Виды инвестиционных проектов

– по важности: стратегические и тактические. К первым обычно относятся проекты, предусматривающие изменение формы собственности (создание арендного предприяти, акционерного общества, частного предприятия, совместного предприятия и т. д.) или кардинальное изменение характера производства (выпуск новой продукции, переход к полностью автоматизированному производству и т. п.). Тактические проекты обычно связаны с изменением объемов выпускаемой продукции, повышением ее качества, модернизацией оборудования. Они должны являться частью стратегических (долгосрочных) проектов, учитывать их цели, подцели и основные этапы.

– по степени обязательности: обязательные (которые требуются для выполнении правил или норм). Они могут предназначаться для критического обновления активов, для поддержки существующих активов в рабочем состоянии); необязательные (любые необязательные проекты развития, например, замена вышедшего из строя оборудования).

– по срочности: неотложные (которые вообще недоступны в будущем, либо теряют свою привлекательность при отсрочке); откладываемые (существует большой спектр инвестиций, которые можно отложить, при этом их привлекательность хотя и меняется, но довольно незначительно).

– по степени связанности: альтернативные (существуют проекты, в связи с которыми принятие одного решения исключает принятие другого). Их оценка происходит одновременно, а осуществляться они одновременно не могут; независимые (отклонение или принятие одного из таких проектов не влияет на принятие решений в отношении другого); взаимосвязанные (принятие одного решения зависит от принятие другого).

Иная классификация предполагает разделения проектов по:

типу, т.е. основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект (социальные, экономические, организационные, технические, смешанные и прочие;

классу, в зависимости от состава и структуры проекта и его предметной области;

масштабу - зависит от размеров проекта, количеству участников и степени влияния на окружающий мир (монопроект, мультипроект, мегапроект);

длительности - зависит от продолжительности проекта (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный); сложности - зависит от степени финансирования, технических или других сложностей;

виду - зависит от характера предметной области проекта (учебно-образовательный, инновационный, комбинированный).

В качестве основных типов инвестиционных проектов могут быть следующие:

1. Замена устаревшего оборудования как естественный процесс продолжения существующего бизнеса в неизменных масштабах. Обычно подобного рода проекты не требуют длительных и многосложных процедур обоснования и принятия решений. Многоальтернативность может появляться в случае, когда существует несколько типов подобного оборудования и необходимо обосновать преимущества одного из них.

2. Замена оборудования с целью снижения текущих производственных затрат. Цель подобных проектов — использование более совершенного оборудования вместо работающего, но сравнительно менее эффективного, морально устаревшего. Этот тип проектов предполагает детальный анализ выгодности каждого отдельного проекта, так как более совершенное в техническом смысле оборудование еще не однозначно более выгодно с финансовой точки зрения.

3. Увеличение выпуска продукции и/или расширение рынка услуг. Данный тип проектов требует ответственного решения, которое обычно принимается верхним уровнем управления предприятия. Наиболее детально необходимо анализировать коммерческую выполнимость проекта с аккуратным обоснованием расширения рыночной ниши, а также финансовую эффективность проекта, выясняя, приведет ли увеличение объема реализации к соответствующему росту прибыли.

4. Расширение предприятия с целью выпуска новых продуктов. Этот тип проектов является результатом новых стратегических решений и может затрагивать изменение сущности бизнеса. Все стадии анализа в одинаковой степени важны для проектов данного типа. Особенно следует подчеркнуть, что ошибка, сделанная при разработке проектов данного типа, приводит к наиболее драматическим последствиям для предприятия.

5. Проекты, имеющие экологическую нагрузку. В ходе инвестиционного проектирования экологический анализ является необходимым элементом. Проекты, имеющие экологическую нагрузку, по своей природе всегда связаны с загрязнением окружающей среды, и потому эта часть анализа является критичной. Основная дилемма, которую необходимо решить и обосновать с помощью финансовых критериев, — какому из вариантов проекта следовать:

1) использовать более совершенное и дорогостоящее оборудование, увеличивая капитальные издержки, или

2) приобрести менее дорогое оборудование и увеличить текущие издержки.

6. Другие типы проектов, значимость которых в принятии решений менее важна. Проекты подобного типа касаются строительства нового офиса, покупки нового автомобиля и т. д.

С позиции управленческого персонала компании инвестиционные проекты могут быть классифицированы по различным основаниям.

