Методика анализа товарных запасов и товарооборота
Анализ товарных запасов позволяет установить их оптимальный уровень для торговой организации. Оптимальный запас товаров представляет собой такую его величину, которая обеспечивала бы наличие товаров по объему и ассортименту, соответствующему спросу населения, росту объема продаж, их бесперебойную реализацию в заданном объеме, ассортименте и с минимальными затратами.
Анализ товарных запасов начинается с сопоставления фактических их размеров с установленным нормативом. Но при анализе же товарооборачиваемости рассчитываются средние товарные запасы за тот или иной период.
Товарные запасы в днях оборота определяются по следующей формуле:
Зд = где, Зд – товарные запасы, дней;
товарные запасы в сумме на конкретную дату, руб.;
Д - дни периода (месяц, квартал, год); товарооборот.
Товарооборот определяется по формуле:
В = где, В – товарооборот, дней;
Nз - средние товарные запасы за период;
Д - дни периода (месяц, квартал, год);
Nд - товарооборот за период.
Товарные запасы в днях дают характеристику их величину на определенную дату, а для расчета показателя времени обращения нужно исчислить средние товарные запасы. Они оказывают большое влияние на исчисление товарооборачиваемости.
Формула средней хронологической такова:
Nз...n, где Nз - запасы товаров на конкретную дату, изменяющиеся от 1 до n;
n – число дат.
Оборачиваемость товаров исчисляется по числу оборотов по формуле:
С = .
Скорость товарооборота показывает, сколько раз в течение данного отчетного периода возобновлялся товарный запас.
Анализируя товарные запасы и товарооборот, важно выявить их динамику. Следует при этом исчислить цепные и базисные темпы роста и прироста, абсолютный прирост, абсолютное значение одного процента прироста и среднегодовой темп роста по средней геометрической:
Т = где Ук – конечное значение товарных запасов;
Ун – начальное значение товарных запасов;
n – 1 - количество лет (периодов) без 1.
Решение задачи управления запасами дает возможность ответить на вопрос: когда нужно пополнять запас, сколько нужно заказать товаров.
Поскольку товарные запасы в торговле составляют значительный удельный вес в общей величине оборотных средств, то возникает проблема правильного их хранения особенно в некоторых организациях розничной торговли из-за отсутствия достаточно хороших складских помещений, позволяющих сохранить качество товаров, его первоначальный вид.
Таким образом, в условиях перехода торговых организаций к рыночным отношениям и повышения эффективности их работы анализу товарооборота придается большое значение.
Внутренние факторы анализа товарооборота подразделяются на ассортиментный состав и материально-техническую базу и организацию труда.
Ассортиментный состав:
- специализация магазинов;
- объем и равномерность поставок;
- объем и структура товарооборота.
Материально-техническая база и организация труда:
- размещение торговой сети;
- время работы и методы обслуживания;
- размер площади и наличие оборудования;
- производительность труда.
Изменения перечисленных факторов могут влиять на величину товарных запасов и товарооборота, улучшая или ухудшая эти показатели.
Важным условием обоснования плана товарооборота и товарных запасов является определение потребности в товарах, которая рассчитывается на основе планируемого объема товарооборота, изменения товарных запасов текущего хранения, страховых запасов с учетом возмещения потерь от естественной убыли и уценки товаров.
Поступление товаров оказывает непосредственное влияние на состояние почти всех показателей и бывает связано со многими сторонами хозяйственной деятельности предприятий торговли.
Значительное влияние поступление товаров оказывает на величину издержек обращения, поскольку почти все статьи издержек обращения прямо или косвенно связаны с процессами закупки товаров и формированием товарных ресурсов.
Таким образом, от того насколько рационально осуществляется процесс поступления товаров, зависит удовлетворение платежеспособного спроса покупателей, качество торгового обслуживания и экономическая эффективность деятельности предприятия.
Эффективность планирования поступления товаров во многом зависит от успешного решения комплекса конкретных задач:
- соответствие потребительских свойств товаров потребностям покупателей;
- ассортиментная политика.
