Особ-сти цен-ия на транспорте. виды тарифов на грузовые автомобильные и ж/д перевозки.

Транспортный тариф- цена наиболее массовых производственных услуг – перевозок грузов. Специфика: он устанавливается на продукцию, которая не имеет вещественной формы. Процесс производства транспортных услуг совпадает с процессом их потребления, поэтому под продукцией грузового транспорта понимается сама работа, связанная с перемещением груза.

В процессе транспортировки стоимость перевозимого товара возрастает, поэтому тариф на грузовые перевозки - денежное выражение прироста стоимости продукции в результате ее транспортировки.

Транспортные тарифы могут иметь различную форму построения: Дифференциальные тарифы- тарифные ставки за единицу транспортной продукции изменяются в той или иной закономерности в зависимости от расстояния перевозки, чаще снижаются с увеличением расстояния перевозки (тарифы железнодорожного транспорта).

Пропорциональные тарифыустанавливаются в виде единых ставок за единицу транспортной продукции на всех расстояниях перевозки. В этом случае провозная плата за перевозку груза возрастает прямо пропорционально расстоянию перевозки (тарифы автомобильного транспорта).

Аккордные тарифыустанавливаются в виде фиксированных ставок за перевозку грузов в конкретных корреспонденциях или за определенное расстояние перевозки (водный, авиа транспорт).

Транспортный тариф состоит из с/с, прибыли и КН.

Себестоимость перевозок характеризует удельную величину эксплуатационных расходов, т.е. расходов, непосредственно связанных с перевозочным процессом, приходящихся на единицу перевозок. При этом имеет значение характер перевозимых грузов

Особенностью формирования затрат на транспорте: деление издержек по двум стадиям: по начально-конечным и движенческим операциям. Начально-конечные операции предполагают расходы по содержанию подвижногосостава во время стоянки, по подготовке его к погрузке и выгрузке, маневровым работам и т.д. Эти затраты не связаны с дальностью перевозки и зависят только от объема груза. Движенческие операции включают расходы по перемещению грузов:топливо, содержание путей сообщения, энергетического хозяйства, связи,и др. Эти расходынепосредственно зависят от дальности перевозки. При определении транспортных затрат перевозок на различное расстояние можно использоватьследующую зависимость:

З=а+в*d

где 3 – затраты по перевозке на расстояние d; a – затраты на начально-конечные операции в расчете на 1 тонну груза; b – затраты по передвижению в расчете на 1 тонно-километр; d – дальность перевозки в километрах.

Себестоимость одного тонно-километра перевозок (C 1 т-км):

C 1 т-км =а/d+в

Второй элемент тарифов – прибыль – определяется так же, как в отпускных ценах на промышленную продукцию, на основе установленных нормативов рентабельности по отношению к себестоимости.

Грузовые транспортные тарифы- денежное выражение созданной на транспорте стоимости. Тарифы на автомобильные перевозки подразделяются на сдельные (общие), исключительные, повременные и тарифы покилометрового пробега.

Тарифы на перевозку грузов автомобильным транспортом формируются на основе плановой себестоимости по статьям затрат, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством, прибыли, необходимой для воспроизводства, определяемой с учетом качества услуг и конъюнктуры рынка.

Тарифы устанавливаются перевозчиком в зависимости от используемых типов и марок автотранспортных средств, а также от системы оплаты за транспортную работу.

Для определения тарифа на необходимую предприятию единицу измерения рассчитанные затраты делятся на соответствующий объем транспортной работы.

Для расчета плановой себестоимости единицы транспортной работы составляют плановые калькуляции по соответствующим статьям расходов. В плановую себестоимость включаются только затраты, связанные с перевозной деятельностью. Расходы, понесенные перевозчиком на экспедирование, участие в погрузке и разгрузке, хранение груза, командировочные расходы, проезд по платным дорогам, предоставление контейнеров, оплату пограничных, экологических, местных и иных сборов и пр. в тариф не включаются, а оплачиваются по соглашению сторон отдельно.

Наши рекомендации