Предназначение инвестиции - это ключевой признак при классификации проектов, в соответствии с которым можно выделить семь основных причин инвестирования, а, следовательно, и групп проектов:

- инвестиции в повышение эффективности производства;

- инвестиции в расширение действующего производства;

- инвестиции в создание производственных мощностей при освоении новых сфер бизнеса;

- инвестиции, связанные с выходом на новые рынки сбыта;

- инвестиции в исследования и разработку новых технологий;

- инвестиции преимущественно социального предназначения;

- инвестиции, осуществляемые в соответствии с требованиями закона.

39. Участники инвестиционного процесса.

40. Организационные формы инвестиционного процесса в условиях рыночной экономики.

41. Принципы инвестиционной деятельности.

42. Меры государственного регулирования инвестиционной деятельности.

43. Капитальные вложения и капитальное строительство.

44. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов.

45. Иностранные инвестиции.

46. Экономическая сущность, виды и принципы аренды.

47. Арендная плата.

Аренда является одним из ключевых элементов рыночной экономики. Аренда- предоставление или принятие во временное владение и пользование различных природных и имущественных объектов (земли, предприятия и т.д.), за определенную плату на договорных началах.

Аренда предприятия - это аренда имущества самостоятельных предприятий, а также его структурных подразделений: производственных и обслуживающих участков, групп, производств, цехов и т.п. Передача предприятия арендатору осуществляется на основании передаточного акта.

Различают следующие виды аренды:

Ø по объектам договора: аренда оборудования; аренда транспортных средств (без экипажа или с экипажем); аренда зданий и сооружений; аренда предприятий; аренда земельных участков и других объектов;

Ø по виду договора: договор аренды; договор проката; договор финансовой аренды (лизинг);

Ø по признаку изменения права собственности: аренда без права выкупа имущества; аренда с правом выкупа имущества;

Ø по срокам аренды: долгосрочная (5-20 лет); среднесрочная (1-5 лет); краткосрочная (до одного года).

В настоящее время в России создана законодательная и нормативная база для развития аренды и лизинга. Арендные отношения в предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации регламентируются главой 34 Гражданского кодекса РФ. Гражданским кодексом РФ определены:

Ø объекты аренды как не потребляемое имущество, то есть как вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования;

Ø особенности договора аренды;

Ø способы установления арендной платы;

Арендные отношения подразделены на следующие виды:

Ø прокат;

Ø аренда транспортных средств;

Ø аренда зданий и сооружений;

Ø аренда предприятий;

Ø финансовая аренда (лизинг).

Глава 34 ГК РФ регулирует правила, посвященные конкретным видам аренды.

В договоре аренды участвуют две стороны - арендодатель и арендатор. Арендатор - юридическое или физическое лицо, которое получает во временное владение и пользование тот или иной объект аренды. Арендодатель - юридическое или физическое лицо, сдающее во временное владение или пользование природные или имущественные объекты.

Арендная плата - плата за имущество либо иной объект аренды, предоставляемый во временное владение и пользование, размер, периодичность и сроки внесения, которой определяется договором аренды.

Наиболее распространенным методом является установление твердой суммы платежа, исчисляемой исходя из стоимости всего арендуемого имущества или отдельно по каждой его составных частей. Платежи вносятся, как правило, периодически в установленные договором сроки. Однако возможна и единовременная выплата.

При сдаче в аренду зданий и сооружений арендная плата устанавливается на единицу площади исходя из фактического размера переданного объекта.

Арендатор является собственником продукции и доходов, полученных в результате использования арендованного имущества. Арендная плата может вноситься путем передачи части продукции арендодателю или посредство оказания определенных услуг - при недостатке денежных средств данный способ является наиболее предпочтительным для арендатора.

Таким образом, арендная плата определяется как в денежном, так и в натуральном выражении. Используются также различные сочетания данных форм оплаты.

При установлении размера арендной платы целесообразно учитывать:

Ø Величину амортизационных отчислений, начисляемых на стоимость арендованного имущества;

Ø Доход, который мог быть получен при непосредственном использовании передаваемого имущества;

Ø Затраты на проведение ремонта объектов после окончания сроков аренды

Ø Средний уровень арендной платы, сложившейся в данном регионе на аналогичные объекты.

