Тема 7: Совершенствование структуры управления предприятием
Для выполнения функций управления перевозочным процессом создается управляющая система - аппарат управления.
Под структурой аппарата управления транспортным предприятием понимается состав звеньев и ступеней управления, их количество, соподчиненность и взаимная связь. Она управления оказывает активное воздействие на процесс функционирования системы управления развитием перевозочного процесса.
В иерархической структуре производства (под которой понимается соотношение между различными ступенями и звеньями производства по формам их связи и субординации) различают две взаимно дополняющие друг друга подструктуры: организационную и производственную, характеризующие с разных сторон строение системы. Каждая из организационных структур выступает как самостоятельная по отношению к другой структуре.
Под производственной структурой понимаются состав и мощность производственных подразделений, их соотношение и формы взаимосвязи на каждой ступени (уровне) организации производства.
Организационная структура определяет состав и соотношение различных уровней в организации производства, а также формы этой организации.
Организационные структуры управления производством ориентированы на выполнение следующих задач:
- создание условий для производства и сбыта транспортных услуг при одновременном повышении уровня эффективности перевозочного процесса;
- обеспечение разработки, освоения и поставки на рынок новыхвидов транспортных услуг.
Увеличение масштабов производства и его усложнение в условиях использования автоматизированных систем сбора и обработки информации обусловливают развитие новых организационных структур. В основе этого развития переход к структурам, обеспечивающим быструю реакцию на изменения, происходящие в производстве.
Исходные данные
1. Характеристика плоской линейной структуры управления.
2. Параметры многоуровневой линейной структуры.
3. Характеристики линейно-штабной продуктовой структуры.
План работы
1. Введение.
2. Анализ различных видов структур управления.
3. Классификация организационных структур управления.
3.1. Линейные структуры управления.
3.2. Функциональные структуры управления.
3.3. Линейно-функциональные структуры.
3.4. Дивизиональные структуры управления.
4. Исследование факторов, оказывающих влияние на формирование структур управления в рыночных условиях.
5. Проектные и матричные организационные структуры.
6. Венчурные и инновационные внутрифирменные структуры.
7. Разработка предложений по совершенствованию структуры
управления предприятием.
8. Заключение.
Графическая часть
1. Схема плоской линейной структуры управления.
2. Схема многоуровневой системы управления.
3. Линейно-штабная продуктовая структура.
4. Схемы дивизиональных структур.
Рекомендации по выполнению отдельных разделов
Изменения и замены в сфере управленческих структур в деловом мире происходят постоянно. Главными рычагами перемен являются научно-технический прогресс и конкуренция.
В среднем корпорации, фирмы США, Западной Европы и индустриальных стран Востока меняют управленческие структуры каждые 3-5 лет.
Формы, методы и способы реорганизации управленческих структур многообразны. В целом их можно свести к нескольким направлениям.
1) Совершенствование структур за счет их упрощения. Оно осуществляется путем превращения линейных структур в более
плоские за счет сокращения числа уровней управления. Последнее чаще всего достигается путем децентрализации управления, делегирования полномочий на более низкие уровни менеджмента.
Упрощение структуры в корпорациях также осуществляется путем сокращения штабных отделов (или числа их работников), уменьшения количества дивизиональных подразделений или замены сложной структуры более простой. Так, некоторые фирмы, не очень большие, отказываются от матричной структуры из-за ее сложности и переходят на линейно-функциональные.
Понятие "упрощение структуры" в определенной степени зависит от внешних, временных, пространственных условий, в которых работает фирма. То, что для одной фирмы считается простой структурой, для другой может быть сложной.
2) Замена структур механистического типа на адаптивные.
Это наиболее радикальный путь реорганизации структур менеджмента. Его избирают в критические для фирмы моменты, при угрозе ее жизнеспособности. Как отмечалось ранее, для осуществления такой реорганизации нужен сильный лидер с командой.
3) Интегрирование (создание) различных форм органических структур внутри механистической структуры. Это создание венчурных, инновационных отделов, бизнес-центров, бригадных структур, экспертных групп и пр. Современный менеджмент в развитых странах считает такие преобразования первейшим условием обеспечения эффективной деятельности фирмы.
