Глава III Положение закята в современных мусульманских странах и в России
Йемен. Единственная страна, где взимание закята фактически не прерывалось со времен Пророка до наших дней. В 8 году хиджры в Йемен прибыл назначенный Пророком губернатором Му‘аз бин Джабал, который принялся активно собирать садаку (фактически закят, поскольку на ранних этапах мусульманской истории садака и закят были синонимичными понятиями).
В наши дни закят должны выплачивать все мусульмане, получающие доход или владеющие активами в стране, независимо от их гражданства. Закятом облагаются скот, продукты земледелия, товары и деньги. Статьи расходов из средств, полученных от сбора закята, предусмотрены в государственном бюджете.
Государство собирает также закят аль-фитр–обязательный налог по окончании поста в месяц Рамадан.
В Саудовской Аравии закят был введен в качестве государственного налога королевским декретом от 21.11.1950. Ставка налога составляла 2,5%, но уже на следующий год она была снижена в 2 раза до 1,25%. Оставшуюся половину закята (1,25%) налогоплательщики могли по собственному усмотрению передать тем, кто, по их мнению, в этом больше нуждался, т. е. она превращалась в садаку– добровольную милостыню. Это в принципе не противоречило положениям ислама: государство лишь делегировало подданным право самостоятельно распределять часть закята. Только в 1963 году ставка закята окончательно была восстановлена до 2,5%.
Сначала обложению закятом подлежали только подданные Королевства, а с 1956 года очистительный налог стал взиматься и с жителей Бахрейна, Кувейта и Катара.
В Саудовской Аравии закятом облагаются продукты земледелия, скот, товары и другие активы, а также доходы врачей, адвокатов, агентов недвижимости и др. Сбор закята в целом возложен на Агентство по закяту и налогам при Министерстве финансов, а с продуктов земледелия и животноводства закят собирают специальные структуры. За распределение закята отвечает Министерство труда и социального обеспечения.
Пакистан. Введение закята и ‘ушра в качестве обязательных государственных налогов было частью политики исламизации, проводимой президентом Зия-уль-Хаком. В феврале 1979 года проект Ордонанса «О закяте и ‘ушре» был опубликован в официальной прессе для обсуждения и принят 24.06.1979.
В части, касающейся вопросов закята, Ордонанс вступил в силу 20.06.1980, после внесения поправок и специального указания правительства. Действие положений, касавшихся ‘ушра, было приостановлено до 15.03.1983.
Правительство возлагало на данный закон большие надежды. Государственная казна остро нуждалась в средствах, в том числе и на реализацию неотложных социальных программ. Планировалось, что в течение 3 — максимум 5 лет поступления от сбора закятаи ‘ушра прибавят в бюджет около 2,9 млрд рупий (290 млн долл. США).
Однако многие граждане Пакистана были недовольны введением закята, особенно когда выяснилось, что очистительный налог будет сосуществовать наряду с прежними налогами и что обложению закятом подлежат банковские депозиты, счета, ценные бумаги, акции, продукция горнодобывающей промышленности. Против введения закята в качестве обязательного налога очень активно выступили представители различных шиитских течений, не без основания полагая, что собранные в их общинах средства пойдут прежде всего в пользу суннитского большинства. Шииты призывали членов общины изымать средства из банков и бойкотировать работу созданных правительством структур по реализации шариатских законов, а также требовали, чтобы закят в их общине собирался не государством, а шиитским духовенством.
Только после долгих консультаций и внесения поправок Ордонанс вступил в силу. Шиитам и другим (несуннитским) течениям было разрешено толковать положения о налогообложении в соответствии с их религиозной традицией.
Главным органом, контролирующим сбор, распределение и другие вопросы, связанные с очистительным налогом, стал Центральный совет по закяту во главе с бывшим или действующим судьей Верховного суда Пакистана. Следующим звеном являются провинциальные советы (председателем должен быть член провинциального Верховного суда), далее идут окружные и районные советы. И, наконец, в каждом населенном пункте с численностью жителей от 1000 до 7000 человек предусмотрено создание местного совета (на январь 2002 года в стране функционировало 39 186 местных комитетов по закяту).
Как и в случае с закятом, введение ‘ушра вызвало недовольство как среди мелких и средних земельных собственников и арендаторов, так и среди крупных землевладельцев. Налогоплательщики требовали ввести прогрессивную шкалу налогообложения с учетом размеров земельных наделов. Подвергся критике и подход, при котором устанавливались разные ставки ‘ушра в зависимости от того, была земля богарной (неполивной) или поливной.