Ø При передаче в аренду зданий и сооружений арендная плата должна включать в себя стоимость пользования земельным участком, на котором они расположены.

Ø Величина арендной платы не остается постоянной на протяжении действия договора, а изменяется в связи с изменением условий функционирования предприятии, и в первую очередь, с изменением рыночных цен на оборудование. Частый пересмотр арендной платы не способствует созданию стабильных условий для эффективного использования арендованного имущества, поэтому размер арендных платежей может пересматриваться не чаще одного раза в год.

Преимуществом арендных отношений является предос­тавление возможности арендатору в случае, если необходимость в использовании имущества исчезает, передавать с со­гласия арендодателя права и обязанности по договору арен­ды другому лицу — в данном случае заключается договор субаренды. Вследствие этого значительно расширяются воз­можности предприятий эффективно использовать арендуе­мые объекты в соответствии с изменяющимися условиями хозяйственной деятельности. Срок действия договора субаренды не может превышать периода действия договора арен­ды.

Преимущества аренды:

v договоренность основных отношений арендатора и арендодателя, их полное равноправие, а значит и устойчивый характер;

v фиксированная арендная плата, позволяющая развиваться арендатору, получать более высокий доход;

v полная самостоятельность арендатора в организации производства, оплате труда, трудовом распорядке;

v возможность улучшения и приращения основных средств, с последующим возмещением затрат, а также выкупа (особенно в лизинге).

48. Экономическое регулирование взаимоотношений арендатора и арендодателя, права и обязанности арендного предприятия и арендатора.

49. Лизинг, его сущность и функции.

Лизинг - это комплекс имущественных и экономических отношений, возникающих в связи с приобретением в собственность имущества и последующей сдачей его во временное пользование за определенную плату.

Разновидности лизинга:

Вид имущества:

Ø Лизинг движимого имущества;

Ø Лизинг недвижимого имущества;

Ø Лизинг нового имущества;

Ø Лизинг имущества, бывшего в употреблении;

Характер лизинговых платежей:

Ø Лизинг с денежным платежом (платежи осуществляются в денежной форме);

Ø Лизинг с компенсационным платежом (платежи осуществляются поставками продукции);

Ø Лизинг со смешанным платежом (расчеты осуществляются путем сочетания двух форм оплаты);

Сроки лизинга:

Ø Долгосрочный лизинг (более 3 лет);

Ø Среднесрочный лизинг (от 1,5 до 3 лет);

Ø Краткосрочный лизинг (до 1,5 лет);

Предметом лизинга могут быть 1) любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество.

2) Предметом лизинга не могут быть земельные участки и другие природные объекты, а также имущество, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения, за исключением продукции военного назначения, лизинг которой осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Субъектами лизинга являются:

Лизингодатель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее лизинговую деятельность, т.е. передачу по договору в финансовую аренду (лизинг) специально приобретенного для этого имущества. В качестве лизингодателей могут выступать банки, в уставе которых предусмотрен этот вид деятельности, специально создаваемые для осуществления этих операций лизинговые компании или физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;

Лизингополучатель - физическое или юридическое лицо независимо от формы собственности последнего: государственное предприятие, кооператив, акционерное общество и т.д., которое получает по договору лизинга имущество в пользование;

Продавец имущества лизингодателю (поставщик) - как правило, предприятие - изготовитель машин и оборудования либо другое физическое или юридическое лицо, которое продает имущество, являющееся предметом лизинга.

Опосредованным участником лизинговой сделки является также банк, который по договору с лизингодателем (если сам таковым не является) осуществляет финансирование закупок передаваемого в лизинг имущества.

Виды лизинга:

v Финансовый. По окончании договора лизингополучатель (арендатор) имеет право выкупить объект. Его остаточная стоимость довольно низка, так как учитывается амортизация на протяжении длительного срока пользования. В отдельных случаях объект даже без дополнительной оплаты переходит в собственность лизингополучателя;

v Оперативный. Часто называется операционным. Такой вид лизинга не предусматривает последующего выкупа имущества, а срок договора намного короче. По окончании договора объект может повторно передаваться в аренду. Ставка более высокая в сравнении с финансовым лизингом;

v Возвратный. Встречается очень редко. Продавец имущества является и его арендатором. Это особая форма кредита под залог собственных производственных фондов. При этом юридическое лицо получает еще и экономический эффект в связи с прощением налогообложения.

