Методические указания по курсовому проектированитю
Целью работы предприятия является производство конечного продукта, при этом об интенсивности промышленности не так давно судили по количеству дымящихся труб и грохоту оборудования.
По мере введения новых производственных мощностей и ухудшения в связи с этим экологической обстановки общество пришло к осознанию необходимости если не исключить, то по крайней мере уменьшить антропогенную нагрузку на природу.
Взаимоотношение в системе “промышленное предприятие - окружающая среда” осуществляется следующим образом. Предприятие забирает из окружающей среды природные ресурсы, перерабатывая которые, изготовляет конечный продукт. В окружающую среду при этом попадают продукты технологического передела - различного вида отходы.
Управление природопользованием - управление не экологией или природными процессами, а действиями людей, включенных в природные системы определенных территорий.
Субъектами управления природопользованием, в том числе и природоохранной деятельностью, выступают государственные органы общей компетенции, специально уполномоченные органы по охране окружающей природной среда, а также органы местного самоуправления.
На уровне предприятий субъектами управления являются службы природопользования (цехи, отделы) или отдельные работники. Эти органы имеют различную компетенцию и особенности деятельности, но в той или иной степени используют все методы управления.
Объектами управления являются все природопользователи, как юридические, так и физические лица независимо от характера и направлений их деятельности
Регуляторами природопользования служат лимиты. Лимитирование - это эколого-экономических ограничения по территориям, срокам и объемам показателей использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов в окружающую природную среду загрязняющих веществ и размещения отходов.
Природопользование осуществляется путем изъятия природного вещества из природы и внесения в неё загрязняющих веществ. В соответствии с этим лимитирование производится путем установления предельных норм изъятия ресурсов, а также норм выбросов и сбросов в среду и размещение отходов.
Лимиты устанавливаются на размеры отвода земельных участков для строительства автомобильных и железных дорог, аэропортов, трубопроводов и др. Применяются лимиты потребления воды для орошаемого земледелия, для промышленных и сельскохозяйственных объектов.
Лимитами для выбросов и сбросов загрязняющих веществ служат нормативы качества природной среды. Эти нормативы носят названия ПДВ - предельно допустимые выбросы в атмосферу; ПДС - предельно допустимые сбросы в водные источники; ПДК - предельно допустимые концентрации; ПДУ – предельно допустимые уровни воздействия шума, вибрации, магнитных полей; ПДН - предельно допустимые нагрузки на природную среду. Нормативы утверждаются Госкомэкологии РФ. Виды, лимиты хозяйственной деятельности, экологические требования при использовании природных ресурсов фиксируются в лицензиях (разрешениях) на природопользование, выдаваемых органами управления. С целью поэтапного снижения уровня загрязнения окружающей среды устанавливаются временные разрешения на сбросы (ВСС) и выбросы (ВСВ).
Под экономическим ущербом от загрязнения окружающей среды понимается денежная оценка негативных изменений основных свойств окружающей среды. Под воздействием загрязнения имеется в виду самый широкий спектр последствий, от ухудшения здоровья человека до убытков, вызванных ускорением коррозии металлов, снижением продуктивности сельскохозяйственных угодий, гибелью рыбы в водоемах и т.д.
Зная объемы выбросов V, можно посчитать все убытки, вызванные этим выбросом :
У = У1(V) +У2(V) +…..+Уn(V), где (1)
У – денежная оценка ущерба;
У1,2…n – величины убытков, возникающих в разных сферах деятельности из-за ухудшения качества окружающей среды, вследствие конкретного выброса.
В общем виде ущерб рассчитывается по формуле :
n
У = å хiРi, где (2)
i=1
хi – натуральное измерение i-го фактра;
Рi- его денежная оценка.
Определение экономического ущерба, причиняемого водоему сбросом сточных вод и атмосфере выбросами предприятия
1. Экономическая оценка годового ущерба от сбросов сточных вод предприятия:
Ус= g * sк * m (3)
g - const, численное значение которой рекомендуется принимать равным 443,5 руб/ТУВ (тонны условных выбросов)
sк - показатель относительной опасности загрязнения водоемов, имеет разное значение для различных водохозяйственных участков. Величина безразмерная.
m - приведенная масса годового сброса примесей данным источником в К-ый водохозяйственный участок, ТУВ/год
n
m = å Aimi, где (4)
i=1
i –номер сбрасываемой примеси;
n – общее число примесей;
Ai – показатель относительной опасности (агрессивности) сброса i-го вещества в водоем, ТУВ/т;
mi – общая масса годового сброса i-ой примеси источником, т/год;
Если источник сбрасывает сточные воды, несколько отличающиеся степенью очистки, то
к
mi=å mij (5)
j=1
mij – масса годового поступления i-го вещества в водоем от данного источника со сточными водами j-го типа, т/год;
2. Экономическая оценка годового ущерба от выбросов загрязнителей в атмосферу:
Ув= g*s*m*f, руб/ТУВ (6)
g - const, численное значение которой рекомендуется принимать равным 3,3 руб/ТУВ;
s - показатель относительной опасности загрязнения атмосферы;
m - приведенный годовой выброс загрязнений, рассчитывается и для воды;
f – безразмерная const, зависит т высоты выбранного источника выбросов.
