Тема 7: Совершенствование структуры управления предприятием

Для выполнения функций управления перевозочным процессом создается управляющая система - аппарат управления.

Под структурой аппарата управления транспортным предпри­ятием понимается состав звеньев и ступеней управления, их коли­чество, соподчиненность и взаимная связь. Она управления оказы­вает активное воздействие на процесс функционирования системы управления развитием перевозочного процесса.

В иерархической структуре производства (под которой понима­ется соотношение между различными ступенями и звеньями произ­водства по формам их связи и субординации) различают две взаим­но дополняющие друг друга подструктуры: организационную и производственную, характеризующие с разных сторон строение системы. Каждая из организационных структур выступает как са­мостоятельная по отношению к другой структуре.

Под производственной структурой понимаются состав и мощ­ность производственных подразделений, их соотношение и формы взаимосвязи на каждой ступени (уровне) организации производства.

Организационная структура определяет состав и соотношение различных уровней в организации производства, а также формы этой организации.

Организационные структуры управления производством ориен­тированы на выполнение следующих задач:

- создание условий для производства и сбыта транспортных ус­луг при одновременном повышении уровня эффективности перево­зочного процесса;

- обеспечение разработки, освоения и поставки на рынок новыхвидов транспортных услуг.

Увеличение масштабов производства и его усложнение в условиях использования автоматизированных систем сбора и обработки инфор­мации обусловливают развитие новых организационных структур. В основе этого развития переход к структурам, обеспечивающим бы­струю реакцию на изменения, происходящие в производстве.

Исходные данные

1. Характеристика плоской линейной структуры управления.

2. Параметры многоуровневой линейной структуры.

3. Характеристики линейно-штабной продуктовой структуры.

План работы

1. Введение.

2. Анализ различных видов структур управления.

3. Классификация организационных структур управления.

3.1. Линейные структуры управления.

3.2. Функциональные структуры управления.

3.3. Линейно-функциональные структуры.

3.4. Дивизиональные структуры управления.

4. Исследование факторов, оказывающих влияние на формиро­вание структур управления в рыночных условиях.

5. Проектные и матричные организационные структуры.

6. Венчурные и инновационные внутрифирменные структуры.

7. Разработка предложений по совершенствованию структуры
управления предприятием.

8. Заключение.

Графическая часть

1. Схема плоской линейной структуры управления.

2. Схема многоуровневой системы управления.

3. Линейно-штабная продуктовая структура.

4. Схемы дивизиональных структур.

Рекомендации по выполнению отдельных разделов

Изменения и замены в сфере управленческих структур в деловом мире происходят постоянно. Главными рычагами перемен являются научно-технический прогресс и конкуренция.

В среднем корпорации, фирмы США, Западной Европы и инду­стриальных стран Востока меняют управленческие структуры каж­дые 3-5 лет.

Формы, методы и способы реорганизации управленческих структур многообразны. В целом их можно свести к нескольким направлениям.

1) Совершенствование структур за счет их упрощения. Оно осуществляется путем превращения линейных структур в более

плоские за счет сокращения числа уровней управления. Последнее чаще всего достигается путем децентрализации управления, деле­гирования полномочий на более низкие уровни менеджмента.

Упрощение структуры в корпорациях также осуществляется пу­тем сокращения штабных отделов (или числа их работников), уменьшения количества дивизиональных подразделений или заме­ны сложной структуры более простой. Так, некоторые фирмы, не очень большие, отказываются от матричной структуры из-за ее сложности и переходят на линейно-функциональные.

Понятие "упрощение структуры" в определенной степени зави­сит от внешних, временных, пространственных условий, в которых работает фирма. То, что для одной фирмы считается простой струк­турой, для другой может быть сложной.

2) Замена структур механистического типа на адаптивные.
Это наиболее радикальный путь реорганизации структур менедж­мента. Его избирают в критические для фирмы моменты, при угрозе ее жизнеспособности. Как отмечалось ранее, для осуществления такой реорганизации нужен сильный лидер с командой.

3) Интегрирование (создание) различных форм органических структур внутри механистической структуры. Это создание вен­чурных, инновационных отделов, бизнес-центров, бригадных структур, экспертных групп и пр. Современный менеджмент в раз­витых странах считает такие преобразования первейшим условием обеспечения эффективной деятельности фирмы.