Внутренний лизинг, когда все участники сделки представляют одну страну.

Внешний (международный) лизинг - к нему относятся сделки, в которых хотя бы одна из сторон принадлежит разным странам. К этому же виду лизинга относят и сделки, проводимые лизингодателем и лизингополучателем одной страны, если хотя бы одна из сторон ведет свою деятельность и имеет капитал совместно с зарубежной фирмой.

Лизинг представляет собой особую комплексную форму предпринимательской деятельности, позволяющую одной стороне — лизингополучателю — эффективно обновлять основные фонды, а другой — лизингодателю — расширить границы деятельности на взаимовыгодных для обеих сторон условиях.

Преимущества лизинга:

Лизинг предполагает 100%-ное кредитование и не требует немедленно начинать платежи. При использовании обычного кредита для покупки имущества предприятие должно около 15% стоимости оплачивать за счет собственных средств.

Лизинг позволяет предприятию, не имеющему значительных финансовых ресурсов, начать реализацию крупного проекта.

Для предприятия гораздо проще получить контракт по лизингу, чем ссуду — ведь обеспечением сделки служит само оборудование.

Лизинговое соглашение более гибко, чем ссуда. Ссуда всегда предполагает ограниченные размеры и сроки погашения. При лизинге предприятие может рассчитывать поступление своих доходов и выработать с лизингодателем соответствующую удобную для него схему финансирования. Погашение может осуществляться из средств, поступающих от реализации продукции, которая произведена на оборудовании, взятом в лизинг. Перед предприятием открываются дополнительные возможности по расширению производственных мощностей: платежи по договору лизинга распределяются на весь срок действия договора и, тем самым, высвобождаются дополнительные средства для вложения в другие виды активов.

Лизинг не увеличивает долг в балансе предприятия и не затрагивает соотношения собственных и заемных средств, т.е. не снижает возможность предприятия по получению дополнительных займов.

Преимущество лизинга для предприятия-производителя обусловлено тем, что оно расширяет рынок сбыта продукции, налаживая долговременные связи с лизинговыми компаниями. Лизинговые компании имеют возможность лучше изучать рынок оборудования, устанавливать постоянные связи с его производителями и приобретать оборудование по более низким ценам. Это отвечает интересам и арендодателя и арендатора.

50. Отличительные особенности лизинга от традиционной аренды, преимущества и недостатки лизинга.

51. Основные виды лизинга: финансовый, оперативный и возвратный.

Виды лизинга:

v Финансовый. По окончании договора лизингополучатель (арендатор) имеет право выкупить объект. Его остаточная стоимость довольно низка, так как учитывается амортизация на протяжении длительного срока пользования. В отдельных случаях объект даже без дополнительной оплаты переходит в собственность лизингополучателя;

v Оперативный. Часто называется операционным. Такой вид лизинга не предусматривает последующего выкупа имущества, а срок договора намного короче. По окончании договора объект может повторно передаваться в аренду. Ставка более высокая в сравнении с финансовым лизингом;

v Возвратный. Встречается очень редко. Продавец имущества является и его арендатором. Это особая форма кредита под залог собственных производственных фондов. При этом юридическое лицо получает еще и экономический эффект в связи с прощением налогообложения.

Внутренний лизинг, когда все участники сделки представляют одну страну.

Внешний (международный) лизинг - к нему относятся сделки, в которых хотя бы одна из сторон принадлежит разным странам. К этому же виду лизинга относят и сделки, проводимые лизингодателем и лизингополучателем одной страны, если хотя бы одна из сторон ведет свою деятельность и имеет капитал совместно с зарубежной фирмой.

Лизинг представляет собой особую комплексную форму предпринимательской деятельности, позволяющую одной стороне — лизингополучателю — эффективно обновлять основные фонды, а другой — лизингодателю — расширить границы деятельности на взаимовыгодных для обеих сторон условиях.

Преимущества лизинга:

Лизинг предполагает 100%-ное кредитование и не требует немедленно начинать платежи. При использовании обычного кредита для покупки имущества предприятие должно около 15% стоимости оплачивать за счет собственных средств.

Лизинг позволяет предприятию, не имеющему значительных финансовых ресурсов, начать реализацию крупного проекта.

