Товарная и хозяйственная стратегии организации в условиях антикризисного управления
Формирование хозяйственной стратегии в общем виде можно определить как процесс разработки целей развития и функционирования предприятия на определённый период времени, а также способов использования средств для достижения поставленной цели.
Выбор хозяйственной стратегии зависит от множества условий: форм конкурентной борьбы и степени её жестокости, темпов и характера инфляции, экономической политики правительства, сравнительных преимуществ национальной экономики на мировом рынке и иных так называемых внешних факторов, а также внутренних факторов, связанных с возможностями самого предприятия, т.е. его производственными и финансовыми ресурсами.
Процесс формирования хозяйственной стратегии предприятия включает:
- формирование общей, базисной стратегии;
- формирование конкурентной стратегии;
- определение функциональных стратегий.
Базисная стратегия предприятия формируется в зависимости от изменений внешней и внутренней среды, представляя собой общую концепцию поведения предприятия на данном этапе его функционирования. При разработке общей, базисной стратегии решаются две основные задачи:
- отбор и распределение основных элементов общей стратегии предприятия;
- установление конкурентной роли каждого из подразделений предприятия при осуществлении стратегии и определении способов распределения ресурсов между ними.
Товарная политика – это деятельность, связанная с планированием и осуществлением совокупности стратегий и мероприятий по формированию конкурентных преимуществ с точки зрения текущих и долгосрочных целей предприятия.
Товарная стратегия является составной частью хозяйственной и маркетинговой политики предприятия. В силу этого принцип «товар выбирает покупателя» в сочетании с созданием для покупателей широких возможностей выбора должен закладываться непосредственно в производстве. Система конструирования, моделирования, дизайна, механизмы стимулирования и организации производства должны ориентироваться на конкретного потенциального покупателя.
При формировании товарной стратегии необходимо соблюдать ряд условий: иметь чёткое представление о целях производства, сбыта и экспорта на перспективу, стратегии производственно-сбытовой деятельности предприятия; хорошо знать рынок и характер его требований; осознавать возможности и ресурсы в настоящее время и в перспективе.
33.Экономическая стратегия организации, планирование и прогнозирование
Прогнозирование — деятельность, направленная на выявление и изучение возможных альтернатив будущего развития фирмы. Главная роль здесь отводится прогнозированию сбыта продукции. Основная цель прогноза — определить тенденции факторов, воздействующих на конъюнктуру рынка.
При прогнозировании обычно выделяют прогнозы краткосрочные — на 1 — 1,5 года, среднесрочные — на 4-6 лет и долгосрочные — на 10-15 лет.
Среднесрочное идолгосрочное прогнозирование основывается на системе прогнозов —конъюнктуры рынка, соотношения спроса и предложения, ограничений по защите окружающей среды, международной торговли.
В качестве инструментария прогнозирования применяются формализованные количественные методы (факторные, статистического анализа, математического моделирования), методы экспертных оценок, базирующиеся на опыте и интуиции специалистов по данному товару и рынку.
Основная функция прогнозирования — обоснование возможного состояния объекта в будущем и определение альтернативных путей и сроков достижения поставленной цели. Прогноз носит вероятностный характер, но обладает определенной степенью достоверности.
Планирование на предприятии – это совокупность действий по установлению заданий, определяющих направление, темпы, пропорции и результаты работы, на различные периоды времени.
Оно регламентирует деятельность предприятия в области развития техники, технологии, организации производства и труда, социального развития коллектива, выпуска продукции и финансов, обеспечивает успешное выполнение основных установленных заданий и повышение эффективности производства.
Базой разработки перспективного планирования служат технико-экономические расчеты возможностей предприятия, его цехов и производственных участков:
– разработка предложений по целесообразной специализации предприятия, кооперированию и установлению прямых связей с другими предприятиями;
– определение важнейших направлений развития техники и совершенствования организации производства, включая характеристику продукции, подлежащей освоению;
– установление заданий по механизации и автоматизации отдельных участков, освоению новых технологических процессов, реконструкции цехов и т. п.;
– определение важнейших видов продукции, подлежащей выпуску, с учетом спроса потребителей;
– установление заданий по повышению качества и расширению ассортимента выпускаемой продукции;
– установление технико-экономических показателей, характеризующих эффективность работы предприятия (объединения).