Основные типы крупных современных предприятий

Появление термина «фирма» связано с широким распространением в западной экономике акционерной формы хозяйствования, что привело к размыванию традиционного понятия «предприятие».

В настоящее время акционерное общество –– это группа предприятий и одновременно часть единого предприятия, именуемое в обоих случаях фирмой. Таким образом, главным действующим лицом современной экономики запада является фирма, существующая в виде акционерных компаний, связанных друг с другом так называемой системой участия.

Система участия –– целый ряд многоступенчатого подчинения одних предприятий другим путем участия в их акционерном капитале (приобретение контрольных пакетов акций этих предприятий).

Головная компания –– «мать» –– скупает контрольные пакеты акций других компаний «дочерних», которые в свою очередь скупают акции «внучатых» компаний и т.д. Последовательное применение такой системы приводит к тому, что общество-«мать» осуществляет контроль над расширяющейся пирамидой компаний и распоряжается капиталами, которые во много раз превосходят ее собственные средства.

Дочерние, внучатые и т.д. предприятия в правовом отношении являются самостоятельными единицами. Однако большинство финансовых операций регламентируется основной компанией.

Совокупность формирующихся посредством системы участия пирамиды компаний: материнская, дочерняя и т.д., получила название корпорация.

В современной корпорации роль материнской компании, как правило, выполняют финансовые общества –– холдинг-компании. Их основная деятельность состоит: в постоянном приобретении акционерного капитала других фирм; в содержании акционерных портфелей (контрольных пакетов акций).

Благодаря обладанию контрольного пакета акций холдинг-компания руководит зависимыми фирмами:

- обеспечивает финансовую поддержку;

- определяет стратегию инвестиций;

- координирует направления развития в соответствии с целями и задачами головного общества.

Участие холдинг-компании в акционерном капитале других фирм приводит к дальнейшему усложнению системы участия. Ведущие компании не только держат акции других компаний, но и вынуждают последних к закупке своих собственных ценных бумаг. Таким образом, зависимая фирма превращается в общество, принимающее участие в акционерном капитале основной компании. Такая система усложняется еще и тем, что материнская компания приобретает акции не только дочерних, но и внучатых и правнучатых и т.д. компаний. В свою очередь последние также покупают акции ведущего общества.

С развитием системы участия холдинг-компании по своим функциям и характеру деятельности все больше сближаются с банками.

Как правило система современной корпорации включает в себя:

- «чистый» холдинг –– держатель акционерных портфелей, осуществляет общее финансовое руководство;

- субхолдинг –– холдинги, подчиненные головному, держатели акционерных портфелей внучатых и т.п. фирм;

- смешанные холдинги –– производственно-финансовые группы, осуществляющие не только финансовый контроль, но и собственно производственную деятельность;

- акционерные компании, занятые непосредственно производственно-сбытовой деятельностью.

Система участия оказывает существенное воздействие на размывание отраслевой принадлежности фирмы, так как позволяет скупать контрольные пакеты акций предприятий различных отраслей. Поэтому следующая особенность крупной современной фирмы — ее многоотраслевая структура.

Сам процесс формирования многоотраслевых фирм получил название «диверсификация». Диверсификация является современной формой концентрации производства и образования крупных фирм. Исторически процессу диверсификации предшествовало:

1. Горизонтальная интеграция –– увеличение значения крупных фирм внутри отрасли, сосредоточение в их руках все большей доли производства в отрасли. Горизонтальная интеграция характерна для начала ХХ в.

2. Вертикальная интеграция –– проникновение крупных фирм в другие отрасли, являющиеся по отношению к основной отрасли последовательными ступенями производства. С 20-х годов ХХ в. по настоящее время вертикальная интеграция играет главенствующую роль в процессе концентрации и централизации капитала.

Диверсификация –– это проникновение крупных компаний в другие отрасли, не находящиеся в прямой производственной или хозяйственной связи с их отраслью. Процесс диверсификации получил наибольшее распространение после второй мировой войны.

На сегодняшний день диверсификация –– главное направление процесса концентрации в Японии, где доля вертикальных слияний составляет 14,2 %, горизонтальных –– 23,4 %, диверсификационного типа –– 55 %. В США на долю диверсификационных слияний и поглощений приходится около 65 % из общего количества. Диверсификация приводит к образованию концернов и конгломератов.

Концерн –– союз, в который объединяются как отдельные предприятия, так и их объединения различных отраслей производства, при наличии одного ведущего направления на основе общей финансовой зависимости от головной компании.

Основные тенденции развития концернов, как наиболее распространенной формы крупного предприятия, на современном этапе:

1. Децентрализация руководства за счет создания подразделений компании (усиливает персональную ответственность за число продаж и увеличение прибыли).

2. Концентрация усилий на производстве высокорентабельных товаров, которые исторически формировали производственный профиль компании.

3. Создании в структуре компании венчурных предприятий. Эти предприятия, оставаясь в рамках крупной компании, пользуются свободой малых предприятий, способны быстро внедрять новшества, оперативно реагировать на изменения в технике и технологии.

4. Расширение крупными компаниями контрактных отношений с малыми и средними фирмами.

Обобщая вышесказанное отметим, что крупная современная фирма:

- с точки зрения характера концентрации капитала –– это корпорация со сложной системой финансовой зависимости между ее структурными единицами;

- с точки зрения характера концентрации производства ­­–– это многоотраслевой концерн, в котором в качестве структурных единиц выступают предприятия различных отраслей экономики;

- с точки зрения приложения капитала –– это транснациональная или многонациональная корпорация, имеющая филиалы в других странах.

Наши рекомендации