В первый год после введения ‘ушра (1983—1984) было недополучено около 40% средств. В другие годы сумма собранного налога оказывалась столь мала, что в отчетах провинций данные поступления зачастую не указывались. Это объясняется тем, что от уплаты ‘ушра освобождаются лица, получающие средства из фонда закята или собирающие с земли менее 948 кг пшеницы или ее зернового эквивалента (нисаб).
ВЛивии, в отличие от Пакистана, банковские депозиты и другие финансовые активы не подлежат обложению закятом. В соответствии с Законом о закяте 1971 года очистительный налог взимается с продуктов земледелия и продукции животноводства (начиная c 1975 года).
Сбором и распределением закята, как и в Саудовской Аравии, занимаются разные ведомства. В законе четко прописаны пропорции распределения собранного закятаи его получатели. К примеру, Всемирная организация исламского призыва, занимающаяся распространением ислама и знаний о нем за пределами Ливии, может претендовать не более чем на 30% от собранного в стране закята.
В Судане закят был объявлен обязательным государственным налогом законом 1984 года, в который вносились существенные изменения в 1986 и 1990 гг. Наряду с закятом также введен специальный налог, взимаемый с местных немусульман и иностранных граждан, постоянно проживающих в Судане.
Всеми вопросами, связанными со сбором и распределением закята в стране, занимается Палата по закяту и налогам при Министерстве по религиозным делам. Однако долгое время положения закона не могли полноценно применяться по причине внутренних неурядиц. Неудивительно, что закятсо скота стал собираться в стране лишь в 1991 году.
Палата по закяту практикует предоставление фермерам беспроцентных кредитов из фонда закята, что в принципе согласуется с позицией большинства современных мусульманских правоведов. После сбора урожая фермеры должны вернуть кредит.
Малайзия. Согласно Конституции Малайзии (ч. 2 ст. 74), все вопросы, связанные с религиозными делами (в том числе мусульманским правом и обычаями), отнесены к компетенции штатов. В большинстве штатов приняты законы, рассматривающие закят в качестве одного из обязательных налогов. Однако несмотря на проводимую политику унификации законодательства, посвященного закяту, пока еще сохраняются различия в регулировании процедур взимания и распределения очистительного налогав различных штатах.
Вопросами закята в штатах занимаются местные исламские религиозные советы. В их структуре предусмотрены специальные подразделения (байт ал-мал), департамент по закяту, комитет по закяту и т. п. Координацию подразделений на федеральном уровне осуществляет Отдел координации байт ал-мал при Департаменте исламского развития Малайзии, имеющем статус федерального агентства, подотчетного премьер-министру страны.
Закят в Малайзии полагается выплачивать с продуктов земледелия, товарных запасов, сбережений, других материальных ценностей и заработной платы. Однако, поскольку лица, отвечающие за сбор закята, не имеют доступ к информации о доходах и активах налогоплательщиков, в обязательном порядке закят уплачивается фактически только с видимых активов.
Кроме того, в Малайзии давно взимается в качестве обязательного платежа закят-аль-фитр. .
Положение закята в России
Если говорить о культуре закята в России, то она была утрачена в годы советской власти, как и культура вакфа. Еще в первые годы после революции в РСФСР выплачивался закят, в частности — за счет поступлений от данного очистительного налога в регионах компактного проживания мусульман (в Поволжье, на Северном Кавказе) для колхозов приобретали инвентарь. Однако в последующие годы закят в местах компактного проживания мусульман перестал собираться. На смену ему пришла нерегулярная садака, выплачиваемая благочестивыми мусульманами в дни религиозных праздников.
Вопрос о закяте должен был рано или поздно встать перед мусульманами России, поскольку в отличие от вакфа — это один из пяти столпов ислама.
Развитию культуры закята в России, помимо прочего, препятствует отсутствие у населения необходимых знаний о данном очистительном налоге. Большинство верующих, как видно из опросов, не в состоянии отличить закят от других исламских институтов благотворительности. И религиозные деятели ничего с этим не могут сделать. Однако смешивание закята и садаки — это еще полбеды. На местах регулярные взносы мусульман, идущие на покрытие административных расходов местных общин, нередко именуются закятом. Очевидно, со стороны руководства данных общин имеет место сознательная попытка сакрализировать характер взимаемых на нужды общины членских взносов и придать им «особый» статус. Подобные уловки, думается, не совсем корректны. Наблюдая, что средства, полученные от уплаты этого «закята» идут не в пользу тех категорий, которые упомянуты в Коране, верующие, напротив, теряют доверие к закяту как институту, способному способствовать эффективному перераспределению богатства в обществе в пользу нуждающихся членов общины.
