Понятие инвестиции и капитальных вложений. Способы инвестирования.
Инвестиции — это долгосрочное вложение капитала с целью получения и наращивания дохода. Различают финансовые и реальные инвестиции. К финансовым инвестициям относится приобретение ценных бумаг, акций, облигаций, вложение денег на депозитные счета в банках под проценты и др. Реальные инвестиции — это вложение денег в капитальное строительство, расширение и развитие производства.
Инвестиционные ценности: денежные средства, ценные бумаги, движимое и недвижимое имущество, права пользования землёй и природными ресурсами, имущетсвенные права, вытекающие из авторских прав, ноу-хау и интеллектуальные ценности.
Капиталообразующие инвестиции — это вложения в новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение и поддержание действующего производства, а также вложения средств в создание товарно-производственных запасов, прирост оборотных средств и нематериальных активов.
Капитальные вложения — составная часть капиталообразующих инвестиций. Они представляют собой затраты, направляемые на создание и воспроизводство основных фондов. Капитальные вложения являются необходимым условием существования предприятия. Пренебрегая ими, фирма может увеличить свои прибыли в краткосрочном периоде, но в долгосрочном периоде это приведет к потере прибыли, неспособности фирмы конкурировать на рынке. В состав капитальных вложений входят: затраты на строительно-монтажные работы; затраты на приобретение основных фондов (станки, машины, оборудование); затраты на НИОКР, проектно-изыскательские работы и т. д.; инвестиции в трудовые ресурсы; прочие затраты.
Направления использования: новое строительство; расширение действующих предприятий путем сооружения их вторых и последующих очередей, введения в строй дополнительных цехов и производств; реконструкция, т. е. осуществляемое в процессе деятельности предприятия частичное или полное переустройство производства без строительства новых или расширения действующих основных цехов; техническое перевооружение действующего предприятия.
(Более развернуто)
Инвестиции(в переводе с английского «вкладывать») – средства, направляемые на прирост капитала, т.е. на приобретение оборудования, проектно-конструкторскую документацию научных разработок новых видов продукции, на строительство зданий, сооружений и т.д.
Другими словами, инвестиции – это средства предприятия, вкладываемые в производственно-хозяйственную деятельность с целью получения дохода.
Под доходом или выгодой понимается не только получение дополнительной прибыли, но и сохранение достигнутого уровня рентабельности, снижение уровня возможных убытков, расширение имеющихся и завоевание новых рынков сбыта продукции и т.д.
Капитальные вложения – часть инвестиций, направляемых на капитальное строительство, на расширенное воспроизводство основных фондов. Капитальные вложения – это затраты материальных, трудовых, денежных ресурсов, направленные на прирост и восстановление основных фондов.
Иначе говоря, это затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, а также затраты на проектно-изыскательские работы.
К реконструкции действующих предприятий относится:
– замена морально устаревшего и физически изношенного оборудования;
– механизация и автоматизация производства;
– расширение ассортимента и повышение качества продукции;
– создание мало- и безотходных технологий на базе строительства новых и расширения действующих цехов основного производства.
Техническое перевооружение действующих предприятий осуществляется в целях повышения технического уровня отдельных участков, агрегатов путем модернизации и замены устаревшего и физически изношенного оборудования и устранения «узких мест» в общезаводском хозяйстве.
Расширение действующих производств – это строительство новой очереди основного производства (расширение основного производства), строительство новых или расширение действующих вспомогательных и обслуживающих объектов.
Новое строительство – это строительство новых промышленных предприятий, которые считаются завершенными после ввода предприятий на полную проектную мощность.
Расширение, реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий имеют преимущества перед новым строительством, так как требуют меньших капитальных затрат на создание единицы производственной мощности, а также представляется возможным использовать пассивную часть действующих основных фондов. Наличие квалифицированных кадров позволяет обеспечить прирост производственных мощностей в более короткие сроки.
Большим плюсом нового строительства является то, что в проекте нового предприятия могут использоваться (должны использоваться) преимущественно новые решения в организации и технологии производства.
