Алгоритм реализации системы АС в муниципальном округе Российской Федерации, за исключением городов Москва и Санкт-Петербург.

1. Выбор МБУ, из числа имеющихся в границах МО, с целью дальнейшего использования этого учреждения в качестве соучредителя ООО «Кластер». При отсутствии необходимых для использования в системе АС муниципальных бюджетных учреждений, муниципальный орган власти на основании федерального закона от 08.05.2010г. «О внесении изменений...» №83-ФЗ принимает решение о создании МБУ «Развитие», утверждает устав и смету финансирования МБУ (в порядке, предусмотренном федеральным законом от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ).

2. В целях дальнейшего использования и в соответствии с частью четвертой ГК РФ, формируется база данных, содержащая сведения о муниципальной собственности. База данных проходит оценку лицензированной организации, в соответствии с федеральным законом от 29.07.1998г. «Об оценочной деятельности в РФ» № 135-ФЗ, и ставится на баланс муниципального образования в качестве нематериального актива.

3. Если МБУ созданы и действуют, муниципальная власть проводит выбор того бюджетного учреждения, которое впоследствии станет использоваться в рамках системы АС.

4. Проводится отбор участников из состава бизнес-сообщества для создаваемой посредством МБУ коммерческой структуры (ООО «Кластер»). Желательным является привлечение тех фирм, которые зарегистрированы в качестве налогоплательщика на территории МО.

5. По инициативе муниципалитета, на основании федерального закона от 19.06.1992 года «О потребительской кооперации в РФ» № 37-ФЗ, происходит формирование потребительского кооператива – будущего партнера для бизнеса и власти в рамках создаваемой коммерческой структуры. Самым простым является регистрация такого кооператива из состава работников какого-либо предприятия (крупного мясо-молочного комплекса). Кооператив формируется из состава жителей территории, работающих на одном из предприятий, предназначенных к развитию. Возможно оформление членов Кооператива в качестве фермеров, индивидуальных предпринимателей и других категорий работников - собственников, подпадающих под возможность целевого бюджетного финансирования, привлечения кредитов и льготного налогообложения. Принятие устава Кооператива и схемы распределения доходов по модели Чартаева.

6. Создается ООО «Кластер», на основании федерального закона от 08.02.1998г. «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ. Особенностями данного общества является то, что его соучредителями выступают:

а) МБУ;

б) фирмы из состава бизнес-сообщества;

в) потребительский кооператив, состоящий из жителей территории.

Вклады любого из участников в уставный капитал общества равны.

Для МБУ, вклад формируется в зависимости от того, в соответствии с какой схемой (пункты 2 или 3 настоящего алгоритма) производится создание либо отбор МБУ для участия в составе учредителей ООО «Кластер».

6.1. В случае, если МБУ «Развитие» создано решением органа муниципальной власти, на его баланс, путем договора отчуждения, передается база данных: нематериальный актив, до этого созданный муниципалитетом и находящийся на балансе МО. Этот актив вначале передается в МБУ, а затем вносится, в качестве равнодолевого участия, в уставный капитал создаваемого ООО «Кластер». По решению общего собрания учредителей, и с учетом заранее проведенной оценки нематериального актива, база данных приравнивается в своем значении к величине вклада каждого из участников. В налоговую инспекцию передаются сведения о долях участников, исходя из решения учредителей (а не первоначальной формальной оценки нематериального актива).

6.2. В случае, если МБУ уже создан (объект культуры, например клуб), и его директор назначается муниципалитетом (что предполагает определенную дисциплину в исполнении бюджетных заданий и в общей деятельности МБУ), такой клуб становится накопителем внебюджетных доходов МО. Его вхождение в уставный капитал ООО «Кластер» должно происходить за счет собственных финансовых ресурсов МБУ, полученных в результате коммерческой деятельности. Например, это могут быть деньги, заработанные от продажи билетов на вечера отдыха. В случае, если из бюджета МО будут переведены бюджетные средства, которые затем окажутся перенаправлены в коммерческую структуру, это может оказаться истолкованным как участие органа власти в коммерческой деятельности, что запрещено законодательством. Для МБУ запретов на участие в коммерческих структурах не существует, но, тем не менее, деньги на оплату своей доли в уставном фонде следует взять из доходов МБУ, полученных за счет оказания услуг, то есть заработанных в результате собственной деятельности.

