Напоминание мужьям относительно благого отношения к женам


Всевышний Аллах сказал: «Живите с ними (женами) достойно, и даже если они неприятны вам, то ведь вам может быть неприятно то, в чем Аллах заложил много добра» (ан-Ниса 4: 19).
Хафиз Ибн Касир о словах: «Живите с ними достойно», сказал: “Т.е. говорите женам красивые слова, обходитесь с ними хорошо и прихорашивайтесь для них, делая все это по мере ваших сил, так же, как вы сами желаете этого от них”. См. “Тафсир Ибн Касир” 1/477.
Всевышний Аллах сказал: «Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям из числа ваших родственников и соседям, которые не являются вашими родственниками и находящимся рядом спутникам» (ан-Ниса 4: 36).
Ибн Аби Лейля о словах: «находящимся рядом спутникам», сказал: “Это жена”. Ибн Аби ад-Дунья в “Китаб аль-‘Ияль” 477.
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Обходитесь с женщинами хорошо, ведь, поистине, женщина сотворена из ребра, а наибольшей кривизной отличается верхняя его часть, и если ты попытаешься выпрямить ребро, то сломаешь его, сломать же ее значит развестись с ней, а если оставишь его в покое, то оно так и останется кривым. А поэтому обходитесь с женщинами хорошо». аль-Бухари 3331, Муслим 1468.
Имам ан-Науауи сказал: “В этом хадисе указание на проявление мягкости и хорошего отношения к женщинам, проявление терпения на кривизну в их характере и слабость их ума, а также указание на порицание развода с ними без причины”. См. “Шарх Муслим” 10/57.
Со слов Самуры ибн Джунбуда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, женщина сотворена из ребра, и если ты попытаешься его выровнять, то сломаешь его. Так будь же мягким к ней, тогда проживешь с ней». Ахмад 5 /8, аль-Хаким 4/174. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 1944.
Имам аль-Мунауи в словах: «Так будь же мягким к ней, тогда проживешь с ней», сказал: “Т.е. проявляй к жене мягкость и ласку, и тогда ты добьешься от нее то, чего желаешь из числа наслаждения и хорошей совместной жизни, что является важнейшим в жизни. В этом хадисе также указание на нежелательность развода без шариатской на то причины”. См. “Файдуль-Къадир” 2112.
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Женщина подобна ребру, и если ты попытаешься его выровнять, то сломаешь его. Так наслаждайся же ею, не смотря на ту кривизну, что есть в ней». Ибн Хиббан 9/487. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.
Эти хадисы пророка (мир ему и благословение Аллаха) ясно указывают нам на то, что добиться от женщины совершенства невозможно, ибо такими создал их Аллах, а поэтому мужья должны проявлять к ним снисходительность, прощая им некоторые их проступки и проявляя в отношении к ним терпение. Ведь наслаждение женой и совместной жизнью с ней не может быть, кроме как проявляя терпение к ее «кривизне».
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О Аллах, я запрещаю ущемлять права двух слабых: сироты и женщины!» Ахмад 2/439, Ибн Маджах 3678. Хафиз аль-Бусайри, шейх аль-Альбани и Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса.
Со слов аль-Микъдада ибн Ма’дикариба (да будет доволен им Аллах) сообщается: “Однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) встал среди людей, восхвалил Аллаха и сказал трижды: «Поистине, Аллах завещает вам относиться к женщинам хорошо! Поистине, они – ваши матери, ваши дочери, ваши сестры, ваши тети. Поистине, человек из числа людей Писания женился на женщине, проявляя к ней терпение, [и никогда не бил ее, оставляя следа на теле]. И они умирали в старости, питая любовь друг к другу»”. Когда передатчик этого хадиса Абу Саляма рассказал об этом хадисе аль-‘Аля аль-Гъасани, последний сказал: “До меня дошло, что из числа скверных поступков, которые Аллах запретил, но о чем не сообщил в Коране, это когда мужчина женится на женщине, и после того, как они прожили долго, и она родила ему, он разводится с ней, не имея какого-либо основания”. ат-Табарани в “аль-Кабир” 20/374, аль-Харис в “аль-Муснад” 495. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2871.
Смысл этого великого хадиса в том, чтобы побудить мусульман к хорошему отношению к женам, проявлению терпения к ним, потому что так поступали люди Писания, которые являются неверными и заблудшими, тогда как мусульмане более достойны таких взаимоотношений.
Шейх аль-Альбани об этом хадисе сказал: “Это было среди людей Писания тогда, когда у них еще была нравственность, и когда они были религиозными, даже если и следовали искаженной религии. А что касается наших дней, то они запрещают дозволенное Аллахом, как развод и открыто дозволяют прелюбодеяние и даже гомосексуализм”. См. “ас-Сахиха” 6/874.