Инвестор – государство, организация или частный предприниматель, осуществляющие долгосрочные вложения капитала в какое-либо дело с целью получения прибыли.
В Республике Беларусь многие годы основным инвестором было государство, т.е. планы капитального строительства разрабатывались отраслевыми министерствами, утверждались правительством и финансировались за счет средств государственного бюджета.
В рыночной экономике в инвестиционной деятельности участвуют не только государство, но в большей мере предприятия всех форм собственности, иностранные инвесторы и физические лица.
Инвестиционная деятельность инвестора определяет последовательность его поступков или действий, направленных на вложение средств и достижения поставленных целей.
Инвестиционная деятельность, как процесс, включает четыре этапа:
1 этап: разработка инвестиционного проекта с определением целей и объема вкладываемых средств.
2 этап: изучение потребностей ресурсов.
3 этап: формирование ресурсной базы.
4 этап: оценка эффективности проекта.
Определяют три основных вида инвестиций:
1) финансовые инвестиции
– портфельные инвестиции (вложения в ценные бумаги);
– кредитно-депозитные операции (размещение капиталов инвесторов в банках в виде депозитных вкладов с последующим использованием этих вкладов в виде кредитов);
– реальные или прямые инвестиции (долгосрочные вложения средств инвесторов в отрасли материального производства).
2) физическое инвестирование (покупка машин, механизмов и т.д.).
3) интеллектуальные инвестиции (покупка патентов, лицензий, «ноу-хау», проектно-сметной документации, компьютерных программ и т.д.).
Классификация инвестиций:
1) по натурально-вещественному воплощению: материальные, нематериальные, финансовые;
2) по назначению: прямые, направленные на приобретение основных и оборотных средств; портфельные для покупки ценных бумаг;
3) по источникам финансирования: собственные, заемные;
4) по происхождению: национальные, иностранные;
5) по цели: решение производственных, социальных или экологических проблем;
6) по срокам осуществления: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные;
7) по объекту: производственные, непроизводственные.
Инвестиционная деятельность может осуществляться на основе личной, коллективной собственности, на основе государственной собственности, собственности иностранных инвесторов и смешанной собственности.
Индивидуальные инвесторы не объединяют капиталы, а осуществляют инвестиции лично от себя из собственных средств.
Корпоративные инвесторы действуют от имени соответствующего предприятия или акционерного общества с привлечением его средств.
Институциональные инвесторы объединяют средства различных юридических и физических лиц путем использования рынка ценных бумаг.
Наряду с инвесторами в инвестиционной деятельности выступают субинвесторы и участники.
Субинвесторы – это юридические и физические лица, которые осуществляют организацию и управление инвестиционной деятельностью по договору с инвестором и действуют от его имени.
Участники инвестиционной деятельности – это исполнитель заказов или поручений инвесторов.
Только инвесторы могут принимать решения о вложении средств и выступать в роли вкладчиков.
Эффект инвестиционной политики означает направление капитальных вложений на наиболее полное и рациональное использование всех видов ресурсов. Основная цель инвестиционной политики на современном этапе – перевод экономики на интенсивный путь развития с последующим сокращением затрат на экстенсивный рост производства.
39. Бизнес-планирование: понятие, принципы планирования, виды бизнес-планов.
