Глава2. Оценка и анализ использования нематериальных активов на торгово-промышленной фабрике общество с ограниченной ответственностью «Интерцентр Люкс»
2.1 Краткая характеристика предприятия ТПФООО "Интерцентр Люкс"
ООО "Интерцентр Люкс"-макаронная фабрика. На сегодняшний момент это предприятие, имеющее наиболее богатый опыт по производству макаронных изделий в Приднестровье.
Фабрика расположена в городе Тирасполь, ул. Котовского, 4, на площади 2, 7 гектара. На ее территории находятся: корпус основного производства, административный корпус, склад муки на 500 тонн, бункера для муки на 70 тонн, склады готовой продукции на 300 тонн и вспомогательные помещения.
Опыт, накопленный в течение многолетней деятельности, чётко отлаженный механизм производства и поставок, ответственность и профессионализм руководителей, работников, специалистов - всё это обеспечивает ООО "Интерцентр Люкс" стабильность и успех.
В организации ООО "ИнтерцентрЛюкс" используется комплексная производственная структура (многостадийная). При ней на предприятии существуют все стадии производственного процесса: заготовительная, обрабатывающая и выпускающая (рисунок 1).
Основные цеха являются самыми важными из всей производственной структуры, так как в них происходит основной процесс деятельности предприятия ООО "Интерцентр Люкс" переработка сырья в готовую продукцию.
Рис.1.ПроизводственнаяструктураООО"ИнтерцентрЛюкс"
Как видно из таблицы 2.1 выручка от реализации услуг без учета НДС от основной деятельности составляет – 26456 тыс. рублей, в том числе по видам:
Таблица2.1.
От реализации основной продукции, макарон | 26456т.р. |
От давальческих услуг | 313т.р. |
От поставок тепло энергоресурсов | 471т.р. |
От авто услуг | 196т.р. |
разное | 189т.р. |
От реализации товара | 745т.р. |
Использует автоматизированную форму бухгалтерского учета, которая обеспечивает:
-автоматизацию учетного процесса;
-высокую точность учетных данных;
-оперативность данных учета;
-освобождение работников бухгалтерии от выполнения простых технических функций и предоставление большей возможности заниматься контролем и анализом хозяйственной деятельности.
2.2 Анализ и оценка эффективности использования нематериальных активов в ООО "Интерцентр Люкс"
Как сказано в п.1.3, для управления организацией особое значение имеют показатели эффективности использования нематериальных активов.
При анализе эффективности использования нематериальных активов необходимо провести анализ структуры и динамики не материальных активов. Информационной базой для проведения анализа эффективности использования нематериальных активов служит Бухгалтерский баланс ООО "Интерцентр Люкс" за 2010 год (приложение1). При наличии отчетных данных заряд периодов проводится трендовый анализ, т.е. рассчитываются абсолютные и относительные отклонения по отношению к предыдущим периодам, а также определяются средние отклонения (см.табл.2.2). Проведем анализ структуры и динамики нематериального актива (табл.2.2). Как видно из таблицы 2.2 объем нематериальных активов возрос на 53,3% и составил 23 тыс. руб., что на 8 тыс. руб. больше, чем в 2012 году.
Таблица 2.2. Анализ объема и динамики нематериальных активов за 2013 год
Показатели | Базисный год | Отчетный год | Абсолютное отклонение | Темпы роста, в % к базисному году |
1.Нематериальные активы, тыс.руб. | 153,3 | |||
В том числе: | ||||
Товарные знаки и знаки обслуживания | 153,3 |
Для анализа структуры нематериального актива по видам составляется табл. 2.3.
Таблица2.3 Анализ изменений структуры нематериальных активов
Показатели | Сумма, тыс. руб. | Структура, % | ||||
Базисный год | Отчетный год | Изменение | Базисный год | Отчетный год | Изменение | |
Нематериальные активы, всего, | – | |||||
вт. ч. по видам: | ||||||
Товарные знаки и знаки обслуживания | - |
Как видно из таблицы 2. 3. Структура нематериального актива представлена одним видом нематериального актива: товарные знаки и знаки обслуживания.
Товарные знаки и знаки обслуживания были внесены учредителями ООО "Интерцентр Люкс" в счет вклада в уставный капитал (табл.2.4.)