4) Создание конгломератной структуры. Понятие "конгломерат" означает сочетание разнородных элементов. Конгломератную структуру может иметь фирма, если ее отделы построены по разным признакам, например, в одном используется функциональная структура, в другом дивизиональная по территориальному принципу, в третьем матричная и т.д. Однако, чаще всего, конгломератами
являются гигантские корпорации, включающие десятки почти самостоятельных фирм, предприятий. Высшее руководство такой корпораций, как правило, сохраняет за собой функцию управления финансами.
Большинство конгломератов возникает не столько за счет внутреннего роста, сколько за счет слияний и поглощений других фирм.
Руководство конгломерата дает возможность каждой фирме, входящей в его состав, выбрать свою организационную структуру.
В случае неэффективной работы какой-нибудь фирмы ее можно продать без ущерба для организации в целом.
5) Формирование модульных и атомистических организаций. Рассмотренные направления преобразования организационных структур менеджмента охватывают длительный период его развития, в том числе и последние десятилетия. Однако все исследователи, специалисты и практики единодушны в оценке наступившего в 90-ые годы этапа развития общественного производства, как качественно нового этапа перехода от индустриальной фазы к информационной. На этом этапе осуществлено революционное преобразование производства, По прогнозам ученых, оно должно вызвать революционные преобразования в менеджменте и его структурах.
Ученые предсказывают, что в эпоху информационной стадии развития общества, или "супериндустриальной цивилизации", бюрократия будет заменена новой формой организации. Это будут объединения предприятий-модулей, создаваемых и ликвидируемых в зависимости от потребности в них. Вокруг крупных фирм (корпораций) могут возникать независимые мелкие компании. Между теми и другими устанавливаются операционно-контрактные отношения.
Некоторые специалисты предсказывают появление "атомистических" организаций, в которых будут отсутствовать отношения прямой административной подчиненности. Элементы такой организации будут связаны между собой общей корпоративной культурой и системами телекоммуникации.
Представляя собой наиболее ярко выраженную форму органических структур, модульные и атомистические организации будут иметь новые внутренние характеристики, во многом противоположные структурам прошлого. Это - направленность на немассовую экономику, несерийность.
Большинство фирм непрерывно совершенствует свои организационные структуры. Сейчас число управленческих уровней сокращается от 8-12-ти до 4-5-ти, т.е. сокращается число промежуточных звеньев между главным управляющим и сотрудниками, непосредственно работающими с клиентом. Это заставляет каждого менеджера ориентироваться на удовлетворение запросов потребителей в качестве первоочередной задачи.
Основными направлениями совершенствования организационных структур управления, форм и методов руководства производст-
венно-сбытовым циклом являются:
- децентрализация производственных и сбытовых операций;
- нововведенческая экспансия;
- поиск новых рынков, диверсификация операций;
- систематическое повышение творческой и производственной отдачи персонала, в частности путем распределения акций среди персонала и образования предприятий, находящихся в коллективной собственности их работников;
- переход от узкой специализации к интеграции в содержании и характере самой управленческой деятельности, в стиле управления;
- превращение пирамидальных организационных структур управления в плоские с минимальным числом уровней между высшим руководителем и непосредственными исполнителями;
- отказ от использования административных рычагов координации и контроля;
- предоставление руководству компаний самых широких полномочий в решении производственно-сбытовых проблем.
Литература к теме 7
1. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента. - Мн.; БГЭУ, 1996.
2. Мескон, М., Альберт, М., Хедоури, Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992.
3. Менеджмент организации / Под ред. Н.А.Соломатина, З.П.Румянцевой. - М.: Высш. школа, 1993.
4. Основы менеджмента и маркетинга / Под ред. Р.С. Седегова. - Мн.: БГЭУ, 1995.
5. Семенов, Б.Д., Седегов, Р.С. Организационные структуры капиталистического менеджмента. - Гомель: Изд-во Гомельского университета, 1993.
Тема 8: Совершенствование хозяйственного механизмауправления транспортным предприятием
Хозяйственный механизм управления характеризуется совокупностью взаимосвязей между всеми элементами производства, способов постановки целей, их достижения в процессе управляющего воздействия.
Механизм управления создают и целенаправленно изменяют люди. Они определяют всю совокупность целей, функций, форм, методов, рычагов и стимулов производства для достижения наибольшей его эффективности в конкретных условиях.
