Тема 1: Совершенствование структуры транспортной организации
Под организационной структурой понимается совокупность определенным образом взаимосвязанных и соподчиненных организационных единиц (элементов, звеньев), выполняющих ту или иную функцию в системе. Звено управления это самостоятельное структурное подразделение (или должностное лицо), выполняющее определенную функцию или ее часть. Звенья в организационной структуре распределяются по ступеням управления, или иерархическим уровням. Таким образом, система управления отдельным предприятием или их группой есть не что иное, как функционирующая организационная структура, т.е. упорядоченная совокупность элементов, находящихся в определенных (а не случайных) отношениях.
Организационные структуры управления, как и всякий производственный организм, развиваются в реальной социально-экономической среде, переходят в исторической последовательности из одной формы в другую. Выделяют следующие разновидности структур управления: патриархальную, линейную, функциональную, линейно-штабную (или линейно-функциональную).
Организационные структуры систем управления на транспорте существенно зависят от особенностей вида транспорта, объема и структуры перевозок, характера производственных функций предприятия, принятого порядка работы, определяемого технологиче-
ским процессом, и других факторов. Однако существует ряд общих требований, которым должны наиболее полно отвечать транспортные организационные структуры:
- простота и определенность в назначении (функциях) и соподчинении отдельных звеньев;
- гибкость и маневренность в звеньях при достаточной жесткости в типе структуры (линейная, линейно-функциональная и т.д.),
что обеспечивает, с одной стороны, приспособляемость управления к изменяющимся условиям работы транспорта, а с другой - соблюдение принципа единоначалия, закона «собственного дела» и, как следствие, - высокую надежность, полноту управления и контроля за ходом производства;
- иерархичность внутреннего строения системы с укрупнением функций и масштабов решаемых задач по мере перехода от низших уровней к высшим;
- рациональная соподчиненность звеньев и должностных лиц в системе управления; определенность по отношению к организационным структурам в ряду последовательных уровней управления (отрасль - объединение - предприятие);
- связность, т. е. целостность и непрерывность в системе как прямых, так и обратных связей (каналов), что обеспечивает надежное доведение принятых решений и команд до исполнителей и корректировку управления по достигнутым результатам;
- взаимозаменяемость звеньев при отсутствии дублирования и других видов избыточности (например, информационной) в системе управления.
Одним из наиболее важных требований к организационным структурам управления на транспорте является их гибкость, способность к «росту» и развитию «вширь» на разных уровнях с возможностью подключения новых объектов. Наиболее полно этому требованию отвечают системы с переменной структурой и элементами саморегулирования, позволяющие охватывать управлением сложные многоуровневые транспортные предприятия без коренной ломки всей системы управления.
Иерархический принцип построения организационных структур повышает надежность системы управления: нарушение работоспособности верхнего уровня, как правило, не вызывает сразу же серь-
езного нарушения работы нижележащих уровней. Они в течение некоторого времени будут работать в условиях недостатка информации, т.е. в режимах, неоптимальных с точки зрения всей управляемой системы. Одноуровневые, централизованные системы управления в этом отношении менее надежны.
Проектирование организационных структур управления не является строго регламентированным, точно очерченным и полностью формализуемым процессом, хотя оно и подчинено определенным принципам и правилам. Долгое время организационные структуры управления на транспорте устанавливались преимущественно эмпирическим путем и фиксировались в соответствующих отраслевых инструкциях. Как и само транспортное производство, структуры управления складывались десятилетиями под влиянием условий и требований практики, по существу, непрерывно уточнялись и корректировались.
Разработка организационных структур входит главной составной частью в проектирование системы управления и производится поэтапно.
В условиях формирования рыночных отношений появляются новые требования к структурам управления производственно-хозяйственной системы автомобильных перевозчиков, операторов автомобильных перевозок грузов (экспедиторов), операторов пассажирских терминалов различных форм собственности. Эффективность функционирования производственно-хозяйственной системы организаций находятся в прямой зависимости от состава их элементов, от степени выполнения функций управления, от особенностей формирования взаимоотношений между структурными подразделениями.
Целью курсовой работы является выявление направлений реорганизации и изменении функций отдельных служб предприятия. Необходимо проанализировать информационные связи между структурными подразделениями и состав задач выполняемых ими.
Исходные данные
1. Организационно-штатная структура транспортного предпри ятия. Состав основных отделов предприятия.
2. Основные показатели деятельности отделов.
3. Перечень информации, циркулирующей между отделами.
План работы
1. Введение.
2. Характеристика подсистем управления производственно-
хозяйственной системы транспортного предприятия, классификация
подсистем.
3. Задачи подсистемы технико-экономического планирования.
4. Задачи подсистемы материально-технического снабжения.
5. Задачи подсистемы оперативно-производственного планирования.
6. Подсистема управления диспетчерской службой.
7. Подсистема управления техническим ремонтом и обслуживанием.