Таблица 2.4. Анализ структуры нематериальных активов по источникам поступления
Показатели | Сумма, тыс. руб. | Структура, в% | ||||
Базисный год | Отчетный год | Изменение | Базисный год | Отчетный год | Изменение | |
Нематериальные активы, всего | ||||||
В том числе по источникам поступления: | ||||||
Внесенные учредителями | - | |||||
Приобретенные заплату | - | - | - | - | - | - |
Полученные безвозмездно от юридических или физических лиц | - | - | - | - | - | - |
По степени правовой защищенности выделяют несколько групп нематериальных активов. Они могут быть защищены:
-патентами на изобретение;
-зарегистрированными лицензиями;
-патентами на промышленные образцы;
-свидетельствами на товарный знак;
-свидетельствами на право пользования наименованием места происхождения товара;
-авторскими правами;
-свидетельствами об официальной регистрации программ ЭВМ, баз данных.
ООО "Интерцентр Люкс" владеет нематериальными активами на основе свидетельства на товарный знак (табл.2.5):
Таблица2.5.Анализ структуры нематериальных активов по степени правовой защищенности
Показатели | Сумма, тыс. руб. | Структура, в % | ||||
Базисный год | Отчетный год | Изменение | Базисный год | Отчетный год | Изменение | |
Нематериальные активы, защищённые: | ||||||
Свидетельством на товарный знак | - |
По степени ликвидности и риска инвестиций нематериальные активы могут быть оценены потрем категориям:
-высоколиквидные;
-среднеликвидные;
-низколиквидные.
Однако эта классификация относительна, т. к. оценить престижность или значимость нематериального актива можно только экспертным путем. А эксперты используют в качестве основного критерия престижности нематериального актива спектр возможного полезного использования их свойств на трех уровнях – международном, общенациональном и отраслевом.
Вообще нематериальные активы при оценке ликвидности имущества предприятия принято относить к низколиквидным, так как реализовать их значительно труднее, чем основные средства и оборотные активы. Необоснованное увеличение доли нематериального актива в активах предприятия приводит к снижению показателей текущей ликвидности, снижению фондоотдачи в необоротных активов и замедляет оборот всего капитала предприятия. Из-за уменьшения величины собственного оборотного капитала ухудшаются показатели обеспеченности предприятия оборотными средствами, что создает финансовое напряжение и вызывает трудности в финансировании текущей деятельности предприятия.
Эффект от использования нематериального актива выражается в общих результатах хозяйственной деятельности – в снижении затрат на производство, увеличении объемов сбыта продукции, увеличении прибыли, повышении платежеспособности и устойчивости финансового состояния. Поэтому необходимо наращивать темпы роста отдачи капитала, а это возможно в том случае, если динамика темпов роста выручки от реализации продукции будет опережать темпы роста нематериального актива.
Так как нематериальные активы приобретаются с целью получения экономического эффекта от их использования в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг, то эффективность этих вложений необходимо рассматривать сточки зрения повышения доходности производства – по уровню дополнительного дохода на рубль вложенного в нематериального актива капитала (рентабельность нематериального актива).
Рентабельность нематериального актива оценивается по общепринятой формуле:
RНА=Прибыль/Средняя за период стоимость НА,
Где RНА–рентабельность нематериального актива.
Величина этого показателя зависит от рентабельности продажи фондоотдачи нематериального актива за период.
С помощью методов факторного моделирования можно преобразовать исходную модель доходности нематериального актива:
RНА=Прибыль/Объем продаж (выручка от реализации продукции, работ, услуг)*Объем продаж/Средняя стоимость НА
Таким образом, доходность нематериального актива может быть увеличена за счет повышения рентабельности продаж и увеличения их фондоотдачи (см.табл.2.6).
Таблица 2.6 Расчет влияния факторов на изменения доходности нематериального актива в 2013 году
№п/п | Показатель | Базисный год | Отчетный год | Изменение |
Прибыль от реализации, тыс. руб. | +7351 | |||
Выручка от реализации продукции (работ, услуг), тыс. руб. | +131544 | |||
Средняя стоимость нематериального актива, тыс. руб. | +8 | |||
Рентабельность продаж (стр.1:стр.2),% | 0,04 | 0,05 | +0,01 | |
Фондоотдача нематериального актива(стр.2:стр.3) | 9839,13 | +3522,13 | ||
Доходность нематериальных активов(стр.1:стр.3) | 258,9 | 488,47 | +229,57 |
Как видно из анализа эффективности использования нематериального актива улучшились (табл.2.6.), доходность нематериального актива выросла с 258,9 до 488,47, изменение составило +229,57, изменения рентабельности продаж незначительные +0,01%, фондоотдача нематериального актива в 2013 году составила 9839,13.
Но следует отметить, что эффективность нематериального актива возрастает при условии более высоких темпов роста прибыли и выручки над темпами роста нематериального актива.