Впоследствии, данную статью расходов МБУ можно компенсировать, направив бюджетные деньги в МБУ по разрешенным статьям расходов в объемах, покрывающих затраты на уставный взнос в ООО «Кластер».

7. Потребительский кооператив, состоящий из работников какого-либо предприятия (вначале – не менее пяти физических лиц), принявший собственный устав и утвердивший схему распределения доходов по модели Чартаева, становится третьим участником ООО «Кластер». Впоследствии, этот кооператив начинает включать в свой состав физических лиц, в том числе оформленных в статусе фермеров, индивидуальных предпринимателей и так далее – пока не разрастается до размера «кооператива жителей территории». Подобное участие граждан в системе АС позволяет создать предпосылки для привлечения с участием ООО «Кластер» бюджетных и кредитных средств (на развитие фермерских хозяйств, или развитие малого бизнеса), и одновременно применять наиболее удобную схему налогообложения (льготы для различных категорий плательщиков при грамотной оптимизации финансовых потоков переносятся на всю структуру в целом).

Кооператив вносит свою долю в уставном капитале либо деньгами, либо правом аренды (или собственности) на какой-либо участок земли, оформив заранее также право в муниципалитете.

8. Создание бизнес-плана развития территории, с учетом инвестиционной, кредитной и бюджетной составляющих. Создаваемый комплексный бизнес-план принципиально отличается как от бюрократических программ по расходованию бюджетных средств (так называемые «планы развития до ... года»), так и от инвестиционных проектов, в которых затраты по созданию инфраструктуры ложатся на инвестора (а затем переносятся на покупателя товара). План развития территории, о котором идет речь в данном пункте, включает две составляющие: инвестиционную и бюджетную. Соответственно, спецификой такого документа становится совмещение всех финансовых ресурсов, включая кредитную составляю-щую под залог муниципальной земли, с целью запуска производства и формирования достойной среды проживания на территории МО.

Оплата специалистов, привлеченных к составлению данного плана, включая расчеты и взаимоувязку производственно-коммерческих результатов, должна производиться либо из средств ООО «Кластер» (с частичным софинансированием из бюджета МО), либо участниками со стороны бизнес-сообщества. Детализация плана должна доводиться до уровня, позволяющего оформлять кредит в банке под строительство любого объекта (либо их совокупности).

8.1. В состав бизнес-плана входят: анализ существующего производства; выявление главных звеньев финансово-производственной цепочки, развитие которых способно привести к запуску смежных элементов и «вытащить всю цепь»; привязка таких звеньев к действующим предприятиям, с целью их модернизации и развития, и формирование многопрофильного хозяйства, ориентированного на ресурсные территории (природные, технологические, энергетические, трудовые, финансовые).

8.2. Бизнес-план включает привязку элементов развития к земельным участкам, на которых предполагается размещение жилых, производственных, сельскохозяйственных зон. Готовится расчет всех видов инженерного обеспечения, включая энергетику, водоснабжение и водоотведение (упор делается на новые технологии, использование которых приводит к существенной экономии ресурсов).

8.3. Итоговая цифра необходимых затрат предполагает три источника привлечения средств: инвестиции, кредиты, бюджетное финансирование (последнее – с указанием статей, по которым расходуются средства). Рассматриваются бюджеты трех уровней (федеральный; субъекта РФ; муници-пальный) с точным указанием расходов, осуществляемых из каждого уровня при инвестировании проекта. Издаются постановления, в соответствии с которыми выделяются средства, предусмотренные в соответствующих расходных статьях бюджета.

