Возможные пути снижения себестоимости продукции по отдельным статьям расходов
Статьи расходов | Меры по снижению себестоимости |
Сырье и материалы | Поиск сырья и материалов по более низким ценам у разных поставщиков. Использование в технологии более дешевых заменителей сырья и материалов. Уменьшение потерь (брак, хищения и др.) |
Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций | Меры аналогичны указанным выше. Дополнительно необходимо уменьшать зависимость предприятия от сторонних поставщиков, организуя собственное производство (при экономической целесообразности) этих изделий |
Топливо и энергия на технологические цели | Установка приборов точного учета этих энергоресурсов. Создание системы материального стимулирования (премии за экономию, наказания за перерасход). Уменьшение теплопотерь на всех стадиях производственного процесса на основе применения в строительстве новых теплосберегающих материалов, утепления старых зданий |
Основная заработная плата производственных рабочих | Увеличение производительности труда при сохранении размеров заработной платы за счет внедрения прогрессивных машин и механизмов, применение эффективной системы нормирования, способствующей росту выработки |
Дополнительная заработная плата рабочих | Внедрение эффективной системы материального стимулирования, сводящей к минимуму "уравниловку" при поощрении, максимальное использование сдельных систем оплаты труда |
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования | Бережное отношение к оборудованию, точное соблюдение режимов его эксплуатации, своевременное проведение плановых ремонтов, замена устаревших моделей более прогрессивными и надежными |
Цеховые расходы | Внедрение более совершенных технологических схем производства, применение технических средств контроля за работой персонала, машин и механизмов, приводящее, помимо прочего, к уменьшению численности административно-управленческого персонала цехов |
Общезаводские расходы | Мероприятия аналогичны статье "Цеховые расходы" |
19. Дайте определение понятий цена, тариф, ценообразование. Перечислите и опишите основные принципы ценообразования.
Цена - денежная оценка стоимости товара, иными словами, количество денег, которое должен уплатить покупатель для обретения прав собственности на товар (работу, услугу).
В экономической практике принято называть цены на работы и услуги тарифами.
Тариф - денежная оценка стоимости услуги.
Ценообразование - процесс установления субъектами ценообразования (юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и др.) цены товара либо тарифа на работу или услугу.
Цену всегда устанавливает собственник товара. При этом он руководствуется необходимостью получения выгоды в различных формах и учитывает субъективные и объективные ограничения, действующие в конкретных экономических условиях. К таким ограничениям относятся: воля собственника товара, себестоимость товара, объем платежеспособного спроса на товар, конкуренция, законодательно установленный порядок (ограничение рентабельности, норм затратности и т. д.).
Исходя из этих ограничений, можно сформулировать основные принципы ценообразования.
Принцип свободы ценообразования. Он подразумевает максимальный учет интересов собственника товара, его воли в установлении размеров цены. Собственник товара имеет право установить любую цену на товар. При этом он принимает на себя все риски, вытекающие из собственных действий. Если он установит слишком маленькую цену - рискует остаться без прибыли. Продажа товара не покроет себестоимость его производства или приобретения. Если цена слишком высока, то последствия окажутся такими же - собственник не получит прибыли. Однако причина будет другой - товар просто не будет продан. Принцип свободы ценообразования неотделим от принципа свободы предпринимательства.
Принцип соответствия размеров цены величине себестоимости. Размер цены должен быть не ниже себестоимости товара. Это основной принцип, которым руководствуются в экономической практике во всем мире.
Принцип учета платежеспособного спроса. Размер цены должен максимально учитывать наличие платежеспособного спроса. Руководствуясь этим принципом, субъект рынка должен изучить спрос на товар, прежде чем начинать его производство либо закупать партию товаров, предназначенных для перепродажи.
Принцип оценки конкуренции. Размер цены на товар с одинаковыми потребительскими качествами должен устанавливаться с учетом цен на аналогичные товары, имеющиеся на рынке. Если 1 кг хлеба на рынке стоит 1 тыс. руб., то хлеб такого же качества покупатели не купят за 2 тыс. руб. Для успешной продажи товара со стандартными потребительскими качествами цена должна быть ниже либо равна ценам конкурентов.
Принцип учета законодательства страны в области ценообразования. В любом государстве существуют сферы деятельности, в которых в процесс ценообразования вмешивается государство. Как правило, делается это в целях противодействия естественным и искусственным монополиям, для поддержания малообеспеченных слоев населения и т. д.
20. Дайте определение понятий налоги, налоговая база, налоговая ставка, налоговый вычет, объект налогообложения, субъект налогообложения. Перечислите виды вычетов и охарактеризуйте каждый из них.
Налоги - это платежи, которые уплачивают в доход государства юридические и физические лица.
Налоговая система - совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля
Элементы налоговой системы
Налоговая база – объект налогообложения
Объект налога - доходы, стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности
Субъект налога- - доход, из которого выплачивается налог
Ставка налога- величина налога с единицы объекта налога
Налоговая льгота- полное или частичное освобождение плательщика от налога, возмещение суммы уплаченного налога
Налоговые вычеты
Налоговые вычеты - разновидность льгот при налогообложении доходов граждан, т.к. они позволяют уменьшить налоговую базу.
Вычеты предоставляются только по основному месту работы
Рассмотрим следующие виды вычетов:
- Стандартные
- Социальные
- Имущественные
Стандартные налоговые вычеты - представляют собой необлагаемый минимум дохода
- если доход не превышает 3 350 000 рублей, предоставляется вычет в размере 550 000р;
- если у плательщика имеется ребенок до 18 лет, то ему предоставляется вычет в размере 155 000р. (мать находящаяся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, также является иждивенкой);
- если лицо имеет 2-х и более несовершеннолетних детей, то ему предоставляется вычет в размере 310 000 на каждого из детей.
Социальные налоговые вычеты – предоставляются в том случае если близкие родственники или вы учитесь:
Если учащийся учится на платной основе, ему также предоставляется вычет, составляющий 13% от стоимости обучения, при наличии платежных документов, а также при условии, что он получает первое высшее, первое среднее, первое среднее специальное образование.
Имущественные налоговые вычеты - предоставляются налогоплательщику при реализации и приобретении им имущества, также вычет предоставляется на риелторские услуги, при условии, что плательщик стоял на очереди как нуждающийся в улучшении жилищных условий.
Вычет предоставляется при наличии у документов, подтверждающих право собственника на приобретенный (построенный) жилой дом или квартиру и платежных документов, подтверждающих факт уплаты денежных средств и составляет 12% от уплаченной суммы.
21. Перечислите права, обязанности и ответственность налогоплательщиков. Назовите государственные органы, осуществляющие регулирование и управление в сфере налогообложения.
Главной задачей налоговых органов является контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов. Государственные органы осуществляющие регулирование в сфере налогообложения: Министерство по налогам и сборам, Налоговые инспекции.