Тема 1: Совершенствование структуры транспортной организации

Под организационной структурой понимается совокупность опре­деленным образом взаимосвязанных и соподчиненных организаци­онных единиц (элементов, звеньев), выполняющих ту или иную функцию в системе. Звено управления это самостоятельное струк­турное подразделение (или должностное лицо), выполняющее опре­деленную функцию или ее часть. Звенья в организационной структу­ре распределяются по ступеням управления, или иерархическим уровням. Таким образом, система управления отдельным предпри­ятием или их группой есть не что иное, как функционирующая орга­низационная структура, т.е. упорядоченная совокупность элементов, находящихся в определенных (а не случайных) отношениях.

Организационные структуры управления, как и всякий производ­ственный организм, развиваются в реальной социально-эконо­мической среде, переходят в исторической последовательности из одной формы в другую. Выделяют следующие разновидности струк­тур управления: патриархальную, линейную, функциональную, ли­нейно-штабную (или линейно-функциональную).

Организационные структуры систем управления на транспорте существенно зависят от особенностей вида транспорта, объема и структуры перевозок, характера производственных функций пред­приятия, принятого порядка работы, определяемого технологиче-

ским процессом, и других факторов. Однако существует ряд общих требований, которым должны наиболее полно отвечать транспорт­ные организационные структуры:

- простота и определенность в назначении (функциях) и соподчинении отдельных звеньев;

- гибкость и маневренность в звеньях при достаточной жесткости в типе структуры (линейная, линейно-функциональная и т.д.),
что обеспечивает, с одной стороны, приспособляемость управления к изменяющимся условиям работы транспорта, а с другой - соблю­дение принципа единоначалия, закона «собственного дела» и, как следствие, - высокую надежность, полноту управления и контроля за ходом производства;

- иерархичность внутреннего строения системы с укрупнением функций и масштабов решаемых задач по мере перехода от низших уровней к высшим;

- рациональная соподчиненность звеньев и должностных лиц в системе управления; определенность по отношению к организационным структурам в ряду последовательных уровней управления (отрасль - объедине­ние - предприятие);

- связность, т. е. целостность и непрерывность в системе как прямых, так и обратных связей (каналов), что обеспечивает надеж­ное доведение принятых решений и команд до исполнителей и кор­ректировку управления по достигнутым результатам;

- взаимозаменяемость звеньев при отсутствии дублирования и других видов избыточности (например, информационной) в системе управления.

Одним из наиболее важных требований к организационным структурам управления на транспорте является их гибкость, спо­собность к «росту» и развитию «вширь» на разных уровнях с воз­можностью подключения новых объектов. Наиболее полно этому требованию отвечают системы с переменной структурой и элемен­тами саморегулирования, позволяющие охватывать управлением сложные многоуровневые транспортные предприятия без коренной ломки всей системы управления.

Иерархический принцип построения организационных структур повышает надежность системы управления: нарушение работоспо­собности верхнего уровня, как правило, не вызывает сразу же серь-

езного нарушения работы нижележащих уровней. Они в течение некоторого времени будут работать в условиях недостатка инфор­мации, т.е. в режимах, неоптимальных с точки зрения всей управ­ляемой системы. Одноуровневые, централизованные системы управления в этом отношении менее надежны.

Проектирование организационных структур управления не явля­ется строго регламентированным, точно очерченным и полностью формализуемым процессом, хотя оно и подчинено определенным принципам и правилам. Долгое время организационные структуры управления на транспорте устанавливались преимущественно эм­пирическим путем и фиксировались в соответствующих отраслевых инструкциях. Как и само транспортное производство, структуры управления складывались десятилетиями под влиянием условий и требований практики, по существу, непрерывно уточнялись и кор­ректировались.

Разработка организационных структур входит главной составной частью в проектирование системы управления и производится по­этапно.

В условиях формирования рыночных отношений появляются но­вые требования к структурам управления производственно-хозяйст­венной системы автомобильных перевозчиков, операторов автомо­бильных перевозок грузов (экспедиторов), операторов пассажирских терминалов различных форм собственности. Эффективность функ­ционирования производственно-хозяйственной системы организаций находятся в прямой зависимости от состава их элементов, от степени выполнения функций управления, от особенностей формирования взаимоотношений между структурными подразделениями.

Целью курсовой работы является выявление направлений реорга­низации и изменении функций отдельных служб предприятия. Необ­ходимо проанализировать информационные связи между структур­ными подразделениями и состав задач выполняемых ими.

Исходные данные

1. Организационно-штатная структура транспортного предпри­ ятия. Состав основных отделов предприятия.

2. Основные показатели деятельности отделов.

3. Перечень информации, циркулирующей между отделами.

План работы

1. Введение.

2. Характеристика подсистем управления производственно-
хозяйственной системы транспортного предприятия, классификация
подсистем.

3. Задачи подсистемы технико-экономического планирования.

4. Задачи подсистемы материально-технического снабжения.

5. Задачи подсистемы оперативно-производственного планиро­вания.

6. Подсистема управления диспетчерской службой.

7. Подсистема управления техническим ремонтом и обслужива­нием.