Бизнес-план (с англ. – план предпринимательской деятельности) включает два слагаемых «бизнес» и «план». В современных справочниках и словарях бизнес– это инициативная самостоятельная экономическая деятельность субъекта в условиях рыночной экономики, нацеленная на получение прибыли путем создания и реализации определенных видов продукции и услуг. Бизнес осуществляется за счет собственных и/или заемных средств под свой риск и под свою имущественную ответственность. Синонимы понятия «бизнес» – предпринимательство, коммерция, торговля, организация, фирма. Бизнес-планом называется документ, содержащий экономическое обоснование развития предприятия, выпуска новой продукции или реализации других коммерческих идей. Бизнес-план сочетает в себе черты стратегических и текущих планов. Он составляется при создании предприятия или в переломные моменты его существования, например, при расширении масштабов деятельности, привлечении потенциальных инвесторов, эмиссии ценных бумаг и т.д. Разработка бизнес-плана позволяет прогнозировать различные варианты развития бизнеса и выявить проблемы, с которыми может столкнуться предприятие. Бизнес-планы разрабатываются в различных модификациях в зависимости от назначения: бизнес-план предприятия, бизнес-план инвестиционного проекта по выпуску новых видов продукции (работ, услуг, технического решения). Данная классификация представлена на рисунке 8. Бизнес–план предприятия – это программа эффективного управления предприятием, направленная на обеспечение конкурентоспособности предприятия и устойчивого финансового положения предприятия. Существуют различия между бизнес-планом создаваемого предприятия и действующего. В первом случае, предприятие опирается на прогнозные и оценочные данные, которые позволяют разрабатывать производственную, маркетинговую и организационную структуру предприятия, заинтересовывать потенциальных инвесторов в будущей перспективности и прибыльности своего предприятия. Во втором случае, бизнес-план опирается на результаты и опыт функционирования предприятия, позволяет определить возможности его развития, предопределить изменения, которые предстоит осуществить, перераспределять инвестиции в те области, которые принесут в будущем высокий доход. Бизнес–план инвестиционного проекта – это технико–экономическое обоснование внедрения инноваций. Он предполагает сравнительный анализ эффективности предлагаемых мероприятий, оценку необходимых для их реализации инвестиций и решение проблем, связанных с осуществлением проекта. Бизнес-планирование по своей природе является уникальным процессам, что объясняется неповторимостью каждого инвестиционного проекта и предприятия. Вместе с тем при разработке любого из них используются базовые принципы, являющиеся общими, независимо от отрасли, в которой реализуется проект, и организационно-правовых особенностей предприятия, его осуществляющего. К ним относятся определение целей бизнес–планирования и требований к его разработке, а также выбор типовой структуры бизнес-плана. Наиболее общая цель бизнес-плана – прогноз хозяйственной деятельности предприятия-инициатора проекта на определенный период времени в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых финансовых ресурсов, в том числе в форме иностранного кредита. В связи с этим бизнес-план помогает решить следующие основные задачи: - определить конкретные направления деятельности предприятия, его целевые рынки; - сформулировать, долговременные и краткосрочные цели компании, стратегию и тактику их достижения; - выбрать состав и определить характеристики производимых товаров и услуг, проанализировать производственные и торговые издержки; - определить перечень маркетинговых мероприятий фирмы; - оценить материальные, кадровые и финансовые возможности предприятия, их соответствие поставленным целям. В мировой практике бизнес-план разрабатывается на основе стандартных требований к его оформлению: простота и четкость изложения плана; достаточность, надежность и достоверность информации; обоснованность и объективность; достижимость поставленных целей; комплектность; перспективность; гибкость и оптимальность. Содержание конкретного бизнес-плана зависит от отраслевой принадлежности предприятия, размера предприятия, стратегии предприятия (расширение, создание), условий финансирования. Бизнес-план решает следующие задачи: - определение конкретных количественных показателей и сроков достижения целей предприятия; - разработка взаимоувязанных планов производства, маркетинга, финансов; - определение необходимых ресурсов и поиска их источников; - выявление проблем, с которыми возможно придется сталкиваться; - организация системы контроля за ходом осуществления плана; - подготовка основательного обоснования, с целью привлечения инвесторов. Первые пять направлений необходимы предприятию для своего развития даже в тех случаях, когда нет надобности в привлечении сторонних инвестиций. Бизнес-план в общем виде состоит из следующих разделов: - Резюме; - Характеристика организации и стратегия ее развития; - Описание вида деятельности, продукции, их характеристика; - Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга; - Производственный план; - Организационный план; - Инвестиционный и инновационный план; - Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; - Показатели эффективности деятельности предприятия; Объем и содержание разделов бизнес-плана зависит от целей его разработки, размеров предприятия, отраслевой специфики и особенностей его финансово-хозяйственной деятельности. |
40. Структура бизнес-плана субъектов малого предпринимательства.