9. Издается Постановление МО о развитии территории на соответствующих участках. В рамках бизнес-плана развития, формируются участки на территории поселений под жилищное строительство и комплексное освоение, и участков на землях сельскохозяйственного назначения, предназначенных для фермерских хозяйств, перерабатывающего производства, комбикормовых заводов, транспорт-ных компаний, МТС и т.д., в целях создания единого агропромышленного комплекса. Участки, отведенные для жилищного строительства «в целях комплексного освоения» территории, служат залогом в банке. Производится получение муниципалитетом в банке кредита, на основании статьи 62.1 федераль-ного закона от 16.07.1998г. «Об ипотеке (залоге недвижимости)» № 102-ФЗ, под залог земли, предназначенной для комплексного освоения в зоне жилой застройки. Полученные за счет такого залога кредиты используются муниципалитетом для строительства объектов инженерной инфраструктуры, предусмотренных бизнес-планом, созданным в соответствии с пунктом 8 настоящего алгоритма. Участник, выигравший конкурс на проведение работ, становится генеральным подрядчиком, набирая специализированные фирмы для проектирования и строительства. Желательным является, чтобы большую часть объектов возводила именно фирма «Кластер», привлекая в то же самое время бюджеты всех уровней, а также инвесторов к жилищной застройке, созданию промышленных и иных коммерческих объектов, к обустройству социальной инфраструктуры.

10. Происходит передача, на основании пунктов 1.2 и 2 статьи 30 Земельного кодекса РФ, указанных участков (в аренду, или продажа их по кадастровой стоимости) ООО «Кластер» без конкурса. Право аренды служит для «Кластера» залогом по кредиту, взятому на финансирование инвестиционного проекта (пункт 5 статьи 22 Земельного Кодекса РФ). Ведется строительство жилья, промышленных и иных объектов, причем ООО «Кластер» привлекает все виды дополнительного финансирования. Средства на строительство социальных объектов могут перечисляться из бюджетов разных уровней.

11. Участки, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, и предусмотренные в комплексном бизнес-плане развития МО (см. пункт 8 алгоритма), передаются муниципалитетам в аренду или продаются по кадастровой стоимости ООО «Кластер». В свою очередь, ООО «Кластер» берет кредит в банке, и оформляет займы для членов кооператива: достаточные, чтобы в срок рассчитаться по кредиту с банком и получить дополнительную прибыль. Члены Кооператива частично оформляют фермерский статус, частично – статус индивидуальных предпринимателей. Первый вариант предусматривает для фермерских хозяйств займы, которые фермеры (члены Кооператива) берут у ООО «Кластер», с таким расчетом, чтобы вернуть заём с процентами в течение пяти лет. Процент по выданным займам должны компенсировать Кооперативу ставку по взятому кредиту.

Для фермеров осуществляется привлечение бюджетных средств на строительство дорог и коммуникаций, а также на старт-ап'ы, которые, в совокупности с заемом средств у ООО «Кластер», позволяют быстро развернуть хозяйство и построить жилье. Для предпринимателей, в рамках поддержки малого бизнеса, привлекаются бюджетные средства.

Второй вариант, не исключающий первый, сводится к тому, что ООО «Кластер», за счет взятых в кредит средств и привлеченных инвестиций, осуществляет единый бизнес-проект развития (см. пункт 8 алгоритма), включая строительство и ввод в эксплуатацию жилых зданий и производственных комплексов.

Привлекаются средства федерального и регионального бюджетов для субсидирования ставки по кредитам, взятым ООО «Кластер» на цели жилищного строительства и развитие сельского хозяйства (включая производственные комплексы).

В процессе строительства жилищных комплексов и объектов производст-венного назначения, а также формирования инженерной инфраструктуры, применяются передовые технологии, частичное финансирование которых возможно осуществить в рамках соответствующих бюджетных целевых программ, для исполнения федерального закона от 23.11.2009г. «Об энергосбережении» № 261-ФЗ.

12. ООО «Кластер» формирует дочерние компании: по обслуживанию в сфере ЖКХ; по строительству и оборудованию жилых ферм; теплогенерации, и другие.

В сфере малого бизнеса, предполагается создание дочернего холдинга, где все виды бытовых услуг населению предоставляются дочерними компаниями ООО «Кластер», создаваемыми (50:50) совместно с действующим на территории МО бизнесом по соответствующим направлениям.

