественные отношения, обеспечивающие установленный законодательством РФ порядок исчисления и уплаты налогов и (или) сборов с организации в предусмотренные сроки.
ДиспозицияУклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере
Раздел: Преступления в сфере экономики. Глава: Преступления в сфере экономической деятельности
Предметом преступления выступают налоги и (или) сборы, уплачиваемые организацией: федеральные, региональные и местные. Федеральные: налог на добавленную стоимость, акцизы, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный, сбор за пользование объектами животного мира, сбор за пользование объектами водных, биологических ресурсов. Региональные: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог. Местные: земельный налог. Чаще всего имеет место уклонение от уплаты налогов на добавленную стоимость, прибыль и акцизы.
Объективная сторона преступления заключается в уклонении от уплаты налогов и (или) сборов с организаций путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений. Обязательным условием уголовной ответственности является крупный размер неуплаченного налога и (или) сбора.
Под иными документами, о которых идет речь в ст. ст. 198 и 199 УК РФ, понимаются, например, выписки из книги продаж, книги учета доходов и расходов хозяйственных операций, расчеты по авансовым платежам и авансовые ведомости, годовые отчеты, справки о суммах уплаченного налога и др.
Крупным размер неуплаченного налога (или) сбора признается, если: 1) сумма неуплаченных налогов и (или) сборов за период в течение трех финансовых лет подряд превышает 2 млн. руб. и 10% от подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов либо 2) сумма неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 6 млн. руб.
По большинству налогов сумма уплачиваемого налога исчисляется плательщиками самостоятельно исходя из величины налогооблагаемой базы с учетом льгот и ставок налога. Юридические лица при исчислении и уплате налогов представляют налоговым органам в установленные нормативными актами сроки бухгалтерские отчеты и налоговые расчеты, в которых исчислены суммы платежей, подлежащие уплате в бюджет за определенный отчетный период. Налоговым органам представляются также справки о предполагаемых суммах прибыли и авансовых взносов по налогу на прибыль, подлежащие уплате в бюджет в определенные законодательством сроки.
Заведомо искаженными являются данные, основанные на умышленном искажении фактов, специально измененные данные относительно величины доходов или расходов, льгот, учитываемых при исчислении налогов. Заведомо искаженные данные следует отличать от технических ошибок. Если технические ошибки при составлении и расчете налоговых платежей самостоятельно выявлены налогоплательщиками и своевременно доведены до сведения налоговых органов, то они не являются налоговыми нарушениями.
Преступление считается оконченным с момента фактической неуплаты налога за соответствующий период в срок, установленный налоговым законодательством.
Субъектами этого преступления могут быть руководитель организации налогоплательщика, главный (старший) бухгалтер, лица, фактически выполняющие обязанности руководителя и главного (старшего) бухгалтера, а также иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий. Иные служащие организации-налогоплательщика, включившие в бухгалтерские документы заведомо искаженные данные о доходах или расходах либо скрывшие другие объекты налогообложения, могут быть привлечены к ответственности как соучастники преступления.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.
Федеральным законом от 29 декабря 2009 г. N 383-ФЗ ст. 199 УК РФ была дополнена новым примечанием, в котором закреплены условия освобождения от уголовной ответственности. Как указано в примечании 2, лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, а также ст. 199.1 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ). Непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие исполнение обязанностей по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов в бюджет, осуществляемые налоговыми агентами.
Объективная сторона выражается в бездействии, т.е. в неисполнении обязанностей по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд). Преступление является оконченным с момента неперечисления налоговым агентом сумм налогов и (или) сборов в порядке и сроки, которые установлены налоговым законодательством. Обязательным условием уголовной ответственности является крупный размер сумм налогов и (или) сборов, которые не перечислены в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд. Крупный размер определяется в примечании 1 к ст. 199 УК РФ.