Для предприятия гораздо проще получить контракт по лизингу, чем ссуду — ведь обеспечением сделки служит само оборудование.

Лизинговое соглашение более гибко, чем ссуда. Ссуда всегда предполагает ограниченные размеры и сроки погашения. При лизинге предприятие может рассчитывать поступление своих доходов и выработать с лизингодателем соответствующую удобную для него схему финансирования. Погашение может осуществляться из средств, поступающих от реализации продукции, которая произведена на оборудовании, взятом в лизинг. Перед предприятием открываются дополнительные возможности по расширению производственных мощностей: платежи по договору лизинга распределяются на весь срок действия договора и, тем самым, высвобождаются дополнительные средства для вложения в другие виды активов.

Лизинг не увеличивает долг в балансе предприятия и не затрагивает соотношения собственных и заемных средств, т.е. не снижает возможность предприятия по получению дополнительных займов.

Преимущество лизинга для предприятия-производителя обусловлено тем, что оно расширяет рынок сбыта продукции, налаживая долговременные связи с лизинговыми компаниями. Лизинговые компании имеют возможность лучше изучать рынок оборудования, устанавливать постоянные связи с его производителями и приобретать оборудование по более низким ценам. Это отвечает интересам и арендодателя и арендатора.

52. Договор о лизинге, механизм лизинговой сделки.

53. Эффективность лизинга.

54. Франчайзинг, классификация разновидностей франчайзинга.

Франчайзинг - система договорных отношений по кооперации хозяйственной деятельности крупных и мелких фирм в области распределения продукции и услуг.

Франчайзор - это компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы. Например, франчайзор создает успешный продукт или услуги. Франчайзор исследует, и развивает бизнес, тратит деньги на продвижение бизнеса, создает хорошую репутацию и узнаваемый имидж. После того, как компания доказала работоспособность своей бизнес концепции и успешную воспроизводимость этого бизнеса, она может начать предлагать предпринимателям, которые хотят повторить подобный успех, купить ее франшизу.

Франчайзи- это человек или компания, которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзора и выплачивает сервисную плату за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзора. Франчайзи сам оплачивает затраты на создание бизнеса. Франчайзи делает первоначальный взнос за помощь по созданию и открытию бизнеса. Франчайзи принимает на себя обязанность выплачивать ежемесячные взносы за право пользование торговым знаком и бизнес системой и за поддержку, обучение и консалтинг, предоставляемые франчайзором. Если все идет по плану, то франчайзи ведет успешный бизнес, и его прибыль превосходит затраты.

Франшиза - это полная бизнес система, которую франчайзор продает франчайзи.

Преимущества франчайзера заключается в следующем:

Ø Использование средств предприятия-оператора. Открытие торговой точки или другого небольшого предприятия, таким образом, не требует привлечения капитала головной фирмы.

Ø Использование трудовых ресурсов. Оператор отвечает за повседневные операции. Он существует на месте управления хозяйственной деятельностью и представляет интересы головной фирмы. В то же время им движет интерес собственника, а не наемного управляющего, поэтому он создаст эффективное и прибыльное предприятие.

Преимущества головной фирмы (франчайзер) заключаются в следующем:

v Франчайзер может получать приличную прибыль, не подвергая свой капитал высокой степени риска и не занимаясь будничными управленческими проблемами.

v Франчайзеру будет легче осваивать новы территории с помощью предприятий-операторов, у которых есть знание местных условий и местные интересы.

v У франчайзера меньше проблем с персоналом, так как он не занимается этими проблемами на уровне каждого отдельного предприятия

Виды франчайзинга

Все многообразии форм франчайзинговых взаимоотношений можно разделить на несколько основных типов:

По составу участников:

Все франчайзинговые сделки между участниками могут быть условно разделены на четыре типа, в зависимости от состава участников договора франчайза:

v Предприятия производители - предприятия оптовой торговли

v Производители - предприятия розничной торговли.

v Оптовики - розничные торговцы.

v Розничные торговцы между собой

По объекту:

По объекту франчайзинговые сделки разделяются на три основных вида:

v Товарный франчайзинг (селективное распределение). Франчайзер продает товары в основном франчайзи, которые продают главным образом товары франчайзера и не продают аналогичную продукцию конкурентов. Товарный франчайзинг обычно используется для сбыта бензина, автомобильных товаров.

v Производственный франчайзинг- франчайзер поставляет франчайзи оборудование, рецептуру и право пользования товарным знаком и общим рекламным фондом при производстве и сбыте продукции. Обязательным условием является контроль качества со стороны франчайзи.

v Деловой франчайзинг - франчайзер выдает лицензию на право пользования товарным знаком ил знаком обслуживания, способом ведения торговли товарами или услугами и соответствующим обеспечением. В основном применяется для открытия магазинов и киосков для продажи набора продуктов и оказания услуг под фирменным наименованием франчайзера.