Неизбежны злоупотребления и при распределении той части очистительного налога, которая полагается сборщикам закята. Зачастую данная доля может достигать 30% от распределяемого закята.
В условиях отсутствия в России централизованной системы закята функцию по сбору и распределению очистительного налога взяли на себя некоторые региональные духовные управления мусульман. При этом в большинстве мечетей духовенство и прихожане продолжают смешивать понятия «садака» «закят».
Пожалуй, самый позитивный опыт по сбору и распределению закята в современной России при непосредственном участии Духовного управления можно наблюдать в Карелии. В республике сбором и распределением закята занимается Духовное управление мусульман Республики Карелия (ДУМ РК), имеющее общины в Петрозаводске, Костомукше и Кондопоге.
Успех карельской общины в вопросах сбора и распределения закята объясняется во многом ее немногочисленностью. Члены общины хорошо знают тех, кто может выплачивать закят и тех, кто нуждается в средствах. На плечи ДУМ РК, таким образом, ложится лишь техническая задача по сбору и распределению очистительного налога. Немаловажную роль играет и тот факт, что муфтий Республики Карелия в своих проповедях, публикациях и публичных выступлениях уделяет значительное внимание необходимости уплаты закята верующими.
В данное время собиранием и распределением закята в России занимаются благотворительные фонды « Закят» при ДУМЕР, «Солидарность» в Москве, также фонд « Закят» при ДУМ РТ.
Выводы по третьей главе
Таким образом, во всех без исключения мусульманских странах исламские налоги (закят) не являются стержнем налоговой системы. К примеру, подоходный налог существует во всех странах, где введены выплаты закята.
В настоящее время преждевременно говорить о создании какой-либо централизованной системы по сбору и распределению закята во всероссийском масштабе под эгидой ЦДУМ или Совета муфтиев или других координирующих мусульманских структур в условиях отсутствия единого для мусульман Духовного управления. Первым шагом на этом пути должно стать совершенствование технической базы по закяту, в частности совершенствование баз данных получателей очистительного налога. Кроме того, необходимо максимально широко использовать современные технологии. Для того чтобы собирать и распределять закят в России, не требуется внесения поправок в законодательство. Однако необходимо в дальнейшем предусмотреть налоговые льготы в отношении регулярных плательщиков закята, в противном случае закят будет иметь характер нерегулярных благотворительных выплат, т.е. будет, как и прежде, подменяться садакой
Заключение
В ходе данного исследования были решены следующие поставленные задачи:
- изучена теоретическая основа закята.
- рассмотрен опыт мусульманских стран в выплате закята
- изучены социально – экономические и духовно – нравственные аспекты закята
- изучено состояние по выплате закята в России и перспективы ее развития
Рассмотрены положительные и отрицательные моменты, а также пути развития закята, дан прогноз перспективам развития закята и сделаны следующие выводы:
Одной из причин пассивности исламской уммы в сфере закята помимо недостаточной просвещенности, также невысокий уровень доверия мусульман к самой системе аккумулирования и распределения денег.
По мнению экспертов, огромную роль при сборе закята играет личность человека, который решился заниматься этой работой. Он должен не только обладать знаниями о том, когда, при каких условиях и сколько средств следует выплатить мусульманину, но и чувством ответственности, высоким авторитетом среди членов общины. «В России люди не выплачивают закят, поскольку элементарно не всем доверяют», — считают эксперты.
В большинстве случаев этому способствуют укоренившиеся в народе стереотипы, с которыми необходимо бороться. В частности, у многих мусульман существует неправильное мнение о том, что пожертвования, которые собирает имам или другой представитель руководства общины, он затем «кладет себе в карман».
В ходе исследования поставленная гипотеза получила свое подтверждение в том, что закят необходим для улучшения качества жизни в обществе, достичь этого можно в случае:
- внедрения в учебный процесс дисциплин объясняющих вред оставления закята, что увеличит среди людей количества выплачивающих закят.
- на пятничных проповедях, в телевидении, в прессе побольше рассказывать о обязательности закята, о вреде его оставления.