Менеджмент – управление экономическими процессами в обществе.
Под менеджментом понимается управление производством, бизнесом или управление социально-экономическими процессами на уровне отдельного хозяйствующего субъекта.
1) Менеджмент – функция. Самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности по организации управления предприятием или конкретной сферой производства. (Здесь главное – деятельность профессионально подготовленного лица, которое обычно не зависит от собственности на капитал фирмы).
2) Менеджмент – как процесс принятия управленческих решений, с помощью которого специально подготовленные работники формируют организацию и управляют ей, через постановку целей и задач развития, разработку способов и методов их достижения, организацию производственной деятельности. Сам процесс менеджмента в свою очередь предполагает выполнение таких функций управления: как планирование, организация, руководство, координация, контроль, мотивация, оценка, принятие решений.
Функции управления реализуются с помощью определенных организационных, административных, экономических, социально-психологических методов. Процесс принятия управленческих решений – это процесс управления производственной деятельностью через определенный механизм воздействия и влияния на производительный труд отдельного работника для того, чтобы можно было достичь максимально возможных результатов.
3) Менеджмент – как особая область человеческих знаний. С данных позиций – это наука и практика рациональной организации управления фирмой, нацеленной на предпринимательский успех, т.е. это система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления.
Имеет предмет изучения: управление, как целенаправленную деятельность людей; свои специфические проблемы и подходы к их решению, свои особые законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы этой деятельности.
Иногда менеджментом называют науку об администрировании. На практике под администрированием обычно понимается обезличенная система управления.
Менеджмент – искусство управления, т.е. наличие особого рода таланта, умения, интуиции и административных навыков у лиц, которые принято называть администраторами, менеджерами, руководителями, управленцами.
Целью менеджмента является обеспечение эффективного функционирования предприятия путем рациональной организации производственного процесса (эффективность - через обеспечение рентабельности предприятия и стабильности его положения на рынке).
Например, основатель школы научного менеджмента Фредерик Тейлор (1856-1915) (осн.1886) в своем главном труде «Принципы научного менеджмента» определил менеджмент как «искусство точно знать, что предстоит сделать и как это сделать, не только организационно, но и экономно, с наименьшей затратой сил, времени и средств, и с достижением наибольших результатов.
Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребности потребителей на основе имеющихся материальных и трудовых ресурсов. Выполнение задач менеджмента по регулированию, организации, координации и контролю за производственным процессом оценивается на рынке.
В зависимости от видов и последовательности деятельности, менеджмент можно разделить на 3 стадии:
стратегическое управление; оперативное управление; контроль.
1) Стратегическое управление предполагает выработку стратегических, долгосрочных целей организации и определение основных путей их достижения. Тем самым, стратегическое управление есть прогнозирование возможных результатов развития организации и перспективное планирование. Где перспективное планирование – это система плановых мер и мероприятий, поэтапно приближающих к достижению генеральной цели развития организации.
2) Оперативное управление связано с постановкой конкретных задач, с координацией процесса их решения, с обеспечением его необходимыми материальными, трудовыми, финансовыми, информационными ресурсами.
Оперативное управление включает текущую, повседневную управленческую деятельность по реализации вышеуказанных задач.
3) Контроль состоит из комплексного, поэтапного анализа и оценки достигнутых результатов, соотнесения их с главной целью развития.
БИЗНЕСМЕН и МЕНЕДЖЕР – не одно и то же лицо. Бизнесмен – всегда владелец, собственник капитала, находящегося в обороте и приносящего доход. Предприниматель тоже не тождественен собственнику или менеджеру. Предприниматель – тоже бизнесмен, но не всякий, а затевающий новое дело, строящий планы, затрачивающий свой собственный труд, энергию, вкладывающий капитал доя их реализации, в расчете на дополнительный доход при удаче или принимающий на себя личный риск при неудаче. Именно поэтому Шумпетер в своей книге «Теории экономического развития» пишет: «Предпринимателями мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций, и которые выступают как активный элемент, причем если предприниматель и не собственник используемых ресурсов, то его риск всегда личный, индивидуальный. В то же время, собственник может получать доход и не заниматься предпринимательством.»
Менеджер, в зависимости от объекта управления, необязательно имеет в качестве непосредственной цели своей деятельности получение прибыли.
По российскому законодательству: «предприниматель – это субъект, деятельность которого нацелена на получение прибыли и ведется им на условии собственной имущественной ответственности».
17. Функции управления
1. Планирование. Данная функция означает выработку и принятие определенного постановления, письменного или устного, в котором перед объектом управления будет поставлена та или иная цель, задача.
Планирование - это одни из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. С данной функции начинается процесс управления, от ее качества зависит успех организации.
По своей сути функция планирования призвана ответить на следующие основные вопросы:
- где мы находимся в настоящее время? менеджеры должны оценить сильные и слабые стороны персонала организации в основных ее областях (финансы, маркетинг, персонал, НИОКР), чтобы определить чего может реально добиться организация.
- куда мы хотим двигаться? менеджеры должны, оценивая возможности и угрозы в окружающей организацию среде, определить какими должны быть цели организации и что может помешать достижению этих целей.
- как мы собираемся сделать это? менеджеры решают, что должны делать члены организации для достижения поставленных целей.
Внутри планирования таким образом можно выделить анализ, прогнозирование, планирование.
2. Организация реализации принятых решений.Сущность функции состоит в том, чтобы обеспечить выполнение решения с организационной стороны, т.е. создать такие управленческие отношения, которые бы обеспечили наиболее эффективные связи между всеми элементами управляемой системы. ОРГАНИЗОВАТЬ - это значит разделить на части и делегировать выполнение общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий, а также установления взаимосвязей между различными видами работ.
Содержанием функции является:
- доведение решения до исполнителя;
- приспособление организационной структуры фирмы к задачам намечаемой деятельности;
- подбор людей для конкретной работы и делегирование им полномочий, прав использования ресурсов организации.
3. Мотивация. Сущность функции мотивации заключается в том, чтобы персонал фирмы выполнят работу в соответствии с делегированными ему правами и обязанностями и сообразуясь с принятыми управленческими решениями. В общем смысле мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения определенных целей.
Содержательные теории мотивации основываются на определении внутренних побуждений, которые заставляют людей действовать определенным образом. Процессуальные теории мотивации основываются на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. В процессуальных теориях анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Поведение личности определяется не только потребностями, но является также функцией восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного типа поведения.
4. Контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Он представляет собой систему наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемой подсистемы принятым решениям, а также выработки определенных действий. Существует три аспекта управленческого контроля:
- установление стандартов - точное определение целей, которые должны быть достигнуты в определенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования;
- измерение того, что было достигнуто за период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами;
- подготовка необходимых корректирующих действий. Менеджер должен выбрать одну из трех линий поведения: ничего не предпринимать, установить отклонение или пересмотреть стандарт. Таким образом, если отклонения незначительные переходим на п.2 с целью их ликвидации. Если отклонения значительны, необходимо возвратиться на п.1.