Основные ценовые стратегии предприятия

Ценовые стратегии– обоснованный выбор цены (или перечня цен) из нескольких вариантов, направленный на достижение максимальной (нормативной) прибыли для фирмы в планируемом периоде.

Ценовой стратегический выбор – выбор стратегий ценообразования, основанный на оценке приоритетов деятельности фирмы.

Система ценовых стратегий состоит из двух уровней: целей фирмы и характеристик потребителей – покупателей.

1. Стратегии дифференцированного ценообразованияоснованы на неоднородности категорий покупателей и возможности продажи одного и того же товара по нескольким ценам.

1.1 Стратегия скидки на втором рынке : фирма предлагает один и тот же товар для разных слоев потребителей или на других рынках по различным ценам. Так называемый второй рынок характеризуется определенными географическими, демографическими особенностями. Как правило, скидка предоставляется детям, низкооплачиваемым слоям населения, пенсионерам, студентам.

1.2 Стратегия периодической скидки : дифференциация цен в зависимости от временного фактора, например, предоставление сезонной скидки для потребителей, совершающих внесезонные покупки товаров и услуг. Дифференциация цен может осуществляться в зависимости от времени года, дня и даже часов.

1.3 Стратегия случайной скидки : потребителям предоставляется скидка в силу их информированности. Как правило, информированный покупатель, который наиболее чувствителен к цене, купит товар по самой низкой цене, т.е. со скидкой. Неинформированный покупатель, ценя свои временные и поисковые затраты, предпочтет купить по обычной цене, хотя иногда может случайно приобрести товар со скидкой.

Придерживаясь стратегии ценовой дискриминации, фирма предлагает в одно и то же время один и тот же товар (услугу) по разным ценам разным категориям покупателей.

2. Стратегии конкурентного ценообразованиястроятся на учете в ценах конкурентоспособности фирмы.

2.1 Стратегия внедрения на рынок : установление низких цен, способствующих привлечению большого числа потребителей и завоеванию большой доли рынка. При применении данной стратегии необходимо учитывать эластичность спроса по цене, изменение издержек производства в связи с ростом объема продаж, а также возможности проведения ценовой конкуренции.

2.2 Стратегия «снятия сливок» : установление относительно высоких цен, которые характеризуют повышенные качественные параметры, престижность товара. Установление престижных цен позволяет привлечь потребителей, заинтересованных в качестве товара или услуги, его уникальности, статусе. Когда происходит насыщение этой группы потребителей, то цены снижаются, привлекая другой сегмент рынка. К тому же первоначальная цена создает образ высококачественного товара.

2.3 стратегия сигнализирования ценами : использование фирмой доверия покупателя к ценовому механизму, созданного конкурирующими фирмами. Для стратегии «сигнализированными ценами» исходным является базовое качество продукции. Среднестатистический потребитель рассматривает цену как надежный индикатор товарных качеств, особенно если товар слишком сложен технически или технологически, что характерно для товаров длительного пользования. Сигнализирование ценами чаще всего применяется, когда рассчитывают на новых или неопытных покупателей, которые не осведомлены о конкурентных товарах, но считают качество важным.

18. Социально-экономическая природа розничных цен . Формирование розничных цен на потребительские товары и услуги в РБ.Экономич. сущность р.ц. проявляется в выполняемых функциях: 1.ф-ция сбалансирования спроса и предложения -через р.ц. осущ. связь производства и потребления, предложения и спроса. 2.Уравновешивающую ф-циюмежду спросом и предложением выполняет цена, которая стимулирует рост предложения при дефиците товаров и разгружает рынок от излишков, ограничивая предложение при перепроизводстве продукции. 3.Учетно-измерительная ф-цияопредел. сущностью цены как денежного выражения стоимости. Цены используются как торговыми предпр-ми, так и госуд-ми органами для разработки планов, прогнозов. С помощью р.ц. осущ. учет потребленных ресурсов, расчет всех отчетных стоимостных показателей. 4.Р.ц. выполняют распределительную и перераспределительную ф-цию между сферами и отраслями хоз-ва, между фондами накопления и потребления. Благодаря данной ф-ции созданный в материальной сфере национ. доход перераспределяется в другие сферы и идет на накопление и потребление. 5.Стимулирующая ф-ция – р.ц. стимулирует торговое предпр-ие через уровень заключенной в ней прибыли.

Розничная цена: оптовая цена промышленности +(-)торговая надбавка(скидка)(расходы,прибыль торгового предприятия)+Акциз+НДС

19. Торговая надбавка (скидка) как цена услуги торгового предприятия. Основные элементы торговой надбавки.

Торговая надбавка явл. элементом р.ц. и представляет собой цену услуги за реализацию товара оптовыми, розничными и другими посредническими и торгово-закупочными организациями и фирмами.

Торговые наценки в стоимостном выражении определяются на основе торговых надбавок или скидок в процентах. Их сумма за реализацию всех товаров торгового предприятия формирует его валовой доход. Устанавливаются в процентах к отпускной цене товара, не включающей налог на добавленную стоимость.

Торговые скидки определяются в процентах к розничной цене. Размер торговой надбавки можно определить исходя из торговой скидки, и наоборот: ТН=ТС/(100-ТС)*100

ТС=ТН/(100+ТН)*100

где ТН – торговая надбавка, %; ТС – торговая скидка, %.