Бизнес-план - документ, который должен привлечь внимание потенциальных партнеров, инвесторов и банкиров, поэтому он должен хорошо выглядеть.
Бизнес-план должен выглядеть профессионально, так как это своеобразный рекламный инструмент, представляющий как предприятие или самого предпринимателя, так и его бизнес. Поэтому следует обращать внимание не только на содержание, но и на внешний вид бизнес-плана. Бизнес-план должен быть прост, функционален, понятен и удобен в использовании.
Состав, структура и объем бизнес-плана определяются спецификой вида деятельности, размером предприятия и целью составления. Очевидно, чем крупнее предприятие, тем сложнее его функциональная деятельность, тем полнее и обоснованнее разработка разделов. Соответственно, бизнес-план небольшого предприятия значительно проще по составу, структуре и объему.
Структура бизнес-плана
1. Резюме (обзорный раздел)
2. Описание предприятия и отрасли
3. Описание продукции (услуг)
4. Анализ рынка
5. Персонал и управление
6. Производственный план
7. План маркетинга
8. Риски и страхование
9. Финансовый план
Разделы и их содержание зависят от условий, в которых функционирует фирма, поэтому в каждом конкретном случае могут дополняться или уточняться, поскольку структура бизнес-плана, полнота и количество представленного материала непосредственно зависит от того, на решение каких задач он направлен. Так, например, имеются существенные различия между бизнес-планом вновь создаваемого и уже действующего предприятия, крупного промышленного предприятия или малого предприятия сферы услуг, т. е. в зависимости от конкретных целей, задач и объекта бизнеса.
Подготовка бизнес-плана начинается с правильного оформления титульного листа.
К представляемому на получение гранта бизнес-плану составляется два титульных листа.
На первом титульном листе указывается наименование документа «БИЗНЕС-ПЛАН»; номинация, к которой относится данный бизнес-проект; срок окупаемости проекта; объем собственных вложений субъекта предпринимательства в проект; объем средств, запрашиваемых в качестве государственной поддержки (гранта), количество новых рабочих мест, созданных в случае реализации проекта (Приложение 1).
Второй титульный лист (Приложение 2) должен содержать следующие сведения:
- полное официальное название фирмы, под которым она значится в регистрационных документах;
- наименование организационно-правовой формы предприятия;
- юридический адрес фирмы, т. е. адрес, указанный в регистрационных документах предприятия;
- почтовый адрес фирмы, который может отличаться от юридического;
- телекоммуникационные реквизиты: номера телефонов, факсов, электронной почты;
6) фамилии и должности сотрудников фирмы, которые будут выступать как контактные лица.
Титульный лист бизнес-плана- это визуальное обращение разработчиков к потенциальному инвестору или партнеру, которое создает первое впечатление. С учетом этого обстоятельства титульный лист должен быть лаконичным и привлекательным, на нем можно привести эмблему и логотип предприятия.
Таблица 1.
