Договор об организации перевозок.

Понятие – по договору об организации перевозок грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец – предъявлять грузы в установленном объеме; в этом договоре определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.

. Такой договор призван обеспечить организацию систематических перевозок грузов на долгосрочной договорной основе.

УЖТ: договор об организации перевозок грузов;

УАТ: годовой договор (т.к. заключается на год);

Понятие - по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

По правовой природе является двустороннеобязывающим, возмездным, реальным.

В морских перевозках договор перевозки груза может быть и реальным, и консенсуальным (перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель (фрахтователь), в порт назначения и выдать ему (управомоченному на получение груза лицу), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).

Элементы:

Стороны:

Перевозчик:

На морском транспорте (по КТМ). Судовладелец – лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того

На воздушном транспорте (по ВК). Эксплуатант – физическое или юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление воздушных перевозок грузов; должен иметь сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

На ж/д транспорте (по УЖТ). Перевозчик – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки ж/д транспортом общего пользования обязанность доставить вверенный им отправителем груз, управомоченному на его получение лицу (получателю). Все такие юридические лица и ИП являются структурными подразделениями АО «РЖД».

Грузоотправитель – физическое или юридическое лицо

Грузополучатель – лицо, управомоченное на получение груза.

Форма договора. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной, коносамента или иного документа, предусмотренного законом.

По УЖТ: на ж/д транспорте накладная является еще и товаросопроводительным документом. Транспортная накладная состоит из 4 листов: оригинал накладной – выдается перевозчиком грузополучателю, дорожная ведомость, корешок дорожной ведомости – остается у перевозчика, квитанция о приеме груза. Оригинал накладной и ж/д ведомость следуют вместе с грузом.

В КВВТ, УАТ, ВК правила о транспортной накладной аналогичны.

По КТМ: Коносамент составляется перевозчиком на основании подписанного грузоотправителем документа – погрузочного ордера, в котором содержатся данные об отправителе и получателе груза, порте выгрузки и все необходимые сведения о грузе. Коносамент является ценной бумагой и может быть именной, ордерный, предъявительский.

Исполнение договора:

Обязанности перевозчика:

1.Обязан доставить груз в пункт назначения – на ж/д станцию, на речной/морской порт, в место нахождения получателя груза, в аэропорт.

2. Обязан доставить груз с соблюдением определенного срока. Такой срок определяется транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии в них – в разумный срок.

3. Обеспечить сохранность перевозимого груза с момента его принятия до выдачи получателю.

Обеспечению сохранности перевозимых грузов служит пломбирование (вагона, контейнера, судового помещения и др.).

4. Должен уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах. На ж/д транспорте уведомляется не позднее, чем до 12 часов дня, следующем за днем прибытия груза в пункт назначения.

5. Выдать груз получателю или иному управомоченному лицу. Представитель должен иметь доверенность на совершение соответствующих действий. Окончательным подтверждением выдачи груза признается подпись грузополучателя в дорожной ведомости (часть накладной).

По УЖТ:

Перевозчик при выдаче груза выполняет также проверку массы груза, его количества, состояния и т.д. При обнаружении несоответствий с накладной составляется акт общей формы, а если есть разногласия сторон, то составляется и коммерческий акт. Коммерческий акт составляется в следующих случаях:

- для фиксирования несоответствий наименования, массы, количества мест, которые указаны в документах;

- для фиксирования повреждения/порчи груза;

- если груз прибыл без перевозочных документов;

- если перевозочные документы прибыли без груза;

Отличия о ж/д перевозок:

По КВВТ. Порядок выдачи и вывоза груза может быть определен соглашением сторон.

По КТМ. Получателем груза по договору морской перевозки, осуществляемой по коносаменту, признается любой законный держатель коносамента.

Обязанности отправителя:

Внести провозную плату до отправления груза. Плата за перевозку в транспорте общего пользования устанавливается по тарифам, предусмотренным транспортными уставами и кодексами.

КТМ. На морских перевозках взимается фрахт – плата по соглашению сторон, а не по тарифу.

Обязанности грузополучателя:

1. Принять от перевозчика доставленный груз

2. Должен внести плату за перевозку и иные причитающиеся платежи

64. Договор перевозки пассажира и багажа: понятие и особенности, элементы, исполнение, ответственность сторон. Договор транспортной экспедиции.

Понятие - по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

По правовой природе договор является консенсуальным, двусторонним, возмездным, публичным.

Стороны.Пассажир – любое физическое лицо. Перевозчик – транспортная организация, относящаяся к транспорту общего пользования и обязанная осуществлять перевозки по обращению любого гражданина.

Заключение договора. Так как договор является публичным, его заключение для транспортной организации является обязательным с каждым обратившимся гражданином. Основные условия договора перевозки пассажиров для всех должны быть одинаковыми. По способу заключения договор является договором присоединения. Предложение транспортной организацией заключить договор носит характер публичной оферты, а со стороны пассажира, приобретающего билет, ее акцепт совершается в форме конклюдентных действий (оплата стоимости билета).

Пассажир, который приобрел билет, то есть заключил договор, имеет право в одностороннем порядке изменять условия заключенного договора:

- провозить с собой бесплатно одного ребенка не старше 5 лет без занятия отдельного места;

- делать остановку в пути следования с продлением срока действия билета не более, чем на 10 суток;

- продлевать срок действия билета в случае болезни в пути следования и др.

Пассажир в любое время по своему усмотрению вправе отказаться от договора перевозки пассажира, то есть в одностороннем порядке.

По КТМ: при морской перевозке если пассажир отказался от перевозки не позднее срока, установленного правилами морской перевозки пассажиров, либо до отхода судна вследствие болезни или по зависящим от перевозчика причинам (перенос отхода судна на другой срок), ему возвращается плата за проезд и за провоз багажа.

По УЖТ: если пассажир отказался от договора:

- не позднее, чем за 8 часов до отправления, то он получает обратно стоимость проезда: стоимость билета и стоимость плацкарты;

- менее чем за 8 , но не позднее, чем за 2 часа до отправления вправе получить стоимость билета и 50% плацкарты;

- менее чем за 2 часа выплачивается только стоимость билета.

Независимо от сроков возврата билета стоимость проезда возвращается в случаях отмены поезда, задержки его отправления, непредоставления указанного в билете места, болезни пассажира.

Наши рекомендации