Субъект преступления - специальный, это налоговый агент. Понятие налогового агента дается в ст. 24 Налогового кодекса РФ. Под налоговыми агентами понимаются лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в налоговый бюджет (внебюджетный фонд) налогов и сборов. Налоговыми агентами могут быть физические лица, имеющие статус индивидуального предпринимателя, а также лица, на которых в соответствии с должностным или служебным положением возложена обязанность по исчислению, удержанию или перечислению налогов. Это, например, руководитель или главный (старший) бухгалтер организации, иной сотрудник организации, специально уполномоченный на совершение таких действий, или лицо, фактически выполняющее обязанность руководителя или главного (старшего) бухгалтера.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и мотивом в виде личного интереса налогового агента. Личный интерес выражается в стремлении извлечь выгоду как имущественного, так и неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительность, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и др.
Возможна квалификация деяний, предусмотренных ст. 199.1, по совокупности преступлений, предусмотренных соответственно ст. 198 и ст. 199 УК РФ, если лицо в личных интересах не исполняет обязанности налогового агента и при этом уклоняется от уплаты налогов и (или) сборов. Если налоговый агент незаконно изымает денежные средства и другое имущество и обращает их в свою пользу или в пользу третьих лиц, то при наличии к тому основания содеянное следует дополнительно квалифицировать как хищение чужого имущества.
Коммерческий подкуп.
ДиспозицияНезаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением
Раздел: Преступления в сфере экономики. Глава: Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях
Коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ). В соответствии с Федеральным законом "О противодействии коррупции" коммерческий подкуп является одним из видов коррупции. Непосредственный объект преступления - это общественные отношения, обеспечивающие нормальный порядок функционирования органов управления в коммерческой и иной организации. В качестве дополнительного объекта могут выступать общественные отношения, обеспечивающие права и интересы личности.
Предметом преступления является незаконное вознаграждение. Предметом подкупа в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" могут являться деньги, ценные бумаги, иное имущество, услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление путевок, оплата обучения, ремонтные работы, строительные услуги, оплата стажировок и поездок за границу и т.д.). Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 97-ФЗ "О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" установил, что предметом коммерческого подкупа может быть также предоставление иных имущественных прав. Минимальный размер подкупа законом не определен.
В ст. 204 УК РФ содержатся два разных состава преступления, отличающихся по объективной стороне и субъекту.
Объективная сторона деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 204, выражается в трех формах:
1) незаконная передача денег, ценных бумаг, иного имущества;
2) незаконное оказание услуг имущественного характера;
3) незаконное предоставление иных имущественных прав.
Передача может осуществляться как лично, так и через посредников, по почте, курьером.
Если имущественные выгоды в виде денег, ценностей, оказания услуг предоставлены родным или близким лица с его согласия либо он не возражал против этого и использовал свои полномочия в пользу дающего подкуп, то действия лица, дающего вознаграждение, следует квалифицировать как передача подкупа, а получающего - как получение подкупа.
Состав преступления - формальный. Преступление окончено с момента принятия хотя бы части подкупа лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации. Не имеет значения, давался ли подкуп до или после совершения деяний в интересах дающего. Обязательное условие, что деяние совершается лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, в интересах дающего, и этот факт осознается лицом, получающим незаконное вознаграждение. Следовательно, договоренность о подкупе должна быть достигнута до совершения деяния, а сам факт передачи незаконного вознаграждения может иметь место как до действия (бездействия) лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, так и после. В этом смысле подкуп следует отличать от вознаграждения, которое не было оговорено заранее, осуществлено после совершения служебных действий. Такое вознаграждение не содержит признаков состава преступления, предусмотренного ст. 204 УК РФ.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Субъект преступления - физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.
Субъективная сторона выражается в прямом умысле. Субъект преступления специальный, - это лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.
Коммерческий подкуп следует отграничивать от мошенничества. Разграничение проводится в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе".
Получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг и других материальных ценностей якобы за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением следует квалифицировать при наличии умысла на приобретение указанных ценностей как мошенничество по ст. 159 УК РФ. Владелец ценностей в таких случаях несет ответственность за покушение на коммерческий подкуп, если передача ценностей преследовала цель совершения желаемого для него действия (бездействия) указанными лицами.
Если лицо получает от кого-либо деньги или иные ценности якобы для передачи лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, в качестве предмета коммерческого подкупа и, не намереваясь этого делать, присваивает их, содеянное им следует квалифицировать как мошенничество. Действия владельца ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на коммерческий подкуп. При этом не имеет значения, называлось ли конкретное лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, которому предполагалось передать взятку или незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе.
