Создайте новую константу ГенеральныйДиректор для хранения в информационной базе информации о генеральном директоре, которого зовут Остап Бендер.
Справочники
Общее описание и назначение
Справочник предназначен для хранения справочной информации об однотипных объектах и представляет собой список, заполняемый пользователем на этапе исполнения. Каждый элемент этого списка может иметь сложную структуру, задаваемую на этапе конфигурирования. Количество справочников задается на этапе конфигурирования и может быть произвольным. Использование справочника позволяет избежать многократного ввода одной и той же информации, например наименования контрагента, а так же обеспечивает сквозную идентификацию, например идентификация контрагента при отгрузке и оплате.
Для реализации нашей системы учета, согласно требованиям заказчика, необходимо хранить справочную информацию о сотрудниках, отделах, товарах, клиентах и их договорах. Следовательно, необходимо создать соответствующие справочники.
Для того чтобы создать новый справочник, на дереве объектов конфигурации выбираем веткуСправочники. Далее правой кнопкой мышки вызываем контекстное меню, в котором выбираем пунктДобавить, либо на панели инструментов окна дерева объектов конфигурации в меню Действия - Добавить, либо на панели инструментов окна дерева объектов конфигурации нажимаем кнопкуДобавить (Рис. 4.1).
Рис. 4.1.
Все эти действия одинаковые и приведут к появлению на экране окна редактирования (Рис. 4.2) объекта конфигурации. В дальнейшем это окно можно вызвать двойным щелчком мышки на выбранном справочнике.
Поскольку в системе может быть несколько справочников, то необходимо их различать. Для отличия одного справочника от другого предназначено свойство Имя. Именно по имени будет происходить системное обращение к этому справочнику, поэтому имя справочника формируется по тем же правилам, что и имена констант или названия переменных, т.е. нельзя использовать пробелы и ряд других служебных символов. Поле Синоним содержит удобное для конечного пользователя представление имени без каких-либо ограничений. В целом, все точно так же, как и для констант.
Первый справочник будем создавать для хранения информации о наших товарах и услугах. Для удобства Имя укажем как общее понятие "Номенклатура".
Рис. 4.2.
На этом создание простейшего справочника завершено. Переходим в пользовательский режим предприятия и смотрим на то, что мы только что создали (Рис. 4.3). Все необходимые действия при работе со справочником можно произвести путем нажатия на кнопку "Еще" и выбора соответствующего пункта в выпадающем меню. Наиболее востребованные действия доступны через командную панель или контекстное меню, вызываемое правой кнопкой мышки.
Рис. 4.3.
Для добавления информации о товаре нажмем на кнопку "Создать" и в открывшемся окне укажем наименование нашего товара (Рис. 4.4):
Рис. 4.4.
Заполним справочник следующими данными (Рис. 4.5):
Рис. 4.5.
Обратите внимание на стрелку, которая позволяет сортировать данные справочника для более удобной работы с ними. Кроме того, для поиска нужной информации в справочнике существует механизм поиска, который позволяет найти информацию, если мы хоть как-то можем указать, что именно нас интересует. В приведенном примере используется поиск номенклатуры, содержащей в своём наименование сочетание букв "обы" (Рис. 4.6).
Рис. 4.6.
Иерархия
Созданный нами справочник позволяют комфортно работать только с небольшими наборами данных. Практически сразу возникает вопрос, как быть с большими объемами данных, удобно ли будет работать с подобным списком, состоящим из нескольких сотен элементов? Для удобства работы можно справочник сделать иерархическим, т.е. создать древовидную структуру. Самым простым примером может служить расположение файлов на компьютере, когда многие тысячи файлов располагаются в папках различной степени вложенности, что позволяет быстро в них ориентироваться.
