Глава 2 Выход белорусских предприятий на зарубежные рынки
В Беларуси объем внешнеторгового оборота составляет 116-119%. Это указывает на зависимость национальной экономики от внешнеэкономических связей и тенденций развития мировой экономики.
Структурообразующую основу экономики составляют крупные предприятия, монополисты в национальной экономике, но являющиеся в финансовом, техническом, организационном плане слабыми на мировом рынке. При расчете лишь на локальные рынки, они тем самым подвергаются высокой опасности отстать от тенденций в мировой экономике и упустить свои стратегические шансы, в том числе могут потерять не только завоеванные внешние, но и внутренние рынки.
Особую актуальность в связи с этим приобретают вопросы выбора наиболее эффективной международной стратегии. Вовлечение фирмы в деятельность на внешнем рынке происходит по схеме: отсутствие экспорта; экспорт через посредников (агентов); создание торговых представительств; организация производства за рубежом (прямые производственные инвестиции за рубежом).
Степень интернационализации белорусских предприятий такова, что наиболее характерным для них является активизация экспортной деятельности. В настоящее время создание собственной товаропроводящей сети за рубежом является проблематичным по причине отсутствия у многих предприятий-экспортеров достаточных средств. Однако отдельные примеры такой работы имеются.
На протяжении 2000-2010 г.г. за рубежом действовало более 170 объектов товаропроводящей сети. в 2003 г. Объем белорусской продукции составил 784,5 млн. долл. США. Основные виды товаров: калийные удобрения, черные металлы и изделия из них, тракторы, телевизоры, ткани хлопчатобумажные и из синтетических нитей, бумага обойная, мебель и части для мебели, продукция легкой промышленности.
К наиболее характерным примерам развития товаропроводящей сети белорусских предприятии можно отнести РУП Минский завод «Калибр», РУП «Экран» (г. Борисов) с филиалами в Краснодаре и Санкт-Петербурге, РУП «Борисовский завод медицинских препаратов», Белорусский металлургический завод и др..
Для воплощения в реальность подобных планов главной формой интер национализации крупнейших промышленных предприятий Беларуси, таких как МТЗ, МАЗ, БелАЗ, Гомсельмаш, должны стать активные действия по созданию собственной производственной заграничной сети.
Таким образом, ориентация на создание и развитие собственной товаропроводящей сети в различных странах является основным условием наращивания белорусскими предприятиями экспортных поставок.
Белорусские предприятия должны стать более международными по характеру своей деятельности, владеть и/или контролировать производство продукции в разных странах мира, располагая там свои филиалы,. Необходима переориентация международной деловой активности с экспорта белорусских товаров на производственную деятельность на подконтрольных заграничных производственных предприятиях с последующей реализацией продукции на зарубежных рынках. Причем необходимо учитывать различия в экономической ситуации отдельных стран, которые дадут возможность белорусским предприятиям маневрировать загрузкой производственных мощностей и приспосабливать свои производственные программы к меняющимся условиям текущей конъюнктуры.
Прямые иностранные инвестиции в создание собственной производственной заграничной сети должны стать главной формой крупных предприятий Беларуси. Филиалы и дочерние предприятия по производству должны стать либо в форме сборочных производств или предприятий с полным производственным циклом.
На начальном этапе закрепления на внешних рынках предпочтительно использование менее рисковых форм, без переноса основных производственных ресурсов, таких как сборка машин и оборудования из поставляемых основных частей, произведенных в Беларуси.
Как известно, рентабельность готовой продукции колеблется в пределах 10-20 %, а запасных частей и комплектующих - 30-60 %. Следовательно, реализовывать комплектующие гораздо выгоднее, чем продавать готовую продукцию.
Таким образом, идя по пути развития своей международной деятельности, белорусские компании, на наш взгляд, должны отдавать предпочтение осуществлению зарубежных производственных операций посредством организации сборочных предприятий на рынках целевых стран.
МТЗ достаточно интенсивно развивает собственную производственную сеть за рубежом.
МАЗ организовывает сборочные производства на рынках Российской Федерации и стран СНГ и др.
Формирование стратегии проникновения белорусских предприятий предполагает решение трех стратегически важных вопросов: выбор зарубежных рынков сбыта; определение функций хозяйственной деятельности, выносимых за рубеж; выбор организационно-правовых форм организации перемещаемых на территорию зарубежных стран хозяйственных операций. При выборе зарубежных рынков сбыта белорусским компаниям необходимо учитывать фактор их географической и психологической близости к Беларуси, а следовательно, необходимо развивать географическое распространение своей хозяйственной деятельности постепенно, по мере возрастания опыта осуществления международных операций.
Заключение
В данной работе мы рассмотрели все те формы которыми предприятие может воспользоваться предприятие для выхода на внешние рынки.
1. Экспорт.
Преимущества.
- отсутствие больших затрат на создание инфраструктуры за рубежом. Получение экономических выгод и экономии от эффекта масштаба.
Недостатки.
- экспорт могут сделать невыгодным ряд причин:
- высокие транспортные издержки;
- применение страной – импортером таможенных пошлин и других мер нетарифного регулирования, приводящих к экономической нецелесообразности экспорта.
2. Совместное предпринимательство.
Преимущества.
- компания получает выгоды от знания партнером местных условий, делит издержки и риски освоения рынка с местным игроком. В некоторых случаях – это единственный способ выхода на конкретный рынок.
Недостатки.
- у компании существует риск утраты контроля над технологией, невозможность глобальной координации, риск конфликтов между компаниями инвесторами за осуществление контроля.
3. Инвестирование
По мере приобретения компанией опыта производственной деятельности на крупном иностранном рынке она получает возможность использовать преимущества низкой стоимости рабочей силы, сырья, льгот, предоставляемых правительством.
Создание новых рабочих мест способствует формированию положительного имиджа компании в принимающей ее стране.
Поддерживая хорошие отношения с органами власти, потребителями, местными поставщиками и дистрибьюторами, компания приспосабливает свою продукцию к потребностям данного рынка.
Компания полностью контролирует инвестиции и проводит производственную и маркетинговую политику, наилучшим образом отвечающую ее долгосрочным целям.
В условиях глобализации мировой экономики у Беларуси появилась возможность интеграции в мировую рыночную систему путем участия в транснациональных корпорациях, создания новых или встраивания необходимых звеньев в уже существующие. Все это является эффективным средством ускорения экономического развития страны, реструктуризации и активации взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными партнерами и создания конкурентной продукции.