4) Создание конгломератной структуры. Понятие "конгломерат" означает сочетание разнородных элементов. Конгломератную структуру может иметь фирма, если ее отделы построены по раз­ным признакам, например, в одном используется функциональная структура, в другом дивизиональная по территориальному принци­пу, в третьем матричная и т.д. Однако, чаще всего, конгломератами
являются гигантские корпорации, включающие десятки почти са­мостоятельных фирм, предприятий. Высшее руководство такой корпораций, как правило, сохраняет за собой функцию управления финансами.

Большинство конгломератов возникает не столько за счет внут­реннего роста, сколько за счет слияний и поглощений других фирм.

Руководство конгломерата дает возможность каждой фирме, входящей в его состав, выбрать свою организационную структуру.

В случае неэффективной работы какой-нибудь фирмы ее можно продать без ущерба для организации в целом.

5) Формирование модульных и атомистических организаций. Рассмотренные направления преобразования организационных структур менеджмента охватывают длительный период его разви­тия, в том числе и последние десятилетия. Однако все исследовате­ли, специалисты и практики единодушны в оценке наступившего в 90-ые годы этапа развития общественного производства, как каче­ственно нового этапа перехода от индустриальной фазы к информа­ционной. На этом этапе осуществлено революционное преобразо­вание производства, По прогнозам ученых, оно должно вызвать ре­волюционные преобразования в менеджменте и его структурах.

Ученые предсказывают, что в эпоху информационной стадии раз­вития общества, или "супериндустриальной цивилизации", бюрокра­тия будет заменена новой формой организации. Это будут объедине­ния предприятий-модулей, создаваемых и ликвидируемых в зависи­мости от потребности в них. Вокруг крупных фирм (корпораций) мо­гут возникать независимые мелкие компании. Между теми и другими устанавливаются операционно-контрактные отношения.

Некоторые специалисты предсказывают появление "атомистиче­ских" организаций, в которых будут отсутствовать отношения пря­мой административной подчиненности. Элементы такой организа­ции будут связаны между собой общей корпоративной культурой и системами телекоммуникации.

Представляя собой наиболее ярко выраженную форму органиче­ских структур, модульные и атомистические организации будут иметь новые внутренние характеристики, во многом противопо­ложные структурам прошлого. Это - направленность на немассо­вую экономику, несерийность.

Большинство фирм непрерывно совершенствует свои организа­ционные структуры. Сейчас число управленческих уровней сокра­щается от 8-12-ти до 4-5-ти, т.е. сокращается число промежуточных звеньев между главным управляющим и сотрудниками, непосредст­венно работающими с клиентом. Это заставляет каждого менеджера ориентироваться на удовлетворение запросов потребителей в каче­стве первоочередной задачи.

Основными направлениями совершенствования организацион­ных структур управления, форм и методов руководства производст-

венно-сбытовым циклом являются:

- децентрализация производственных и сбытовых операций;

- нововведенческая экспансия;

- поиск новых рынков, диверсификация операций;

- систематическое повышение творческой и производственной отдачи персонала, в частности путем распределения акций среди персонала и образования предприятий, находящихся в коллектив­ной собственности их работников;

- переход от узкой специализации к интеграции в содержании и характере самой управленческой деятельности, в стиле управления;

- превращение пирамидальных организационных структур управления в плоские с минимальным числом уровней между выс­шим руководителем и непосредственными исполнителями;

- отказ от использования административных рычагов координа­ции и контроля;

- предоставление руководству компаний самых широких полномочий в решении производственно-сбытовых проблем.

Литература к теме 7

1. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента. - Мн.; БГЭУ, 1996.

2. Мескон, М., Альберт, М., Хедоури, Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992.

3. Менеджмент организации / Под ред. Н.А.Соломатина, З.П.Ру­мянцевой. - М.: Высш. школа, 1993.

4. Основы менеджмента и маркетинга / Под ред. Р.С. Седегова. - Мн.: БГЭУ, 1995.

5. Семенов, Б.Д., Седегов, Р.С. Организационные структуры ка­питалистического менеджмента. - Гомель: Изд-во Гомельского уни­верситета, 1993.

Тема 8: Совершенствование хозяйственного механизмауправления транспортным предприятием

Хозяйственный механизм управления характеризуется совокуп­ностью взаимосвязей между всеми элементами производства, спо­собов постановки целей, их достижения в процессе управляющего воздействия.

Механизм управления создают и целенаправленно изменяют люди. Они определяют всю совокупность целей, функций, форм, методов, рычагов и стимулов производства для достижения наи­большей его эффективности в конкретных условиях.