8. Подсистема бухгалтерского учета.
9. Характеристика вспомогательных, обеспечивающих подсистем.
10. Взаимодействие между подсистемами.
11. Предложения по изменению структуры и характеристик производственно-хозяйственной системы.
12. Заключение.
Графическая часть
1. Структурная схема управления предприятием.
2. Общая схема информационных потоков.
3. Информационные потоки и взаимодействие между подразделениями предприятия.
4. Классификация видов организационных структур.
5. Организационная структура службы маркетинга (планово-
производственного отдела).
Рекомендации по выполнению отдельных разделов
При выполнении курсовой работы по данной теме проводится анализ информационных потоков, существующих между функциональными подсистемами управления предприятием. На структурной схеме управления предприятием отмечаются конкретные показатели. В спецификации к схеме приводится характеристика информационных связей между отделами.
Вторая часть курсовой работы заключается в разработке предложений по изменению структуры производственно-хозяйственной системы, которая может быть усовершенствована за счет уточнения функций управления и обеспечения необходимой информацией отделов управления. Основой совершенствования структуры управления может быть конкретизация функций управления, в частности совершенствование функционирования планово-производственным отделом. Информационные связи между отделами должны быть построены таким образом, чтобы исходной базой для них была информация из планово-производственного отдела.
Литература к теме 1
1. Абчук, В. А. Менеджмент: Учебник. - СП,б.: Издательство
"Союз", 2002. - 463с. - (Серия "Высшая школа").
2. Громов, Н.Н., Персианов, В.А. Менеджмент на транспорте. -
М.: Издательство "Академия", 2003. - 527с.
3. Герчикова, И. Н. Менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 1995. - 273с.
4. Соловьев, Э. Коммерческая тайна и ее защита - М.: Глав бух,
1995.-386с.
5. Янчевский, В.Г. Менеджмент, маркетинг, бизнес. - Мн.: По
лымя, 1992.
Тема 2: Совершенствование информационного обеспечения систем управления транспортного предприятия
В условиях интенсивного развития и совершенствования хозяйственного механизма особенно важными являются задачи информационного обеспечения структурных подразделений автотранспортных предприятий. В связи с этим предъявляются новые требования к информационному обеспечению. Информацию необходимо четко классифицировать, следить за ее достоверностью, автоматизировать процессы ее обработки, передачи и хранения.
В условиях ускорения научно-технического прогресса возрастает роль и научно-технической информации. Большое значение приобретает также информация о реальном состоянии рынков сбыта транспортных услуг и спроса автотранспортной работы для потребителей.
Основная задача курсовой работы по данной теме заключается в
разработке конкретных рекомендаций по совершенствованию ин формационного обеспечения руководителей структурных авто транспортных подразделений.
Исходные данные
1. Характеристика типовых информационных систем.
2. Результаты анализа функционирования подсистем АСУ авто
транспортных предприятий.
План работы
1. Введение.
2. Характеристика информационных систем управления авто
транспортных предприятий.
3. Классификация информации и информационных систес
управления.
4. Принципы создания и состав информационных систем.
5. Формирование банков данных.
6. Информационное обслуживание руководителей.
7. Стадии подготовки информации.
8. Влияние совершенствования информационного обеспечения
на структуру управления.
Графическая часть
1. Состав основных информационных систем управления.
2. Структура цикла управления.
3. Классификация информационных систем управления.
4. Схема взаимосвязи основных элементов системы управления.
5. Схема взаимодействия блоков управления.
Рекомендации по выполнению отдельных разделов
При определении характеристик информационных систем управления автотранспортным процессом необходимо изучить общие понятия об автоматизированных информационных системах управления и специфических особенностях автотранспортных систем. Необходимо проанализировать организационно-управленческие структуры предприятий.
I
В следующем разделе необходимо дать анализ видов информационных систем и функций управления.
При выполнении раздела "Классификация информации" проводится анализ информационных связей по функциональным подсистемам управления. Отдельно анализируются: информация по технической подготовке производства новых изделий, информация по изучению рынка и маркетингу; информация по подсистеме технико-экономического управления.
Информация, используемая в функциональных подсистемах, классифицируется на входную и выходную. Поэтому информационное обеспечение функциональных подсистем необходимо разрабатывать таким образом, чтобы между подсистемами не нарушались логические взаимосвязи. Особое внимание необходимо обратить на создание банков данных по каждой функциональной подсистеме управления.
В результате изучения информационного обеспечения структурных подразделений разрабатывается новый, усовершенствованный вариант схемы управления транспортным предприятием.
Литература к теме 2
1. Афанасьев, Э.В. Эффективность информационного обеспечения управления. — М: Экономика, 1987.
2. Автоматизированные системы управления машиностроительным производством / Под ред. С.У.Олейника - М.: Высш. школа, 1982.
3. Дмитриева, М.Г. Автоматизированные системы управления и
руководитель. -М.: Финансы и статистика, 1983.