К задачам планирования поступления товаров относят:
- определение потребности в товарах, необходимых для выполнения плана товарооборота и создания нормативных товарных запасов;
- установление источников поступления товаров;
- обеспечение ритмичной поставки в необходимых объемах и ассортименте.
Планирование поступления товаров на торговом предприятии осуществляется с учетом результатов анализа, при котором изучаются следующие показатели:
- динамика общего объема и товарной структуры поступления;
- обеспеченность товарооборота и товарных запасов объемом поступления товаров;
- состав источников поступления товаров;
- равномерность поступления товаров по отдельным периодам (месяца, декадам, неделям);
- частота поставки товаров на предприятие;
После поступления строительных материалов они принимаются по количеству и качеству кладовщиком-грузчиком и приходуются (заносятся в систему «1С – Торговля») бухгалтером-кассиром.
Контроль за сроками расчетов с поставщиками и принятие решения по оплате осуществляется коммерческим директором. Оплату за приобретенный товар производит бухгалтер-кассир.
Учет товара ведется по ценам приобретения. На предприятии используют сортовой способ хранения, при котором поступившие товары присоединяют к имеющимся на складе в остатке товарам таких же наименований и сторон. Учет товара и тары ведется в товарной книге кладовщика.
Денежная наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денежных средств в кассе сдается на расчетные счета организации в порядке и сроки, согласованные с обслуживающим банком – «Сбербанк». Первичным документом при этом выступает объявление на взнос наличными.
В общем виде схема торгово-технологического процесса магазина «Гулливер» выглядит следующим образом:
Первой технологической операцией закупочной логистики является приемка товаров, поступивших на предприятие.
После приемки товара необходимое его количество поступает в торговый зал, а остальная часть перемещается в складские помещения. При организации хранения товаров основное уделяется борьбе с товарными потерями. Рациональная организация хранения в магазине предполагает создание условий хранения товаров в соответствии с их физико-химическими свойствами, оптимальное размещение товаров в местах хранения с учетом времени их поступления и очередности продажи, частоты спроса, эффективного использования площади складских площадей.
Наиболее сложной и трудоемкой операцией торгового и технологического процесса является подготовка товаров к продаже, в частности их сборка из комплектующих.Подготовкой товаров к продаже занимаются работники склада, который ставят розничную цену, с учетом необходимой наценки, пишут ценники, где указывают наименование товара и его данные.
Поступающие в магазин товары принимают материально ответственные лица (экспедитор, начальник АХО). При приемке товаров по количеству проверяются соответствие фактически доставленного товара данным сопроводительных документов. Приемка товаров по качеству ведется в соответствии с требованием стандартов и технических условий. При поступлении в розничную сеть все комплектующие должны иметь сертификат соответствия. Маркировка на комплектующие должна соответствовать сертификату качества.
За последние 3 года претензий со стороны покупателей по качеству товаров не возникало. Претензии поставщикам к качеству поступивших товаров не предъявлялись.
4. Ценообразование
Анализ издержек обращения торгового предприятия является предпосылкой их экономически обоснованного планирование на будущий год. Задачей анализа издержек обращения является изучение текущих затрат за ряд лет. Анализ издержек обращения направлен на выявление возможностей повышения эффективности работы торгового предприятия за счет более рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов в процессе осуществления актов купли – продажи товаров и организации торгового обслуживания потребителей.
Полный анализ издержек обращения необходимо проводить не реже одного раза в квартал, а неполный – ежемесячно. При этом целесообразно ежедневно, в крайнем случае еженедельно, сравнить произведенные затраты с допустимыми, нормативными, прогнозируемыми, а также с индексами объемов продаж, валовых доходов, прибылью. Анализ ежемесячных отклонений занимает первое место среди срочных работ, выполняемых в конце месяца. Он включает три этапа: обнаружение отклонений и их денежную оценку; установление причин, вызвавших эти отклонения; распределение ответственности.
Анализ издержек обращения проводится по данным бухгалтерской и статистической отчетности, материалам текущего бухгалтерского учета, первичных документов, внеучетных источников информации и личных наблюдений.
В ходе анализа выявляют факторы, закономерности и тенденции, повлиявшие на изменение издержек обращения в базисом периоде, и определяют их возможное влияние в планируемом году; выявляют непроизводственные расходы и потери; изыскивают резервы экономии расходов для их учета в планируемом году.