Структура механизма управления обусловлена его сущностью и особенностями. Ее формируют из элементов, адекватных соответствующим элементам управляемой (производственной) и управляющей систем. При этом учитывают требования экономических законов и законов управления. На всех уровнях это сочетание элементов управляемой и управляющей системы в их взаимодействии обеспечивает организационная составляющая механизма управления. Сам процесс взаимодействия является результатом применения соответствующих методов, способов, приемов и рычагов воздействия, стимулов производства, а также выделения различных мотивов деятельности и общественных интересов. Это отражают социальная и экономическая составляющие механизма управления.
Исходные данные
6. Структура хозяйственного механизма управления.
7. Параметры организационного механизма.
8. Параметры экономического механизма.
План работы
1. Введение.
2. Экономический механизм управления предприятием.
2.1. Планирование.
2.2. Хозяйственный расчет:
- ценообразование;
- финансирование;
- кредитование.
2.3. Экономическое стимулирование:
- система оплаты труда;
- премиальная система;
- фонды экономического стимулирования.
2.4. Экономический механизм ответственности.
3. Социально-психологический механизм.
3.1. Мотивационный комплекс труда.
3.2. Механизм самоуправления.
3.3. Механизм ответственности.
4. Организационный механизм.
4.1. Распорядительные воздействия.
4.2. Организационные воздействия.
4.3. Дисциплинарные воздействия.
5. Заключение.
Графическая часть
1. Общим структура хозяйственного механизма управления про
изводством.
2. Схема оценки эффективности воздействия экономических ме
тодов управления.
3. Общая схема социально-психологических методов управления.
4. Комплексная система коллективного самоуправления.
Рекомендации по выполнению отдельных разделов
Теоретический анализ экономического механизма управления предприятия должен быть выполнен в результате систематизации всех экономических методов управления. Необходимо установить причинно-следственные связи между экономическими параметрами системы управления предприятия.
Особое внимание при изучении хозяйственного механизма управления на предприятии необходимо уделять принципам хозяйственного расчета. Совершенствование хозяйственного механизма управления следует увязать с совершенствованием системы оплаты труда. Необходимо проанализировать сущность премиальных систем оплаты и образования фондов экономического стимулирования.
В условиях формирования рыночных отношений между предприятиями необходимо обратить внимание на особенности социально-психологического механизма. Причем максимальное внимание следует уделить мотивационному механизму персонала, изучить прямые и косвенные мотивы.
При совершенствовании хозяйственного механизма управлении на предприятии необходимо обратить внимание на организационные методы управления.
Правильное использование организационных методов управления имеет большое значение в его совершенствовании Оно определяет четкость и сглаженность работы, оперативность и своевременность решений, гибкость управления и т.д. Недооценка роли организационных методов управления имеет отрицательные последствия, затрудняет управление, усложняет его, снижает служебную дисциплину и т.д. Однако преувеличение роли организационных методов управления может создать конфликтную ситуацию в коллективе, привести к изменению организационных форм управления, способствовать возникновению бюрократизма и пр.
При использовании организационных методов управления важно учитывать соответствие их различных типов друг другу. Как правило, ответственность должна соответствовать полномочиям, гибкость управления не должна противоречить стабильности работы и четкости в выполнении всех обязанностей.
Выбор организационных методов управления и их необходимой комбинации определяется следующими факторами: целью и характером задач, решаемых в управлении, организационными традициями, сложившимися в коллективе, реальным взаимодействием организационных, экономических и социальных интересов (отношений) в коллективе.
Литература к теме 8
1. Бунич, П.Г. Хозмеханизм: идеи и реальности. - М.: Экономика, 1988.
2. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента. - Мн.: Выш. школа, 1996.
3. Герчикова, И.Н. Менеджмент. -М.: Экономика, 1994.
4. Каменицер, С.Е. Управление машиностроительным предприятием. -М.: Высш. школа, 1979.
5. Каменицер, С. Е. Экономические методы управления промышленным производством. -М.: Высш. школа, 1965.
6. Козлова, О. В. Методы управления промышленным предприятием. - М.: МИУ, 1973.
7. Модели и механизмы внутрифирменного управления. - М •
МИУ, 1994.
8. Свенцицкий, А. Социальная психология управления. - Л.:
ЛГУ, 1986.