Сделаем справочник "Номенклатура" иерархическим. Для этого в режиме конфигуратора в окне дерева объектов конфигурации двойным щелчком мышки на справочнике "Номенклатура" вызываем окно редактирования справочника и переходим на закладку Иерархия. Прежде всего, необходимо проставить флажок Иерархический справочник. Следующее поле, которое нам необходимо заполнить, это Вид иерархии, где возможно выбрать одно из двух значений Иерархия групп и элементов либоИерархия элементов. Чтобы разобраться, для чего они нужны, рассмотрим следующие ситуации.
Предположим, что мы продаем компьютер. Будем считать, что он состоит из системного блока, монитора и периферийного оборудования. Мы можем продать его как целиком, так и по частям. В этом случае, компьютер должен выступать одновременно как товар, и как "папка", как объединяющий узел дерева для комплектующих, из которых он состоит. В таком случае, когда разницы между группирующим и группируемым элементом нет, следует выбирать иерархию элементов.
Теперь рассмотрим другую ситуацию. В связи с растущим спросом, наша организация решила сосредоточить торговлю на одежде и обуви. Соответственно, в справочнике нам удобно будет сгруппировать наши товары по их виду. В то же время, сам группирующий элемент не будет нести самостоятельной ценности, а будет служить для удобства навигации или в качестве объединяющего признака в различных отчетах, по которому можно выводить итоги. Для этой цели в справочнике существует отдельный вид специальных элементов, которые называются Группа справочника, и для их использования необходимо выбрать вид иерархии Иерархия групп и элементов. (Рис 4.7) Также у нас появляется еще и возможность по ограничению уровней вложенности. Для того чтобы ей воспользоваться, необходимо проставить флажок Ограничение количества групп иерархии и проставить нужное количество в поле Количество уровней иерархии.
Исходя из условий нашей задачи, справочник "Номенклатура" сделаем иерархическими с видом иерархии Иерархия групп и элементов.
Рис. 4.7.
Для пользователя теперь внешний вид справочника изменится. Помимо элементов появятся еще и группы. Работа с ними аналогична работе с файлами и папками в проводнике (Рис. 4.8).
Рис. 4.8.
Новые элементы и группы можно сразу создавать в нужной группе, а для существующих элементов имеется возможность перемещения по группам. Таким образом, создав удобную иерархическую структуру, в дальнейшем пользователь получает возможность быстрой и легкой навигации в справочнике.
Рис. 4.9.
Следует обратить внимание, что с помощью кнопки "Еще" пункта меню "Режим просмотра" можно выбрать один из трех способов отображения для быстрой и легкой навигации в справочнике (Рис. 4.9).
Самостоятельно
Рис. 4.10.
Создайте новый справочник Подразделения для хранения данных и подразделения организации. Справочник должен иметь иерархию элементов (Рис. 4.10) .
Предопределенные элементы
Для удобства работы пользователя, можно заранее создать элементы справочника. В отличие от созданных пользователем интерактивно (или программно) элементов, предопределенные элементы нельзя удалить. Также каждый предопределенный элемент справочника имеет свое уникальное имя, которое позволяет более удобно (по сравнению с обычными элементами справочника) программно обратиться к этому элементу.
Создадим новый справочник Контрагенты, в котором будут храниться данные о наших поставщиках и покупателях. Для удобства работы конечного пользователя, желательно разделить покупателей и поставщиков, что удобно сделать с помощью групп. Исходя из этого, справочникКонтрагенты необходимо сделать иерархическим. Далее, либо с помощью контекстного меню в дереве конфигурации (Рис.4.11), либо по кнопке "Предопределенные" на закладке Прочее вызываем окно для редактирования предопределенных элементов справочника (Рис. 4.12).
Рис. 4.11.
Добавление новых предопределенных групп и элементов происходит так же, как и в пользовательском режиме. Отличие будет заключаться в наличии дополнительного системного реквизита Имя, на которое распространяются стандартные правила наименования, и которое не будет доступно для пользователя в режиме "1С:Предприятие".