В ст. 204 УК РФ содержится примечание, предусматривающее специальные виды освобождения от уголовной ответственности лица, дающего коммерческий подкуп:
1) освобождение от уголовной ответственности лица, дающего подкуп, если в отношении его имело место вымогательство подкупа;
2) добровольное сообщение о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.
Решая вопрос об освобождении от уголовной ответственности лица, следует иметь в виду, что сообщение (письменное или устное) должно признаваться добровольным независимо от мотивов, которыми руководствовался заявитель. Не может признаваться добровольным сообщение, сделанное в связи с тем, что о коммерческом подкупе стало известно органам власти.
Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 97-ФЗ в примечание внесено существенное дополнение. Освобождение от уголовной ответственности в двух перечисленных выше случаях возможно теперь только при условии, если лицо активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления. Таким образом, освобождение от уголовной ответственности зависит от активного посткриминального поведения лица, которое является формой противодействия коррупции.
Террористический акт
Диспозиция Совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях
Раздел – Преступления против общественной безопасности и общественного порядка. Глава– Преступления против общественной безопасности
Объектом во всех преступлениях террористической направленности выступает общественная без-опасность, основные принципы и содержание деятельности по обеспечению которой устанавливает Феде-ральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" <1>. Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессив-ного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституцион-ный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Дополнительным объектом являются жизнь, здоровье, отношения собственности, нормальное функ-ционирование органов власти государственных, общественных учреждений, иных социальных институтов.
1. Объективная сторона преступления характеризуется следующими альтернативными действиями:
1) совершением взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опас-ность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных обще-ственно опасных последствий;
2) угрозой совершения указанных действий.
Иные действия - оценочное понятие. Под ними следует понимать действия, способные вызвать по-следствия, аналогичные взрыву и поджогу, например производство массовых отравлений, распространение эпидемий и эпизоотий, блокирование транспортных коммуникаций, вывод из строя объектов жизнеобеспе-чения.
Под угрозой совершения указанных действий понимается прямое высказывание угрозы совершить террористический акт, подкрепленное совершением действий, свидетельствующих о реальности такого намерения. Угроза должна вызывать у адресата обоснованное опасение ее реализации.
2. Деяние должно устрашать население, создавать опасность гибели человека, причинения значитель-ного имущественного ущерба или иных тяжких последствий. Устрашая население, лицо стремится добить-ся возникновения в обществе состояния хаоса, появления у большого числа людей чувства опасности за свою жизнь, здоровье, сохранность имущества и т.п., т.е. разрушения сложившегося в определенном реги-оне микроклимата.
3. Под опасностью гибели человека понимается возникшая реальная возможность причинения смерти хотя бы одному лицу.
4. Значительный имущественный ущерб должен определяться с учетом стоимости и значимости уни-чтоженного или поврежденного имущества, материальных ценностей.
5. Иные общественно опасные последствия по степени тяжести должны быть сопоставимы с опасно-стью гибели человека или причинения значительного имущественного ущерба (например: причинение вре-да здоровью человека; затопление больших участков территории, на которых находятся жилые дома, про-изводственные или иные здания и сооружения; авария).
6. Преступление содержит состав реальной опасности. В случае наступления общественно опасных последствий деяние должно квалифицироваться по п. "б" или п. "в" ч. 2 либо по п. "б" ч. 3 ст. 205 соответ-ственно.
7. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и специальной целью - ока-зание воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями.
8. Субъект преступления - вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста.
9. Причинение при террористическом акте смерти человека по неосторожности квалифицируется по п. "б" ч. 2 ст. 205, умышленное лишение жизни влечет ответственность по п. "б" ч. 3 ст. 205, дополнитель-ной квалификации по ст. 105 УК не требуется.
10. Посягательство на объекты использования атомной энергии (атомные суда, атомные станции, космические и летательные аппараты и т.п.) охватывает совершение взрыва, поджога и других действий, имеющих целью выведение их из строя.
11. Под использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивно-го излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ понимается их фактическое применение в процессе совершения террористического акта (например, для производства взрыва).
12. Условия освобождения от уголовной ответственности за подготовку к террористическому акту закреплены в примечании к ст. 205.