Внутренняя среда функционирования предприятия и факторы ее определяющие.
Внутреннюю среду организации можно рассматривать с точки зрения статики, выделяя состав ее элементов и структуру, и с точки зрения динамики, т. е. протекающих в ней процессов. К элементам внутренней среды относятся цели, задачи, люди, технологии, информация, структура, организационная культура и другие составляющие. Особое место во внутренней среде организации занимают люди. От их способностей, образования, квалификации, опыта, мотивации и преданности зависят в конечном счете результаты работы организации. Осознание того, что организация – это прежде всего работающие в ней люди, что они – главный ресурс организации, меняет отношение к персоналу. Менеджеры уделяют большое внимание отбору людей, введению их в организацию, занимаются обучением и развитием работников, обеспечением высокого качества трудовой жизни. Люди, работающие в организации, их отношения и взаимодействия образуют социальную подсистему организации.
Производственно-техническая подсистема включает комплекс машин, оборудования, сырья, материалов, инструментов, энергии, который производит переработку входящих ресурсов в готовый продукт. Основными характеристиками этой подсистемы являются: используемые технологии, производительность труда, издержки производства, качество продукта, объем запасов.
Финансовая подсистема осуществляет движение и использование денежных средств в организации. В частности, поддержание ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей.
Маркетинговая подсистема связана с удовлетворением потребностей клиентов в продуктах предприятия путем изучения рынка, создания системы сбыта, организации оптимального ценообразования и эффективной рекламы, а также активного воздействия на рынок с целью формирования новых потребностей для увеличения рыночной доли и повышения рентабельности продаж.
4.Возможные сценарии поведения предприятия: новаторско-преобразовательный, адаптационно-оппортунистический, инертно-созерцательный.
Реагирую на возникшие осложнения, предприятия могут прибегнуть к трем возможным сценариям поведения:
- Новаторско-преобразовательный
- Адаптационно-оппортунистический
- Инертно-созерцательный
Новаторско – преобразовательному, направленному на снижение издержек производства и ускорение оборачиваемости капитала и связанного с реструктуризацией производственного аппарата, обновление номенклатуры продукции и активизацией рыночной деятельности. Однако, при его реализации они сталкиваются с серьезными препятствиями в виде недостатка финансовых средств, специалистов и особенно времени, поскольку динамика изменений внешней среды опережает трансформационные процессы внутри предприятия. Неслучайно доля предприятий, для которых характерен такой тип поведения, будет незначительна. Как показывают оценочные опросы, среди российских предприятий к этой группе можно отнести не более 10%-15%, притом добившихся положительных результатов не более 5%.
Адаптационно – оппортунистическому, направленному на сохранение производственных мощностей и поддержание стабильного выпуска продукции посредством адаптации к изменившимся условиям. Способы такого приспособления во многом зависят от условий внешней среды. Макроэкономическая нестабильность, инфляция и отсутствие финансовой дисциплины создают возможности для оппортунистического поведения, практикуя просроченную задолженность (неплатежи), инфляционные доходы, перевод части производства в теневой сектор, участие в более доходных сферах деятельности. Такая форма поведения характерна по меньшей мере для 40% российских предприятий.
Инертно – созерцательному, который характеризуется сокращением производства и номенклатуры продукции, падением рентабельности и сужением масштабов самого производственного процесса (продажа оборудования, сдача в аренду производственных площадей). Финансовое состояние таких предприятий неуклонно ухудшается, и он держатся на плаву лишь благодаря отсутствию финансовой дисциплины, т.е. за счет неплатежей поставщикам, работникам и бюджету. В 1995-1996 гг. в этом положении находилась примерно половина российских предприятий, причем четверть являлась фактическими банкротами.