Рис. 4.12.
В режиме "1С:Предприятие" для пользователя будет уже готовая иерархия. Заполним справочник данными (Рис. 4.13).
Рис. 4.13.
Реквизиты справочника
До сих пор мы рассматривали справочник как список элементов, а теперь обратим более подробное внимание на элементы этого списка.
Как уже упоминалось ранее, возможна ситуация, когда для элемента справочника нам необходимо хранить дополнительную информацию. Для этой цели служат реквизиты справочника.
В простейшем случае можно рассматривать справочник как таблицу, где каждому элементу справочника будет соответствовать своя строка таблицы, а колонки этой таблицы будут соответствовать его реквизитам. Для объекта типа Справочник всегда существует ряд системных реквизитов, например, Код и Наименование.
Поскольку справочник постоянно пополняется новыми элементами, необходимо как-то идентифицировать их, и для этой цели обычно предназначен реквизит Код, а реквизит Наименованиеобычно служит для хранения смысловой информации об элементе.
На закладках Данные и Нумерация необходимо определить следующие свойства кода справочника (Рис 4.14 и Рис 4.15):
· Автонумерация – позволяет системе автоматически присваивать следующий код при создании нового элемента справочника. В дальнейшем данный код можно изменить.
· Контроль уникальности – системная возможность отслеживать уникальность кодов, т.е. при записи нового элемента будет проводиться контроль существования элемента с таким кодом.
· Серии кодов – определяет способ нумерации кодов Во всем справочнике, В пределах подчинения (внутри каждой группы) или В пределах подчинения владельцу (имеет смысл для подчиненных справочников).
Рис. 4.14.
· Длина наименования – максимальное количество символов, которое может занимать наименование.
· Длина кода – максимальное количество символов, которое может занимать код. Например, при длине кода 10, сам код может быть равен как "1" или "100000".
· Тип кода – определяет будет ли код храниться как число или как строка. Следует отметить, что в случае строкового кода цифры воспринимаются в качестве символов, например код "01" и код "001" будут различаться.
Рис. 4.15.
Помимо системных реквизитов в справочник можно добавлять свои необходимые реквизиты. Для того, чтобы добавить новый реквизит в справочник, на закладке Данные правой кнопкой мышки на пункте Реквизиты вызвать контекстное меню и выбрать пункт Добавить (Рис 4.15). Тот же результат можно достичь, выбрав пункт Добавить в панели инструментов этого поля.
Рис. 4.16.
Далее необходимо определить свойства нашего реквизита в соответствующем окне. (Рис. 4.16) В дальнейшем палитру свойств реквизита можно вызвать двойным щелчком мышки на данном реквизите, либо на данном реквизите правым щелчком мышки вызвать контекстное меню, в котором выбрать пункт Свойства. В справочнике "Контрагенты" создадим новый реквизит ИНН (тип Число,длина 12).
Для нас существенными будут являться следующие свойства реквизита:
· Имя – идентификатор реквизита
· Использование – определяет, к какому элементу справочника (элементу или группе) будет относиться данный реквизит
· Тип данных – определяет тип данных реквизита. Данные могут быть примитивного или ссылочного типа, а также составного типа.
Рис. 4.17.
После обновления базы для пользователя появляется возможность у каждого контрагента указать ИНН (Рис. 4.17).
С помощью реквизитов может быть решена и следующая задача: необходимо хранить наименование нашего контрагента, но это наименование очень длинное. Поскольку реквизитНаименование является системным, то на него наложены определенные ограничения, в том числе и на его длину. С одной стороны, наименование нашего контрагента должно храниться в реквизитеНаименование, с другой стороны, оно там не помещается, как быть? В этом случае можно в реквизитеНаименование хранить краткое наименование контрагента для внутреннего использования, а полное наименование хранить в дополнительном реквизите, который уже сможет хранить информацию полностью.
Самостоятельно