8. Подсистема бухгалтерского учета.

9. Характеристика вспомогательных, обеспечивающих подсистем.

10. Взаимодействие между подсистемами.

11. Предложения по изменению структуры и характеристик про­изводственно-хозяйственной системы.

12. Заключение.

Графическая часть

1. Структурная схема управления предприятием.

2. Общая схема информационных потоков.

3. Информационные потоки и взаимодействие между подразде­лениями предприятия.

4. Классификация видов организационных структур.

5. Организационная структура службы маркетинга (планово-
производственного отдела).

Рекомендации по выполнению отдельных разделов

При выполнении курсовой работы по данной теме проводится анализ информационных потоков, существующих между функцио­нальными подсистемами управления предприятием. На структур­ной схеме управления предприятием отмечаются конкретные пока­затели. В спецификации к схеме приводится характеристика ин­формационных связей между отделами.

Вторая часть курсовой работы заключается в разработке пред­ложений по изменению структуры производственно-хозяйственной системы, которая может быть усовершенствована за счет уточнения функций управления и обеспечения необходимой информацией от­делов управления. Основой совершенствования структуры управле­ния может быть конкретизация функций управления, в частности совершенствование функционирования планово-производственным отделом. Информационные связи между отделами должны быть построены таким образом, чтобы исходной базой для них была ин­формация из планово-производственного отдела.

Литература к теме 1

1. Абчук, В. А. Менеджмент: Учебник. - СП,б.: Издательство
"Союз", 2002. - 463с. - (Серия "Высшая школа").

2. Громов, Н.Н., Персианов, В.А. Менеджмент на транспорте. -
М.: Издательство "Академия", 2003. - 527с.

3. Герчикова, И. Н. Менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 1995. - 273с.

4. Соловьев, Э. Коммерческая тайна и ее защита - М.: Глав бух,
1995.-386с.

5. Янчевский, В.Г. Менеджмент, маркетинг, бизнес. - Мн.: По­
лымя, 1992.

Тема 2: Совершенствование информационного обеспечения систем управления транспортного предприятия

В условиях интенсивного развития и совершенствования хозяй­ственного механизма особенно важными являются задачи инфор­мационного обеспечения структурных подразделений автотранс­портных предприятий. В связи с этим предъявляются новые требо­вания к информационному обеспечению. Информацию необходимо четко классифицировать, следить за ее достоверностью, автомати­зировать процессы ее обработки, передачи и хранения.

В условиях ускорения научно-технического прогресса возрастает роль и научно-технической информации. Большое значение приобре­тает также информация о реальном состоянии рынков сбыта транс­портных услуг и спроса автотранспортной работы для потребителей.

Основная задача курсовой работы по данной теме заключается в



разработке конкретных рекомендаций по совершенствованию ин формационного обеспечения руководителей структурных авто транспортных подразделений.

Исходные данные

1. Характеристика типовых информационных систем.

2. Результаты анализа функционирования подсистем АСУ авто
транспортных предприятий.

План работы

1. Введение.

2. Характеристика информационных систем управления авто
транспортных предприятий.

3. Классификация информации и информационных систес
управления.

4. Принципы создания и состав информационных систем.

5. Формирование банков данных.

6. Информационное обслуживание руководителей.

7. Стадии подготовки информации.

8. Влияние совершенствования информационного обеспечения
на структуру управления.

Графическая часть

1. Состав основных информационных систем управления.

2. Структура цикла управления.

3. Классификация информационных систем управления.

4. Схема взаимосвязи основных элементов системы управления.

5. Схема взаимодействия блоков управления.

Рекомендации по выполнению отдельных разделов

При определении характеристик информационных систем управления автотранспортным процессом необходимо изучить общие понятия об автоматизированных информационных системах управления и специфических особенностях автотранспортных систем. Необходимо проанализировать организационно-управленческие структуры предприятий.

I

В следующем разделе необходимо дать анализ видов информа­ционных систем и функций управления.

При выполнении раздела "Классификация информации" прово­дится анализ информационных связей по функциональным подсис­темам управления. Отдельно анализируются: информация по тех­нической подготовке производства новых изделий, информация по изучению рынка и маркетингу; информация по подсистеме технико-экономического управления.

Информация, используемая в функциональных подсистемах, классифицируется на входную и выходную. Поэтому информаци­онное обеспечение функциональных подсистем необходимо разра­батывать таким образом, чтобы между подсистемами не наруша­лись логические взаимосвязи. Особое внимание необходимо обра­тить на создание банков данных по каждой функциональной под­системе управления.

В результате изучения информационного обеспечения структур­ных подразделений разрабатывается новый, усовершенствованный вариант схемы управления транспортным предприятием.

Литература к теме 2

1. Афанасьев, Э.В. Эффективность информационного обеспечения управления. — М: Экономика, 1987.

2. Автоматизированные системы управления машиностроительным производством / Под ред. С.У.Олейника - М.: Высш. школа, 1982.

3. Дмитриева, М.Г. Автоматизированные системы управления и
руководитель. -М.: Финансы и статистика, 1983.

Наши рекомендации