По территориальному признаку:

Различают две категории деления франчайзинговых сделок по территориальному признаку: индивидуальный и региональный.

v Индивидуальный франчайзинг - приобретение права на занятие, каким-то определенным типом бизнеса. Он является наиболее распространенным нежели региональный.

v Региональный франчайзинг - предоставление права на занятие на определенной территории может развиваться в соответствии со следующими основными обстоятельствами, предусмотренные для франчайзи в контракте:

o Предварительное согласование с франчайзером числа и графика ввода предприятий в регионе;

o Предоставление франчайзи полной свободы развития бизнеса в регионе путем предоставления права выдавать субфранчайзы (права или часть прав от имени франчайзера) другим лицам;

o Трехсторонние взаимоотношения, которые предполагают заключение контракта между франчайзером и субфранчайзи, а региональный франчайзи берет на себя какую-либо обязанность франчайзера, например, обучение персонала субфранчайзи.

Франчайзинг дает поддержку франчайзи в период перед открытием бизнеса. Франчайзи всегда имеет возможность стать специалистом в новом бизнесе, не затрачивая годы на обучение в школе бизнеса или просто работая в этой области. Эти знания приходят непосредственно из специальных программ обучения и программ по развитию системы управления, которые франчайзор передает всем новым франчайзи и ключевым работникам. Еще за долго до открытия нового бизнеса, франчайзор и франчайзи должны проработать друг с другом некоторое время. Вместе они должны достаточно поработать над формированием навыков франчайзи с тем, что бы иметь все шансы на успешное ведение бизнеса.

Преимущества для франчайзи

Все материалы и поддержка, предоставляемая франчайзорами индивидуальным франчайзи, предназначены для поддержки и усиления значимости франшизы. В списке таких преимуществ можно было бы перечислить: материалы, обучение и консалтинг. Но, если смотреть шире, то самым большим преимуществом являются отношения между франчайзором и франчайзи.

Франчайзинг означает, что у вас есть собственный бизнес, но вы не остаетесь один на один со всеми проблемами и рисками. Когда франчайзи дает свое согласие вкладывать деньги во франчайзинговое предприятие, он все равно остается независимым владельцем бизнеса. Эта независимость означает, что его никогда не уволят с этой работы. Франчайзи получает профессиональную поддержку от франчайзора. Такая поддержка помогает ему избежать тех ошибок, которые обычно делают другие предприниматели. Франчайзор остерегает франчайзи от принятия неправильных решений, которые могли бы повредить или вообще разрушить его предприятие.

Франчайзинг - это быстрое и эффективное начало бизнеса. Франчайзинговая система дает информацию, которая помогает франчайзи найти подходящее местоположение для предприятия, сделать его дизайн и убедится в том, что бизнес правильно функционирует. Франчайзи не нужно беспокоиться о проблемах, возникающих на начальной стадии, потому, что он имеет опыт своего франчайзора.

Франчайзинг дает поддержку франчайзи в период перед открытием бизнеса. Франчайзи всегда имеет возможность стать специалистом в новом бизнесе, не затрачивая годы на обучение в школе бизнеса или просто работая в этой области. Эти знания приходят непосредственно из специальных программ обучения и программ по развитию системы управления, которые франчайзор передает всем новым франчайзи и ключевым работникам. Еще за долго до открытия нового бизнеса, франчайзор и франчайзи должны проработать друг с другом некоторое время. Вместе они должны достаточно поработать над формированием навыков франчайзи с тем, что бы иметь все шансы на успешное ведение бизнеса.