Размеры торговых надбавок (скидок) различаются по отдельным товарам и товарным группам. Это различие определяется конъюнктурой того или иного товарного рынка. Конкретные размеры торговых надбавок устанавливаются самими торговыми предприятиями и организациями с учетом спроса и предложения, но не выше предельных.

Предельные торговые надбавки к отпускным ценам применяются на социально значимые товары в пределах, устанавливаемых Министерством экономики РБ в соответствии с законодательством.

С 1997 г. законодательство республики предусматривает, что если товар приобретается у оптовых поставщиков, то суммарная оптовая надбавка не может превышать 20 %, а совокупная (оптовая и розничная) торговая надбавка не должна превышать 30 % (кроме социально значимых товаров, по которым регулирование торговых надбавок осуществляется Министерством экономики, облисполкомами и Минским горисполкомом) независимо от количества участвующих продавцов. При этом деление надбавки между оптовым и розничным звеном осуществляется по соглашению сторон.

Состав торговой надбавки:

Издержки обращения торговых организаций.

Прибыль в торговых наценках определяется с учетом образования средств на социальные нужды предприятий и развитие материально-технической базы торговли, уплаты налогов за счет прибыли.При этом показатель рентабельности в торговле при ценообразовании определяется как отношение прибыли к цене реализации товара.

С учетом всех составляющих размер торговой наценки (ТН) будет определяться:

ТН=ИО+П+РФ

где ИО– издержки обращения при реализации товара, руб., П – прибыль, руб., РФ – сумма отчислений в республиканский фонд, руб.

Расчет требуемого процента торговой надбавки производится по формуле

%ТН=(ИО+П+РФ)/ПС*100

где ПС– покупная стоимость товаров (в отпускных ценах без НДС). Целесообразность каждой сделки следует оценивать с позиций внутренних возможностей и целей торгового предприятия: издержек по реализации товаров, оценки объема продаж, определения прибыли и рентабельности реализации того или иного товара. 19 вопрос

20.Особенности ценообразования в бытовом обслуживании.

Формирование цен и тарифов на бытовые услуги имеет ряд особенностей, учитывающих специфику отрасли и обусловленных сложившейся практикой их расчета. По своему составу цены и тарифы на услуги подобны отпускным ценам предприятий и содержат практически тот же набор составляющих. В то же время, поскольку бытовые услуги потребляются непосредственно населением, цены на них должны учитывать факторы установления розничных цен на потребительские товары.

Цены на бытовые услуги разрабатываются на самих предприятиях службы быта и утверждаются директорами этих предприятий. Местные органы власти с учетом особенностей функционирования местных рынков, степени развития конкуренции используют и такие формы регулирования цен на услуги, как установление предельных цен и предельных нормативов рентабельности.

Предельные цены и тарифы устанавливаются на те виды бытовых услуг, которые включены правительством в перечень социально значимых.

Специфика функционирования сферы бытового обслуживания требует учета целого ряда факторов при определении цен на услуги. Недостаточный уровень конкуренции в сочетании с ограниченной платежеспособностью населения, формирующие спрос на услуги, обусловливают использование в ценообразовании преимущественно затратного подхода.

Цены и тарифы на бытовые услуги, оказываемые населению, рассчитываются на основе плановой себестоимости, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей, прибыли с учетом качества услуг и конъюнктуры рынка, а также с учетом особенностей, устанавливаемых законодательством.

Цены и тарифы на бытовые услуги определяются исходя из экономически обоснованных норм и нормативов основных материальных и трудовых затрат, разработанных и утвержденных Государственным объединением «Белбыт».

Цена заказа равна

Ц3 = См + Цу ,

где См – стоимость основных материалов, запасных частей, фурнитуры, руб.; Цу – цена услуги, руб.

В свою очередь цена услуги предприятия бытового обслуживания будет складываться из трех компонентов:

Цу =Собр +П + Н ,

где Собр – себестоимость обработки, руб.; П – прибыль, руб.; Н – косвенные налоги и неналоговые платежи, руб.

В себестоимость услуг предприятий, входящих в Белорусский республиканский союз предприятий бытового обслуживания, включаются отчисления в отраслевой стабилизационный фонд в размере 1,5 % от цены услуг.

Прибыль в ценах на бытовые услуги обычно определяется на основе норм рентабельности, рассчитываемых к себестоимости обработки (т.е. к себестоимости за вычетом стоимости основных материалов).

Фактическая рентабельность массовых ремонтных услуг значительно ниже, чем рентабельность услуг по индивидуальным заказам на изготовление новых изделий. Для обеспечения приемлемой прибыльности в целом предприятия службы быта убытки и низкую рентабельность ремонтных услуг компенсируют повышенной рентабельностью изготовления изделий по индивидуальным заказам населения.

Учитывая особую социальную значимость бытовых услуг и необходимость обеспечения относительно низкого их уровня, государство предусматривает льготное налогообложение службы быта.

В тех случаях, когда предприятия бытового обслуживания изготовляют и реализуют товары мелкими партиями через розничные торговые организации.

Вопрос


Наши рекомендации