Совместные предприятия и его формы.
Совместное предпринимательство представляет собой производственную или коммерческую деятельность партнеров двух или более стран в различных формах, содержанием которой является кооперация в сфере производства, обращения, сервиса и инвестиций.
Лицензирование.
СПД базируется на том, что лицензиар (продавец) передает лицензиату (покупателю) право на использование производственного процесса, патента, товарного знака в обмен на гонорар или лицензионный платеж. В зависимости от характера предмета и правовой основы, международные операции по торговле научно-техническими знаниями делятся на два вида:
1) операции по торговле патентами и лицензиями;
2) операции по торговле техническими услугами.
Франчайзинг - это такая организация бизнеса, в которой компания (франчайзер) передает независимому человеку или компании право на продажу продукта или услуг под своим товарным знаком, которая обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзер. В обмен на соблюдение этих правил компания получает разрешение использовать имя франчайзера, его репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки.
Кооперации и сопроизводство
Международная кооперация развивается в различных формах. Это может быть:
1) кооперация, реализуемая через договор и не сопровождаемая созданием каких-либо организационных структур;
2) кооперация, реализуемая через международные хозяйственные объединения.
Промышленная кооперация включает три формы:
• научно-техническую;
• производственную;
• научно-производственную.
Научно-техническая кооперация означает сотрудничество в области проведения НИОКР по избранным темам на основе разделения труда между партнерами.
Производственная кооперация - это длительные связи при производстве массовой или серийной продукции.
Научно-производственная кооперация - это устойчивое сотрудничество по всему циклу "наука - техника - производство"..
Предприятия совместного владения.
Совместное владение - форма совместного предпринимательства, при которой объединяются усилия зарубежных и местных инвесторов с целью создания местного коммерческого предприятия, которым они владеют и управляют совместно. Этот вид предприятий создается и управляется совместно с иностранными и местными инвесторами, как правило, частными фирмами, но иногда государственными предприятиями или даже правительственными органами. Совместные предприятия также могут образовываться в третьей стране несколькими иностранными компаниями.
Главными мотивами использования совместных предприятий как стратегии вхождения в мировой рынок являются:
- снижение капитальных затрат и снижение риска при создании новых мощностей; приобретение источников сырья или новой производственной базы;
- расширение действующих производственных мощностей; реализация преимуществ более низкой стоимости факторов производства;
- возможность избежать цикличности или сезонности при нестабильности производства; приспособление к процессу сокращения жизненного цикла продукции; повышение эффективности существующего маркетинга;
- приобретение новых каналов торговли; возможность проникновения на конкретный географический рынок; изучение потребностей;
- приобретение управленческого опыта на новых рынках;
- приспособление к принимающей страны.
Стратегические союзы.
Формальный или неформальный союз, созданный с целью обьединения ресурсов для решения задач реорганизации, повышения рыночной эффективности и т.д., либо достижения эффекта маштаба, либо других целей.
Стратегические союзы являются самой перспективной формой интеграции компаний. Именно они из всех возможных форм оказались в центре внимания ТНК в 90-х гг. Прогнозируется, что в XXI в. они превратятся в важнейшее орудие конкурентной борьбы. Заключение альянсов представляет собой один из наиболее быстрых и дешевых путей реализации глобальной стратегии.
Выделяют четыре разновидности стратегических союзов:
- альянсы с акционерным участием в существующих предприятиях;
- С.С. с созданием новых компаний (совместных предприятий);
- консорциумы для реализации инвестиционных проектов;
- своюзы со слабой кооперацией.
С точки зрения сферы деятельности стратегические альянсы условно можно разделить на три вида:
- своюзы по реализации проектов НИОКР;
- своюзы по организации совместного производства;
- своюзы по совместному освоению новых рынков.
Контракт менеджмент
– способ выхода на зарубежный рынок с минимальным риском и получением доходов с самого начала деятельности.
В этом случае фирма предоставляет зарубежному партнеру ноу-хау в области управления, а тот обеспечивает необходимый капитал. Таким образом, фирма экспортирует не товар, а скорее управленческие услуги. Однако использовать этот способ нецелесообразно, если фирма располагает ограниченным штатом квалифицированных управляющих, которых можно использовать большей выгодой для себя, или если самостоятельное осуществление всего предприятия принесет гораздо бо́льшие прибыли. Кроме того, управление по контракту на некоторое время лишает фирму возможности развернуть собственное предприятие.
Многонациональная компания
— это разновидность холдинговой компании, осуществляющей хозяйственную деятельность на различных национальных рынках и стремящаяся через менеджеров дочерних подразделений адаптировать свои продукты и маркетинговую стратегию к местным особенностям.
МНК является одной из наиболее сложных форм организации международного бизнеса. Такая компания использует международный подход в поиске заграничных рынков и при размещении производства, а также комплексную глобальную философию бизнеса, предусматривающую хозяйственную деятельность как внутри страны происхождения, так и за ее пределами. Организация, формы и структурные особенности различных МНК могут быть достаточно разнообразными. Тем не менее можно выделить следующие основные принципы, лежащие в основе МНК и отличающие эту форму организации международного бизнеса от других форм международного бизнеса, в частности, МСА:
♦ корпоративная целостность, основанная на принципе акционерного участия;
♦ ориентация на достижение единых для компаний МНК стратегических целей и решение общих стратегических задач;
♦ наличие единой управленческой вертикали (с различной степенью жесткости) и единого центра контроля в виде холдинговой компании, банка, либо группы взаимосвязанных компании;
♦ бессрочный характер существования МНК.
Таким образом выбор способа и формы выхода на внешний рынок определяется не только внутренними факторами предприятия, производителя, но и внешними – тенденциями развития того сегмента, на который выходит экспортер, регулированием импорта данного вида товара в стране, которой предполагается экспортировать товар международными нормами и правилами и т.д.
Зарубежное инвестирование.
Зарубежное инвестирование, как способ выхода на ВР, выступает в след формах:
- покупка предприятий;
- покупка акций за границей;
- организация смешенного предприятия; международные торги (тендеры).
Инвесторы руководствуются желанием получить большую прибыль или реализовать другие свои цели.
Центр ООН по ТНК выделяет четыре наиболее типичных случая капиталовложений:
- предпринимательская деятельность за рубежом осуществляется потому, что ввоз некоторых товаров невозможен или затруднен.
- торговля с другой страной ведется без существенных ограничений, однако производство товаров и услуг на месте является наиболее эффективным способом и дешевым способом.
- страна приложения предпринимательского капитала является более дешевым местом производства товаров и услуг для их поставки на мировой рынок.
- вместо наращивания производства на родине с целью последующего экспорта производство организуется за рубежом из-за того, что для некоторых видов продукции, особенно технически ᴄᴫᴏжных, важно послепродажное обслуживание, консультационные и другие услуги, требующие постоянного присутствия производителя на рынке.
В целом повышение прямых инвестиций способствуют решению следующих задач ВЭД:
- использовать относительные преимущества зарубежных стран для производства конкурентоспособной продукции путем получения доступа к национальным ресурсам, что ведет к освоению новых рынков. Наладить послепродажное обслуживание на месте что повышает ее конкурентоспособность.
- снизить транспортные издержки.
- сократить затраты на выплату таможенных пошлин, а также избежать торговые барьеры выдвигаемые рядом стран и региональных объединениями.
- обеспечить вертикальную интеграцию пр-ва.