В сельскохозяйственной сфере, ООО «Кластер» создает все элементы цепочки «поле–переработка–доставка–магазин». Члены Кооператива становятся получателями части прибыли от выращивания и продажи сельскохозяйственной продукции на территории МО.

Дочерними фирмами ООО «Кластер», в счет полученных по кредиту средств, на выбранных участках ведется строительство частных домов, ферм, теплиц, скотных дворов, птичников, перерабатывающих комплексов для членов кооператива – оформленных в статусе индивидуальных предпринимателей (и получающих дотации для малого бизнеса), либо фермеров (на что отведены средства бюджетной поддержки по иным бюджетным статьям). Используются все возможности для привлечения финансовых ресурсов областного и федерального бюджета. В том числе, проценты по кредиту, взятому дочерними фирмами ООО «Кластер» на цели развития сельского хозяйства, могут быть погашены за счет бюджетной программы, в которой предусмотрена соответствующая строка (справочно: для среднего по экономическому развитию региона ежегодно предусматривается до одного миллиарда рублей именно на подобные цели).

13. Возврат долга предусмотрен за счет нескольких статей: продажи жилья, запуска «малого» и «большого» производства, создания сквозных цепочек: «цех–магазин», «поле–магазин», гарантирующих сбыт и увеличение оборота.

14. Потребительский кооператив включает в свой состав жителей и работников поселений, для которых открывается два вида именных счетов. Первый из них по праву принадлежит тем, кто давно (десять и более лет) ведет оседлую жизнь в данном муниципалитете («земельный пай»). На эти счета кооператив перечисляет часть заработанных средств в пользу семей работников.

Второй вид счетов открывается непосредственно работникам- собственникам произведенной ими продукции. По решению общего собрания кооператива и в соответствии с принятой схемой распределения дохода по модели Чартаева, каждый участник получает плату в соответствии со своим трудовым, интеллектуальным, организационным вкладом.

Кооператив и его филиалы берут в аренду действующее и строящееся производство и, по модели Чартаева, модернизируют его.

15. Кооператив прирастает числом своих членов, каждый из которых работает либо живет на территории МО. Создается союз кооперативов (см. федеральный закон от 19.06.1992г. «О потребительской кооперации в РФ» № 3085-1-ФЗ). Союз кооперативов арендует многие производства в районе, выплачивая собственнику арендную ставку выше рыночного процента, и перечисляя этому собственнику часть дохода.

16. Помимо избрания органов хозяйственного управления Кооператива по системе 1:10 (каждые десять человек выбирают одного представителя, те, в свою очередь – одного из десяти, и т.д., положение об этом записывается в Устав кооператива), проводятся выборы в состав общественной организации, основанной на членстве: «Общественного совета» (на основании статьи 8 федерального закона от 19.05.1995г. «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ). Для этого требуется делегировать некоторое число пайщиков кооператива в члены общественной организации, отстаивающей права кооператоров, и выбрать с их участием её местный руководящий орган. «Общественный совет» осуществляет связь между кооперативом, гражданским населением, бизнесом и администрацией для формирования оптимальных способов развития района. В функции такого Совета может входить формирование общественного мнения по жизненно важным социальным и экономическим вопросам. Таким образом, появляется дополнительный способ для принятия оптимальных решений всеми участниками преобразований, и форма контроля, чтобы ни одним из них не было допущено превышения полномочий. Общественные советы могут затем создавать свои территориальные объединения.

17. Возврат средств, взятых в кредит ООО «Кластер», происходит по факту сдачи в эксплуатацию построенных жилых домов и запуска агропромышленного комплекса, а также получения бюджетных средств и возврата займов от членов Кооператива.

Запуск и сопровождение данного процесса отнесено к ведению специалистов, готовых реализовать систему АС в любом регионе страны. Имеющиеся у разработчиков алгоритмы, существующие в рамках данного проекта, позволяют тиражировать успешный ход преобразований с учетом местных особенностей того или иного региона.

Наши рекомендации