Основным принципом экономического механизма природопользования является платность. Он означает использование природных ресурсов в процессе производства исключительно за плату. В основе принципа платности лежит экономическая (стоимостная) оценка природных ресурсов. Установление платности пользователя природными ресурсами направлено на решение экономических и экологических задач: повысить заинтересованность в их эффективном использовании, дополнительные финансовые источники для воспроизводства ресурсов.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 12.02.2003 N ГКПИ 03-49 устанавливается два вида базовых нормативов платы:
а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов). Данные нормы платы устанавливаются в пятикратном размене по сравнению с выбросами (сбросами, отходами) в пределах норматива
Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения.
Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы - природно - климатические особенности территорий, значимость природных и социально - культурных объектов.
Дифференцированные ставки платы определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы.
Плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
Плата за превышение установленых лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между фактическим уровнем загрязнения и установленным лимитом, и индексацию в пять раз по сравнению с утвержденным нормативом платы по лимиту (или 25 по сравнению с утвержденным нормативом)
Общая плата за загрязнение окружающей среды находится как сумма платы за сбросы загрязняющих веществ в водоем, выбросы в атмосферу стационарными и передвижными источниками и размещение отходов (в курсовой работе наличие отходов у предприятия не предусмотрено), умноженные на поправочный коэффициент и коэффициент экологической ситуации.
Определение эколого–экономической целесообразности проведения природоохранных мероприятий проводится по формуле:
Э = DУ/(С + Е * К), где (7)
DУ- сокращенный ущерб в результате проведенного природоохранного мероприятия; С – текущие эксплуатационные затраты; К – капитальные вложения; Е – коэффициент эффективности использования капитальных вложений
Сокращенный ущерб расчитывается как разница между ущербом до проведения природоохранного мероприятия и после проведения природоохранного мероприятия. Получившийся показатель должен быть больше или равен 1. В противном случае данное мероприятие признается не целесообразным.
Необходимо помнить, что головным (базовым) актом в области экологии является Закон Российской Федерации “Об охране окружающей природной среды”. Он включает следующие разделы: общие положения (основные принципы и объекты охраны окружающей среды, компетенция органов государственной власти и местного самоуправления в области экологии); право граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду; экономический механизм охраны среды (учет и оценка природных ресурсов, планирование, финансирование и материально-техническое обеспечение экологических программ и мероприятий, лимиты и платность природопользования, экологические фонды, страхование, стимулирование); нормирование качества окружающей среды; экологические требования при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе новых объектов; чрезвычайные экологические ситуации; особо охраняемые природные территории; экологический контроль; разрешение споров и ответственность в области охраны окружающей среды и т.д.
Согласно указанному Закону, при осуществлении хозяйственной, управленческой и любой иной деятельности государственные органы, предприятия, учреждения и организации, т.е. все юридические и физические лица, обязаны руководствоваться следующими принципами:
- приоритетом охраны жизни и здоровья человека;
- научно обоснованным сочетанием экологических и экономических
интересов общества;
- соблюдение требований природоохранного законодательства;
- гласностью и тесной связью с общественностью в решении;
экологических задач;
- международным сотрудничеством в охране окружающей среды.
За экологические правонарушения должностные лица и граждане несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
1.1. Пояснительная записка (ПЗ) выполняется на листах бумаги формата А4 (210х297) по ГОСТ 2.301-68, без рамки и основной надписи.
Допускается выполнение ПЗ на листах бумаги размером 203х288 по ГОСТ 9327-60.
В ПЗ могут быть включены документы, выполненные на печатающих и графических устройствах.
Текст ПЗ следует набирать в редакторе Microsoft Word, шрифт Times New Roman.
Текст ПЗ следует выполнять на одной стороне листа.
Размер шрифта основного текста – 14, межстрочный интервал – множитель 1,5.
Расстояние от краев листа (страницы) до границ текста следует оставлять:
в начале строк – 25 мм;
в конце строк – 10 мм.
от верхнего или нижнего краев листа (страницы) до верхней или нижней строки текста должно быть 22 мм.
1.5. Абзацы в тексте начального отступа должны равняться (15-17 мм).
1.6. Текстовые документы при необходимости разделяют на разделы и подразделы.
1.7. Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всего документа, обозначаться арабскими цифрами с точкой в конце и записываться с абзацного отступа.
1.8. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой.
1.9. Заголовки разделов в ПЗ наносят прописными буквами, шрифт 16 – полужирный. Перенос слов в заголовках не допускается. Точка в конце заголовка не ставится.
1.10. Заголовки подразделов в ПЗ наносят строчными буквами, шрифт 14 – полужирный.
1.11. Расстояние между заголовком и последующим текстом должно быть равно 15 мм.
1.12. Каждый раздел текста всего документа рекомендуется начинать с нового листа.
1.13. Страницы (листы) ПЗ нумеруют последовательно от титульного листа до последней страницы, включая приложения.
Номера страниц должны проставляться в правом верхнем углу поля страницы арабскими цифрами без слова «Стр» и знаков тире. На титульном листе страница не проставляется.
2. СОСТАВ ПЗ:
2.1. Расположение составных частей ПЗ осуществляется в следующей последовательности: титульный лист; задание; исходные данные; реферат; содержание; введение; основная часть; заключение; список использованной литературы; приложения.
Вариант № 1