Структура бизнес-плана субъекта малого предпринимательства
Наименование раздела | Содержание раздела | Примечания для составителей |
1. Резюме (обзорный раздел) |
| Этот раздел должен привлечь интерес того, кому будет адресован бизнес-план. Именно на основе представленной здесь информации формируется первоначальное мнение, которое часто имеет решающее значение для проекта в целом. В этом разделе в нескольких пунктах в сжатой форме излагается весь бизнес-план, раскрывается сущность, цель и задачи бизнес-плана. Основное требование к резюме - простота и лаконичность изложения, минимум специальных терминов. Основой для написания резюме служит информация, содержащаяся во всех разделах бизнес-плана. Поэтому этот раздел, как правило, готовится после того, как составлен весь проект. Объем не должен превышать 1-2 листов. |
2. Описание предприятия и отрасли |
| Назначение раздела заключается в том, чтобы отразить реалистичность предлагаемого проекта, описать свое предприятие (реальное или будущее), описать ситуацию, сложившуюся в выбранной сфере бизнеса. В этом разделе следует четко и кратко разъяснить два основных момента:
|
3.Описание продукции |
| В данном разделе необходимо дать наглядное и убедительное представление товара (или услуг), которые будут произведены в рамках разработанного проекта. Для лучшего представления о продукте можно привести фотографию или рисунок. В случае, если предполагается производить несколько видов продукта или его модификаций, необходимо дать отдельные описания по каждому виду. Содержание данного раздела должно четко продемонстрировать конкурентные преимущества предлагаемого продукта (услуги). Надо подчеркнуть, какие преимущества получит потребитель, приобретя данный товар или услугу, по сравнению с товарами или услугами уже представленными на целевом рынке предприятиями-конкурентами. Будет ли это выигрыш во времени или в деньгах или пользоваться товаром будет удобнее или экономичнее, а предоставленная услуга будет более комплексной. Если есть возможность, надо обязательно подчеркнуть уникальность и товара, и предприятия. Предлагаемый новый продукт (или услуга) должен представлять для потребителя очевидную ценность, иначе он не будет пользоваться спросом и желаемый уровень рентабельности не будет достигнут. Если продукция не отвечает ожиданиям и потребностям реального клиента, это существенно ограничит возможность совершения повторных покупок. Более того, негативная информация о качестве и потребительских характеристиках товара может быстро распространиться среди предполагаемых клиентов, которые всеми путями будут стремиться избегать покупки данных товаров. Следовательно, крайне важное значение имеют тщательная разработка новых продуктов (услуг) и непрерывное усовершенствование (модернизация) уже выпускающихся. |
4.Анализ рынка |
| Рынок является решающим фактором успеха или неудачи для всех предприятий. Самые гениальные производственные технологии оказываются бессильными, если производимый товар не пользуется спросом на рынке. Необходимо убедить инвесторов и кредиторов в существовании рынка для товара и показать, что предприниматель может продать свою продукцию на нем. Для успеха в бизнесе важное значение имеет не просто правильное определение целевого рынка, но и нахождение на нем своей, часто очень узкой, области (ниши), которая пока еще свободна; или недостаточно использована конкурентами. В экономике любой страны можно выгодно обнаруживать и заполнять тысячи ниш даже на традиционных и давно поделенных рынках. Многие преуспевающие компании быстрым ростом обязаны не тому, что их руководство стремилось создать новый продукт, а тому, что оно внедрило на рынке ту же продукцию или услуги, что и другие фирмы той же отрасли, но совершенно иным образом. Этот раздел направлен на изучение рынкови позволяет четко представить, кто будет покупать предлагаемый товар, и каков размер потенциальной ниши на рынке. Любой бизнес, даже обладающий хорошими идеями по совершенствованию продукции, рано или поздно столкнется спроблемой конкуренции. Поэтому в данном разделе необходимо собрать информацию о конкурентах: является ли область деятельности предприятия новой и быстро меняющейся или давно существующей, какова конкурентоспособность товара (услуги) на рынке, много ли внимания конкуренты уделяют рекламе своих товаров, каков уровень цен на товары (услуги) конкурентов, каков имидж фирм-конкурентов, какой рыночной стратегии придерживаются конкуренты в данный момент времени, каких действий можно ожидать от них в дальнейшем. |
5. Персонал и управление |
| В разделе следует дать характеристику главных менеджеров и основного персонала, отвечающего за реализацию бизнес-плана (возраст, образование, послужной список, квалификация). Это должны быть специалисты-профессионалы, способные в условиях рынка обеспечить прибыльное ведение бизнеса. Кроме того, целесообразно составить штатное расписание, отразив в нем возможное увеличение численности работников в дальнейшем при прогнозируемом расширении бизнеса. Обязательно необходимо продумать и описать систему найма рабочих и служащих на предприятие. Сможет ли политика найма рабочих и служащих обеспечить наличие требуемого специалиста для требуемой работы в требуемое время, и будут ли понимать работающие принцип дифференциации оплаты труда, применяемый в компании? В данном разделе приводятся также сведения организационно-правового характера. |
