Виды и структура малой группы в туристской организации.
Рис. 1. Уровни управления организацией
Горизонтальное и вертикальное разделение труда в туристской организации
Горизонтальное разделение труда. Горизонтальные отношения имеют согласовательный характер и являются, как правило, одноуровневыми. Горизонтальное разделение труда — это качественная и количественная дифференциация трудовой деятельности. По существу, это разделение всей работы на составляющие компоненты, т.е. расчленение общего трудового процесса на различные частные, непрерывные, обособленные виды деятельности со специализацией производства и исполнителей. Такое разделение труда производится, как правило, по функциональному, отраслевому и квалификационному признакам.
Вертикальные связи — это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т.е. при наличии нескольких его уровней. В этом случае на первый план выступает обособление функции управления, суть которой состоит в целенаправленном координировании и интегрировании деятельности всех элементов организации.
Линейная структура управления является логически более стройной и формально определенной, но вместе с тем и менее гибкой. Каждый из руководителей обладает всей полнотой власти, но относительно небольшими возможностями решения функциональных проблем, требующих узких, специальных знаний. Линейная организационная структура управления имеет свои преимущества и свои недостатки.
Характеристика этапов развития группы.
Этапы развития группы
№ | Общая характеристика этапа развития. | Отношение к работе | Принципы управления. |
0. | До-формирование. Возникла необходимость в группе. Есть цели и задачи. Определяется штатное расписание, должностные инструкции, критерии отбора. Ведется набор группы. | Тщательная подготовка к созданию группы. | |
1. | Формирование группы. А. «Приглядывание» Люди собраны, работают по инструкции, приглядываются друг к другу. Б. Фаза «шторма» («бури»). Бурное образование группировок. Выявляются сильные и слабые стороны каждого. Идет проверка претендентов на лидерство. Постоянные дискуссии, борьба идей и мнений. | Не способная, не умеющая и не желающая работать. | Четкое инструктирование. Жесткий постоянный контроль. Мягкая поддержка лидеров. Задание ориентиров. |
2. | Экспериментирование. А. Эксперимент с методами и способами работы, с формами поведения и взаимоотношений. Результаты закрепляются в нормах группы. Б. Эксперименты с деловой тактикой и стратегией. Вырабатываются единое понимание задач и единая стратегия группы в их достижении. Результаты закрепляются в ценностях группы. | Восприимчивая, желающая, но еще не способная эффективно работать. | Четкое инструктирование. Этапный контроль. Поддержка инициативы в рамках должности сотрудника. Управление формированием норм и ценностей. |
3. | Эффективность группы. Разворачиваются согласованные действия по достижению целей. Члены группы хорошо знают друг с деловой стороны. Сложились единые ценности и нормы. Люди гордятся своей принадлежностью к группе. Формируется автономность группы, чувство «МЫ», что позволяет отграничить себя от окружающего мира - «Они». Максимум единогласия в группе и давления группы на человека. Закрытость для информации и новичков извне. | Восприимчивая, желающая и во многом способная эффективно работать. | Высокое доверие по текущей работе. Привлечение к решению задач организации, участию в управлении. Расширение связей с внешним миром. Предупреждение угроз извне. |
4. | Зрелость группы. Группа отличается высокой сплоченностью, бережным отношением к каждому человеку и его мнению. Хорошо знают деловые и личные особенности каждого Групповые цели и проблемы совместной деятельности принимаются каждым как свои. Группа самоорганизуется. Сглаживается роль лидеров. Группа стремится к развитию и поддерживает развитие всех своих членов. Она открыта людям и информации. | Группа желающая, полностью способная и умеющая работать. | Доверие к группе. Передача ей управленческих полномочий по текущим вопросам. Консультирование с группой по стратегическим. Поддержка саморазвития. |
5-… | Старение группы. Накапливается усталость от взаимодействия с одними и теми же людьми. Снижается способность к изменениям, развитию, часть людей уходят, остальные общаются «по привычке», существенные вопросы не решаются, нарастает конфликтность и взаимное недовольство. | Группа способная, умеющая, но все меньше желающая работать. | Специальные мероприятия по «встряске», обновлению атмосферы в группе, мотивированию группы к работе. |
6- …. | Прекращение деятельности группы. /Не обязательный этап/. Цели достигнуты, задачи выполнены, совместная деятельность завершена. Группа распадается. | Нет необходимости работать. | Отметить завершение работы каким-либо ритуалом. |
Лидерство в малых группах.
Лидерство в малой группе — это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов. Основными признаками лидерства являются:
- более высокая активность и инициативность индивида при решении группой совместных задач;
- большая информированность о решаемой задаче, о членах группы и о ситуации в целом;
- более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы;
- большее соответствие поведения социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе;
- большая выраженность личных качеств, эталонных для данной группы.
Основные функции лидера — организация совместной жизнедеятельности в различных ее сферах, выработка и поддержание групповых норм, внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами, принятие ответственности за результаты групповой деятельности, установление и поддержание благоприятных социально-психологических отношений в группе.
В зависимости от степени выраженности направленности на ту или иную сферу жизнедеятельности группы можно выделить типы лидеров, ориентированных:
- на решение групповых задач;
- на общение и взаимоотношения в группе;
- универсальных лидеров.