Структура механизма управления обусловлена его сущностью и особенностями. Ее формируют из элементов, адекватных соответ­ствующим элементам управляемой (производственной) и управ­ляющей систем. При этом учитывают требования экономических законов и законов управления. На всех уровнях это сочетание эле­ментов управляемой и управляющей системы в их взаимодействии обеспечивает организационная составляющая механизма управле­ния. Сам процесс взаимодействия является результатом применения соответствующих методов, способов, приемов и рычагов воздейст­вия, стимулов производства, а также выделения различных мотивов деятельности и общественных интересов. Это отражают социальная и экономическая составляющие механизма управления.

Исходные данные

6. Структура хозяйственного механизма управления.

7. Параметры организационного механизма.

8. Параметры экономического механизма.

План работы

1. Введение.

2. Экономический механизм управления предприятием.

2.1. Планирование.

2.2. Хозяйственный расчет:

- ценообразование;

- финансирование;

- кредитование.

2.3. Экономическое стимулирование:

- система оплаты труда;

- премиальная система;

- фонды экономического стимулирования.

2.4. Экономический механизм ответственности.

3. Социально-психологический механизм.

3.1. Мотивационный комплекс труда.

3.2. Механизм самоуправления.

3.3. Механизм ответственности.

4. Организационный механизм.

4.1. Распорядительные воздействия.

4.2. Организационные воздействия.

4.3. Дисциплинарные воздействия.

5. Заключение.

Графическая часть

1. Общим структура хозяйственного механизма управления про­
изводством.

2. Схема оценки эффективности воздействия экономических ме­
тодов управления.

3. Общая схема социально-психологических методов управления.

4. Комплексная система коллективного самоуправления.

Рекомендации по выполнению отдельных разделов

Теоретический анализ экономического механизма управления предприятия должен быть выполнен в результате систематизации всех экономических методов управления. Необходимо установить причинно-следственные связи между экономическими параметрами системы управления предприятия.

Особое внимание при изучении хозяйственного механизма управления на предприятии необходимо уделять принципам хозяй­ственного расчета. Совершенствование хозяйственного механизма управления следует увязать с совершенствованием системы оплаты труда. Необходимо проанализировать сущность премиальных сис­тем оплаты и образования фондов экономического стимулирования.

В условиях формирования рыночных отношений между пред­приятиями необходимо обратить внимание на особенности соци­ально-психологического механизма. Причем максимальное внима­ние следует уделить мотивационному механизму персонала, изу­чить прямые и косвенные мотивы.

При совершенствовании хозяйственного механизма управлении на предприятии необходимо обратить внимание на организацион­ные методы управления.

Правильное использование организационных методов управле­ния имеет большое значение в его совершенствовании Оно опреде­ляет четкость и сглаженность работы, оперативность и своевремен­ность решений, гибкость управления и т.д. Недооценка роли орга­низационных методов управления имеет отрицательные последст­вия, затрудняет управление, усложняет его, снижает служебную дисциплину и т.д. Однако преувеличение роли организационных методов управления может создать конфликтную ситуацию в кол­лективе, привести к изменению организационных форм управления, способствовать возникновению бюрократизма и пр.

При использовании организационных методов управления важно учитывать соответствие их различных типов друг другу. Как прави­ло, ответственность должна соответствовать полномочиям, гиб­кость управления не должна противоречить стабильности работы и четкости в выполнении всех обязанностей.

Выбор организационных методов управления и их необходимой комбинации определяется следующими факторами: целью и харак­тером задач, решаемых в управлении, организационными тради­циями, сложившимися в коллективе, реальным взаимодействием организационных, экономических и социальных интересов (отно­шений) в коллективе.

Литература к теме 8

1. Бунич, П.Г. Хозмеханизм: идеи и реальности. - М.: Экономи­ка, 1988.

2. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента. - Мн.: Выш. школа, 1996.

3. Герчикова, И.Н. Менеджмент. -М.: Экономика, 1994.

4. Каменицер, С.Е. Управление машиностроительным предпри­ятием. -М.: Высш. школа, 1979.

5. Каменицер, С. Е. Экономические методы управления про­мышленным производством. -М.: Высш. школа, 1965.

6. Козлова, О. В. Методы управления промышленным предпри­ятием. - М.: МИУ, 1973.

7. Модели и механизмы внутрифирменного управления. - М •
МИУ, 1994.

8. Свенцицкий, А. Социальная психология управления. - Л.:
ЛГУ, 1986.


Наши рекомендации