6. Производственный план | 1)количество необходимых производственных мощностей действующего или вновь создаваемого предприятия (если речь идет о действующем предприми, следует указать наличие оборудования и обозначить существующую потребность в дополнительном, а также привести перечень конкретных поставщиков и привести стоимость каждой единицы нового оборудования);
| Главная задача раздела - доказать потенциальным партнерам, что предприятие в состоянии реально производить нужное количество товаров в нужные сроки и требуемого качества. Для предпринимателей это самый трудный раздел, что связано с нестабильностью хозяйственных связей, ненадежностью поставщиков и сложностью получения качественных комплектующих изделий и материалов для производства. Важность производственного плана связана с тем, что во всем мире финансисты вникают во все детали производственного цикла заемщиков не для того, чтобы предлагать свои решения, а для того, чтобы оценить квалификацию руководства фирмы и обоснованность ее планов. В план производства необходимо также включить такие сведения, как потребность в рабочей силе, необходимых помещениях, их наличии и расположении. Информация раздела «Производственный план»призвана убедить инвестора в том, что предлагаемая продукция при соблюдении обозначенных условий действительно может быть реально произведена. Следует описать потребность в производственных, складских площадях, оборудовании, инструментах, используемые технологии. Можно также описать производственный процесс: последовательность операций, особенности производства (экологичность, безопасность). |
7. План маркетинга | 1) описание конкуренции (предполагает идентификацию ближайших компаний-конкурентов и анализ собственных возможностей). 2) описание рынка сбыта продукции (услуги). Подтверждающим документом обоснованности и реальности существования рынка сбыта могут стать письма, заявки, маркетинговые исследования, протоколы о намерениях, договоры; 3) описание поставки товара от места производства к месту продажи или потребления; 4) описание каналов сбыта продукции (услуги); 5) стратегия привлечения потребителей, исходя из конкретных возможностей предприятия (рекламные кампании, бесплатное предоставление образцов, участие в выставках и др.); 6) цена и объем сбыта предлагаемой продукции (именно цена продажи продукта (услуги) определяет, в конечном счете, величину прибыли, рентабельность бизнес - проекта). | Информация раздела призвана убедить инвестора в существовании рынка сбыта для предлагаемой продукции (услуги) и в наличии у инициаторов проекта способности ее продавать. В этом разделе следует подробно рассмотреть стратегию привлечения потребителей (рекламные кампании, бесплатное предоставление образцов, участие в выставках и др.), а также определить цену и объем сбыта. Необходимо обеспечить увязку параметров «цена - качество - рентабельность». При этом рекомендуется действовать в следующей последовательности:
|
8. Риски и страхование |
| Целью раздела бизнес-плана является описание внешних и внутренних факторов, увеличивающих или уменьшающих конкретный вид риска, и разработанного комплекса мер по защите от возможных финансовых потерь предприятия и инвестора. Иногда от глубины проработки данного раздела в значительной степени зависит доверие потенциальных инвесторов, кредиторов и партнеров по бизнесу. Если рассматривать понятие возможного риска в целом, то, помимо общей оценки возможных рисков, проводится анализ типов рисков, их источников и моментов возникновения, а также проводятся меры по минимизации ущерба, которые целесообразно применять в случае форсмажорных обстоятельств. Среди причин возникновения производственного риска можно назвать уменьшение размеров производства, рост материальных и иных затрат, уплату повышенных процентов, отчислений, налогов и т. д. Как правило, мерами по снижению производственных рисков являются контроль за ходом производственного процесса и усиление влияния на поставщиков путем диверсификации и дублирования поставщиков, применения импортозамещающих комплектующих и прочие меры. Истоки коммерческого риска - снижение объема реализации вследствие негативного изменения конъюнктуры или управленческих ошибок, повышение закупочной цены товаров, непредвиденное снижение объема закупок, потеря товара в процессе обращения, рост издержек обращения. Мерами снижения коммерческих рисков могут быть: систематическое изучение конъюнктуры рынка; создание дилерской сети; соответствующая ценовая политика; образование сети сервисного обслуживания; формирование общественного мнения и фирменного стиля; рекл |