Издержки обращения торгового предприятия могут быть выражены как абсолютной суммой, так и относительным показателем, выраженном в % к розничному товарообороту. Абсолютный показатель характеризует общую сумму расходов предприятия за определенный период. Однако этот показатель не дает представления о результате, полученном на каждый рубль затрат, то есть не дает представления об эффективности произведенных расходов. Для характеристики результативности затрат и эффективности применяются такие относительные показатели, как уровень издержек обращения, издержкоотдача и рентабельность издержек обращения. Анализ издержек обращения необходимо проводить, как по абсолютному, так и по относительным показателям. Анализ осуществляется для решения следующих задач:
- изучение объема, структуры и динамики затрат;
- оценка эффективности затрат;
- исследование факторов, влияющих на издержки обращения;
- выявление резервов экономических затрат.
Анализ начинается с определения абсолютной суммы экономии (перерасхода) издержек обращения.
Наименование показателя | Формула расчета | Экономический смысл показателя |
Уровень издержек обращения (издержкоемкость реализации товаров) | Уи.=И/РТО*100 | Сумма затрат, приходящаяся на сто рублей розничного товарооборота |
Издержкоотдача | Иотд=РТО/И*100 | Объем товарооборота, полученного на сто рублей произведенных затрат |
Рентабельность издержек обращения | Ирент=П/И*100 | Сумма прибыли, полученной на сто рублей произведенных затрат |
Уровень издержек обращения характеризует издержкоемкость осуществления торговой деятельности.
Он может быть рассчитан, как на весь объем товарооборота предприятия, так и по отдельным товарным группам.
Аэк.пер=И1-И0(4)
Аэк.пер – сумма абсолютной экономии (перерасхода) издержек обращения, тыс. руб.
И1 – фактическая сумма издержек обращения отчетного года, тыс. руб.
И0 – плановая сумма издержек обращения отчетного года или фактическая сумма базисного года, тыс. руб.
Расчет абсолютной суммы экономии (перерасхода) издержек обращения должен быть дополнен расчетом относительной экономии (перерасхода). Для определения относительного отклонения следует скорректировать базисное значение издержек обращения на фактический объем товарооборота отчетного года. При этом следует учитывать условное деление издержек обращения на переменные и постоянные.
Ценовая политика любого предприятия обуславливает установление стоимости продукции, которая будет обеспечивать определенный объем приобретения продукции, а также уровень конкурентоспособности.
Проанализируем ценовую политику магазинов сети «Гулливер» на основании основных факторов, которые влияют на стоимость.
1. Покупатели продукции оказывают наибольшее влияние на установление стоимости товаров. Учитывая, что основной сегмент покупателей относится к среднему классу, стоимость алкогольной продукции в магазинах соответствует возможностям потребителей.
2. Государство. В данном факторе устанавливается следующая характеристика: стоимость продукции ограничивается государством, в соответствии с чем, алкогольная продукция не может иметь стоимость выше, чем определено государством.
3. Конкуренция. Данный фактор характеризует то, что предприятие снижает стоимость продукции, относительно цены конкурентов, в соответствии с чем появляется возможность привлечь большее число потребителей. Так, для магазинов «Гулливер» конкурентами являются магазины сети «Пятерочка», при этом, стоимость большинства видов товаров в исследуемом предприятии ниже их конкурентов. Это обуславливает уровень доходов предприятия и эффективность его деятельности.
4. Участники каналов товародвижения. На каждом этапе движения продукции от изготовителя до конечного потребителя изменяется цена продукции. Это связано с тем, что каждый участник, обеспечивающий доставку продукции к потребителю, пытается повысить уровень своих доходов за счет влияния на стоимость продукции.
К стратегии ценообразования «Гулливер» можно отнести стратегию максимального увеличения сбыта. Полагается, что увеличение объема сбыта приведет к снижению издержек на единицу продукции и в конечном итоге - к увеличению прибыли.
На «Гулливер» ведется контроль над ценой реализованной продукции предпринимателями, руководство предприятия заинтересовано в удовлетворении потребителей доступной ценой продукции.