Франчайзинг означает постоянную поддержку. После открытия франчайзингового бизнеса франчайзи продолжает получать профессиональные услуги от франчайзора по вопросам ежедневного ведения бизнеса и маркетинга. Если возникают проблемы, то их первой задачей будет проверить все предоставленные материалы и пособия. Но однако могут возникать и специфические проблемы. В этом случае франчайзи может позвонить франчайзору и обратиться за помощью. Именно потому, что существует такая связь между франчайзором и франчайзи, проблемы франчайзи могут быть решены с помощью опытного франчайзора. Когда независимый предприниматель начинает развивать собственный бизнес, он должен сам найти способ решения проблем и открыто смотреть на вероятность совершения дорогостоящих ошибок. Франчайзинг дает возможность использовать репутацию и товарный знак франчайзора. При выполнении франчайзингового договора, франчайзи получает полномочия от франчайзора на использование торгового знака франчайзора. Только франчайзи, работающие в системе данной франшизы, имеют эксклюзивное право использовать товарный знак франчайзора. Поэтому, если вы владеете франшизой McDonald’s, вы пользуетесь правом на владение названием фирмы, которое дает вам мгновенное узнавание на рынке как бизнеса, работающего на международной арене с международным франчайзором. К моменту открытия ресторана, все в округе уже знают, что он будет предоставлять услуги на высоко профессиональном уровне. В отличие от вас индивидуальный предприниматель должен с самого начала думать не только о продажах, но прежде всего о том, чтобы создать хорошую репутацию никому неизвестной фирмы. Франчайзи же покупает себе репутацию вместе с покупкой франшизы. Индивидуальный предприниматель никогда не будет иметь доступ к известному всему миру имени, а франчайзи сразу пользуется именем своего франчайзора уже получившего всеобщее признание.

Франчайзинг устанавливает четкие территориальные границы ведения бизнеса. Франчайзор определяет своему франчайзи территорию ведения бизнеса. Границы этой территории определены условиями франчайзингового договора. Получая территорию, франчайзи может эффективно развивать свой бизнес на определенной территории. Это снимает угрозу соперничества со стороны других владельцев этой же франшизы. Индивидуальный предприниматель никогда не знает, в каком месте возникнет наибольшая конкуренция, таким образом его территория всегда остается более открытой для конкурентов.

55. Преимущества и недостатки франчайзинга.

56. Франчайзинг в России.

57. Качество продукции, система показателей качества.

Качество — совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности

Качество продукции — это совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность к потреблению, ее способность удовлетворять своему назначению. Каждой вещи, изделию, виду продукции присущи свои особые свойства, характеризующие их качество. Для станка важна высокая производительность, точность обработки; для , автомобиля — грузоподъемность, скорость, расход горючего; для ткани — плотность, усадка, несминаем ость; для обуви — ее прочность, эластичность кожи, удобство колодки, соответствие моде и т.д.

Улучшение качества изделий равносильно увеличению объема выпуска продукции без строительства новых заводов, без увеличения затрат сырья и материалов. Только за счет повышения качества, надежности и долговечности изделий можно увеличить национальный доход страны на многие миллиарды рублей.

Таблица 1 Ключевые понятия и термины, используемые в сфере управления качеством

Наши рекомендации

Термин Определение термина
Качество Совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности (ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»)
Установление потребности Требования, которые содержатся в каком-либо нормативном документе, например в государственном стандарте (ГОСТ) или в технических регламентах
Предполагаемые потребности Дополнительные характеристики объекта, о наличии которых потребитель не предполагал в момент приобретения товара
Объект Это то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено, т.е. это широкое понятие, включающее не только продукцию, но и деятельность или процесс, организацию или лицо
Продукция Материализованный результат деятельности или процесса, обладающий полезными свойствами и предназначенный для удовлетворения потребностей общественного или личного характера. Результаты труда могут быть овеществленными и неовеществленными (энергия, информация)
Всеобщий менеджмент качества (TQM — Total Quality Management) Философия, которая вовлекает каждого члена организации в работу по достижению качества; движущей силой такой работы является удовлетворение потребителя
Свойства продукции Это объективная особенность, которая проявляется при создании, эксплуатации или потреблении изделия. Термин «эксплуатация» применяется к такой продукции, которая в процессе использования расходует свой ресурс. а «потребление» относится к такой, которая при ее использовании расходуется сама. Свойства можно разделить на простые и сложные, например: надежность изделия является сложным свойством, которое обусловлено относительно простыми его свойствами — безотказностью, долговечностью, ремонтопригодностью и сохраняемостью
Показатель