Особенности составления должностного профиля специалиста туристского бизнеса.

Квалификационные требования к специалистам туристского бизнеса России отражены в постановлении Министерства труда и социального развития № 8 «О квалификационных требованиях к основным должностям работников туристской индустрии». Форма, структура и содержание этого документа основаны на положениях современных европейских стандартов, в частности Великобритании, Франции, Германии. Все требования даются для трех квалификационных уровней персонала: для специалистов первого и второго квалификационного уровней (младший и квалифицированный персонал) и специалистов третьего уровня (управляющий персонал).

Квалификационные требования, предъявляемые к работникам первого и второго квалификационных уровней, занятым туроператорской деятельностью, заключаются в следующем:

- планирование и составление программы тура;

- расчет стоимости тура;

- бронирование мест в гостиницах, бронирование и продажа билетов;

- составление программ экскурсионных и других дополнительных услуг;

- инструктаж гидов и водителей;

- оформление туристской документации;

- визовое обслуживание;

- проведение маркетинговой работы;

- взаимодействие с турагентствами и другими организациями;

- прямая продажа турпакетов;

- заключение агентских и других договоров;

- выполнение административных функций. Специалисты первого квалификационного уровня, работающие в фирмах туроператорах, могут занимать должности оператора бронирования, оператора по продажам, оператора по въездному туризму, оператора по выездному и внутреннему туризму, сопровождающего, секретаря, кассира, стажера, курьера. Эти специалисты должны иметь квалификацию бакалавра или среднее специальное образование или закончить профессиональные курсы.

В офисе турфирмы работой с клиентами занимаются менеджеры направлений. На маршруте туристов обслуживают работники, имеющие различную социально-профессиональную принадлежность: водители, горничные, портье, официанты, контролеры билетеры и многие другие. Наиболее активно взаимодействуют с туристами профессионально подготовленные экскурсоводы, гиды переводчики и инструкторы проводники.

Экскурсовод (гид) — знакомит экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране или месте временного пребывания.

Гид переводчик — свободно владеет иностранным языком, знание которого необходимо для перевода и ознакомления экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране или месте временного пребывания.

Инструктор проводник — сопровождает туристов и обеспечивает их безопасность при прохождении туристских маршрутов.

Профессионализм менеджеров, работающих в сфере туризма, определяется в основном четырьмя факторами.

Это:

Во-первых, наличие глубоких профессиональных знаний и умений. Высокий профессиональный уровень — это 80% успеха.

Во-вторых, коммуникабельность,

В-третьих, знание как минимум одного или двух иностранных языков,

В-четвертых, умение работать на персональном компьютере (знание офисного пакета, графических программ, прикладных систем бронирования туров и делопроизводства турфирмы, а также хорошие навыки поиска информации в сети Интернет).

Особенности разработки и принятия управленческих решений в сфере туризма.

Содержание и виды управленческих решений

Одним из показателей деятельности менеджера является его способность принимать правильные решения. Так как менеджеры выполняют четыре функции управления, они реально имеют дело с постоянным потоком решений по каждой из них, т.е. планированию, организации, мотивации и контролю. Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей.

Под управленческим решением понимают выбор альтернативы - акт, направленный на разрешение проблемной ситуации. В конечном итоге управленческое решение представляется как результат управленческой деятельности.

В более широком понимании управленческое решение рассматривают как основной вид управленческого труда, совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач.

Виды управленческих решений. Решения можно классифицировать по многочисленным признакам. Однако определяющим моментом являются условия, в которых принимается решение. Обычно решения принимаются или в обстановке определенности, или в обстановке риска (неопределенности). Некоторые авторы рассматривают решения, принимаемые в условиях риска и неопределенности, раздельно.

В условиях определенности менеджер сравнительно уверен в результатах каждой из альтернатив. В обстановке риска (неопределенности) максимум, что может сделать менеджер, - определить вероятность успеха для каждой альтернативы.

Существуют и другие критерии классификации управленческих решений:

· по сроку действия последствий решения: долго-, средне- и краткосрочные решения;

· по частоте принятия: одноразовые (случайные) и повторяющиеся;

· по широте охвата: общие (касающиеся всех сотрудников) и узкоспециализированные;

· по форме подготовки: единоличные, групповые и коллективные;

· по сложности: простые и сложные;

· по жесткости регламентации: контурные, структурированные и алгоритмические.

Наши рекомендации