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Однажды ко мне зашла Хауля бинт Хаким, которая была женой ‘Усмана ибн Маз’уна. Увидев то, как она выглядит изнуренной и неопрятной, пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «О ‘Аиша, что случилось с Хаулей?» Я ответила: “О посланник Аллаха, у женщины муж, который постится все время и молится по ночам, она словно женщина, у которой нет мужа, поэтому оставила себя и запустила”. Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отправил за ‘Усманом, а когда он пришел, он ему сказал: «О ‘Усман, ты отвергаешь мою Сунну?!» Он ответил: “Клянусь Аллахом нет, о посланник Аллаха, напротив, я стремлюсь к твоей Сунне!” На это пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, я сплю и молюсь, соблюдаю пост и кушаю и заключаю браки с женщинами. Побойся же Аллаха, о ‘Усман! Поистине, твоя жена имеет на тебя право, и твои гости имеют на тебя право, и твоя душа имеет на тебя право. Поэтому постись и кушай, молись по ночам и спи»”. Ахмад 6/268, Ибн Хиббан 1288. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса. См. “Ируа аль-гъалиль” 7/79.
Са’д ибн Аби Уаккъас (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Поистине, ты обязательно получишь награду за все то, что потратишь ради лика Аллаха, и даже за тот кусочек (еды), что положишь в рот своей жене». аль-Бухари 56, 1295, Муслим 1628.
Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Поистине, некоторые проявляющие религиозную ревность люди, если посмотреть на их положение, то можно найти у них множество упущений во многих вещах. Сколько же женщин сейчас плачут, сожалея о том, что вышли замуж за «придерживающегося» религии. Ведь они обнаружили, что они наихудшие из людей во взаимоотношениях со своими женами. И это несмотря на то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Лучшие из вас – лучшие к своим женам, а я лучший из вас в отношении к своим женам». Но этот несчастный приводит в довод другой хадис и говорит: “А разве посланник (мир ему и благословение Аллаха) не сказал: «Поистине, женщины у вас подобны пленникам». Да, однако посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сравнил ее с пленницей, побуждая как раз к проявлению мягкости в отношении них, и сказал это не для того, чтобы их порабощать! Мы обращаемся с жалобой к Аллаху, братья мои”. Сл. “Ликъа Баб аль-мафтух” № 227.
Как часто на мусульман жалуются их жены в отношении того, что с ней он проявляет наихудшие черты своего характера, тогда как со своими друзьями или в интернет-сообществах он пытается выдать себя чуть ли не за самого праведного человека. Однако при этом, эти люди забывают, что тем самым они не могут быть истинно праведными, ведь будь такой человек действительно праведным, то он в первую очередь показал бы свою праведность своей жене. Ведь со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучшие из вас – это те, кто лучше всех относится к своим женщинам». Ибн Маджах 1978. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 3265.
Также со слов Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучший из спутников (друзей) перед Аллахом – это лучший для друга. И лучший из соседей перед Аллахом – это лучший для соседа». Ахмад 2/168, ад-Дарими 2/215, аль-Хаким 4/164. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 103.
Также со слов Ибн Мас’уда и Кульсум аль-Хуза’и (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если ты услышишь, как твои соседи говорят: “Ты хорош”, то ты действительно хорош. И если услышишь, как твои соседи говорят: “Ты плох”, то ты действительно плох». ан-Нисаи 5 /22, ат-Табарани 3/77. Хадис достоверный. «Сахих аль-джами’» 277, 610.
Имам аль-Мунауи говорил, что под «соседями» речь идет именно о праведных из их числа, а не словах неверных, нечестивых или приверженцев нововведений из их числа. См. “Файдуль-Къадир” 2/514.
Ведь суть этих хадисов сводится к тому, что если о человеке с похвалой отзываются те, кто знает его лучше других, то тогда он действительно хороший и праведный. Ведь соседи и родные, а тем более жена, лучше всех знают о человеке. И если они тебе говорят, что ты хороший и праведный, то ты на самом деле таков. Ведь перед незнакомыми или знающими тебя плохо можно выдать себя за кого угодно!
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Верующий не должен ненавидеть верующую, ибо если не понравится ему какая-либо из черт ее характера, то он останется доволен другой». Муслим 1469.
Имам Абу-ль-‘Аббас аль-Къуртуби об этом хадисе сказал: “Т.е. верующий не должен ненавидеть ее полной ненавистью, которая повлечет их разлучение. Не следует ему так поступать! Напротив, прощает ей ее проступки по причине ее благих дел, не обращая внимания на то, что ему не нравится, вспоминая то, что он любит”. См. “аль-Муфхим” 4/222.
Имам ан-Науауи сказал: “Мужу не следует проявлять ненависть к жене, ведь если в ней есть черта, которая ему ненавистна, то также в ней есть черта, которой он доволен. Например, если она злобная, то в то же время может быть религиозная или красивая или целомудренная или общительная, и т.п.”. См. “Шарх Муслим” 10/58.
Когда один человек спросил Хасана аль-Басри: «К моей дочери посватались многие люди, так за кого же ее выдать?», он ответил: “Выдавай за того, кто боится Аллаха! Ведь такой человек если полюбит ее, будет почитать, а если не полюбит, то по крайней мере не будет ее притеснять”. См. “аль-Ихья” 2/41.
О мусульманин, точно так же, как ты желал бы, чтобы муж твоей сестры или дочери любил и почитал ее, обращайся так же сам и со своей женой!
Каждая мусульманка должна понимать, что если, к примеру, муж не соблюдает какие-либо ее права, то со своей стороны это не дает ей право не соблюдать его прав. Муж будет спрошен Аллахом за оставление своих обязанностей, как и жена будет спрошена за то, что не выполняла свои обязанности перед ним.





Наши рекомендации