Виды и структура малой группы в туристской организации.

виды и структура малой группы в туристской организации. - student2.ru

Рис. 1. Уровни управления организацией

Горизонтальное и вертикальное разделение труда в туристской организации

Горизонтальное разделение труда. Горизонтальные отношения имеют согласовательный характер и являются, как правило, одноуровневыми. Горизонтальное разделение труда — это качественная и количественная дифференциация трудовой деятельности. По существу, это разделение всей работы на составляющие компоненты, т.е. расчленение общего трудового процесса на различные частные, непрерывные, обособленные виды деятельности со специализацией производства и исполнителей. Такое разделение труда производится, как правило, по функциональному, отраслевому и квалификационному признакам.

Вертикальные связи — это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т.е. при наличии нескольких его уровней. В этом случае на первый план выступает обособление функции управления, суть которой состоит в целенаправленном координировании и интегрировании деятельности всех элементов организации.

Линейная структура управления является логически более стройной и формально определенной, но вместе с тем и менее гибкой. Каждый из руководителей обладает всей полнотой власти, но относительно небольшими возможностями решения функциональных проблем, требующих узких, специальных знаний. Линейная организационная структура управления имеет свои преимущества и свои недостатки.

Характеристика этапов развития группы.

Этапы развития группы

Общая характеристика этапа развития. Отношение к работе Принципы управления.
0. До-формирование. Возникла необходимость в группе. Есть цели и задачи. Определяется штатное расписание, должностные инструкции, критерии отбора. Ведется набор группы.   Тщательная подготовка к созданию группы.
1. Формирование группы. А. «Приглядывание» Люди собраны, работают по инструкции, приглядываются друг к другу. Б. Фаза «шторма» («бури»). Бурное образование группировок. Выявляются сильные и слабые стороны каждого. Идет проверка претендентов на лидерство. Постоянные дискуссии, борьба идей и мнений. Не способная, не умеющая и не желающая работать. Четкое инструктирование. Жесткий постоянный контроль. Мягкая поддержка лидеров. Задание ориентиров.
2. Экспериментирование. А. Эксперимент с методами и способами работы, с формами поведения и взаимоотношений. Результаты закрепляются в нормах группы. Б. Эксперименты с деловой тактикой и стратегией. Вырабатываются единое понимание задач и единая стратегия группы в их достижении. Результаты закрепляются в ценностях группы. Восприимчивая, желающая, но еще не способная эффективно работать. Четкое инструктирование. Этапный контроль. Поддержка инициативы в рамках должности сотрудника. Управление формированием норм и ценностей.
3. Эффективность группы. Разворачиваются согласованные действия по достижению целей. Члены группы хорошо знают друг с деловой стороны. Сложились единые ценности и нормы. Люди гордятся своей принадлежностью к группе. Формируется автономность группы, чувство «МЫ», что позволяет отграничить себя от окружающего мира - «Они». Максимум единогласия в группе и давления группы на человека. Закрытость для информации и новичков извне. Восприимчивая, желающая и во многом способная эффективно работать. Высокое доверие по текущей работе. Привлечение к решению задач организации, участию в управлении. Расширение связей с внешним миром. Предупреждение угроз извне.
4. Зрелость группы. Группа отличается высокой сплоченностью, бережным отношением к каждому человеку и его мнению. Хорошо знают деловые и личные особенности каждого Групповые цели и проблемы совместной деятельности принимаются каждым как свои. Группа самоорганизуется. Сглаживается роль лидеров. Группа стремится к развитию и поддерживает развитие всех своих членов. Она открыта людям и информации. Группа желающая, полностью способная и умеющая работать. Доверие к группе. Передача ей управленческих полномочий по текущим вопросам. Консультирование с группой по стратегическим. Поддержка саморазвития.
5-… Старение группы. Накапливается усталость от взаимодействия с одними и теми же людьми. Снижается способность к изменениям, развитию, часть людей уходят, остальные общаются «по привычке», существенные вопросы не решаются, нарастает конфликтность и взаимное недовольство. Группа способная, умеющая, но все меньше желающая работать. Специальные мероприятия по «встряске», обновлению атмосферы в группе, мотивированию группы к работе.
6- …. Прекращение деятельности группы. /Не обязательный этап/. Цели достигнуты, задачи выполнены, совместная деятельность завершена. Группа распадается. Нет необходимости работать. Отметить завершение работы каким-либо ритуалом.

Лидерство в малых группах.





Лидерство в малой группе — это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов. Основными признаками лидерства являются:

- более высокая активность и инициативность индивида при решении группой совместных задач;

- большая информированность о решаемой задаче, о членах группы и о ситуации в целом;

- более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы;

- большее соответствие поведения социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе;

- большая выраженность личных качеств, эталонных для данной группы.

Основные функции лидера — организация совместной жизнедеятельности в различных ее сферах, выработка и поддержание групповых норм, внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами, принятие ответственности за результаты групповой деятельности, установление и поддержание благоприятных социально-психологических отношений в группе.

В зависимости от степени выраженности направленности на ту или иную сферу жизнедеятельности группы можно выделить типы лидеров, ориентированных:

- на решение групповых задач;

- на общение и взаимоотношения в группе;

- универсальных лидеров.

Наши рекомендации